город Иркутск |
|
19 ноября 2020 г. |
Дело N А33-29007/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 ноября 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Левошко А.Н., Новогородского И.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альфа" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 25 декабря 2019 года по делу N А33-29007/2019, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 14 июля 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Альфа" (ОГРН 1022401798209, ИНН 2460001399, г. Красноярск; далее - ООО "Альфа", общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании незаконным предписания Департамента городского хозяйства администрации города Красноярска (далее - Департамент) от 17.09.2019 N 486-гх.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: муниципальное казенное учреждение г. Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства" (далее - МКУ "УДИБ"); общество с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" (далее - ООО "КрасКом"), общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Домком" (далее - ООО УК "Домком").
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 25 декабря 2019 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 14 июля 2020 года, заявленные требования удовлетворены частично. Признаны недействительными пункты 1, 2 предписания. В удовлетворении остальной части требований отказано.
ООО "Альфа" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты в части отказа в удовлетворении заявленных требований по мотивам неправильного применения судами статей 8, 209-218 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов движимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ), нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять новый судебный акт.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суды неправомерно не приняли во внимание, что возложенные на Общество оспариваемым предписанием обязательства не связаны с его уставной деятельностью (строительство жилья и объектов социального назначения); построенный дом с инженерными сетями передан обществом, являющимся застройщиком, участникам долевого строительства в соответствии с требованиями Федерального закона N 214-ФЗ; указанный дом с наружными сетями водоснабжения, канализации, теплоснабжения, электрообеспечения принят на обслуживание управляющей компанией ООО УК "Домком"; акт раздела границ эксплуатационной ответственности не является документом, порождающим право владения имуществом, а является составной частью договора о технологическом присоединении объекта капитального строительства к инженерным сетям; доказательства того, что ООО "Альфа" владеет сетями на каком-либо праве, в материалах дела отсутствуют; в акте о передаче жилого дома указано на обслуживание в соответствии с терминами и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона N 214-ФЗ.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в Департамент поступило обращение МКУ "УДИБ" по вопросу организации контрольных мероприятий в рамках компетенции Департамента в отношении ООО "Альфа", допустившего бездействие в части надлежащего содержания, предотвращения возникновения аварийных ситуаций на принадлежащих данному юридическому лицу инженерных сетях.
Департаментом проведен осмотр территории на участке автомобильной дороги по ул. проспект 60 лет образования СССР в районе жилого дома N 43/2, остановка общественного транспорта "Снегири", в ходе которого установлено, что на указанном участке автомобильной дороги имеется провал дорожного покрытия размером около 4 x 8 метров. Место расположения провала соответствует схематически месту расположения инженерных сетей (водоотведения) от Красноярского края-3 до Красноярского края-25, принадлежащих ООО "Альфа" (акт осмотра от 16.09.2019).
На основании приказа от 03.09.2019 N 486-х Департаментом проведена внеплановая проверка (согласована решением Прокуратуры города Красноярска от 03.09.2019) в отношении ООО "Альфа" на объекте: участок автомобильной дороги по ул. проспект 60 лет образования СССР в районе жилого дома N 43/2, остановка общественного транспорта "Снегири".
В ходе проверки установлено, что объект дорожного хозяйства - автомобильная дорога по ул. проспект 60 лет образования СССР состоит в реестре муниципальной собственности, распоряжением администрации города от 22.08.2016 N 4380-недв передана в оперативное управление МКУ "УДИБ". Место расположения провала соответствует схематически месту расположения инженерных сетей (водоотведения) от КК-3 до КК-25, принадлежащих ООО "Альфа". Указанный провал образовывается на данном участке автомобильной дороги каждый год, устраняется силами подрядных организаций в рамках действующих муниципальных контрактов.
Департаментом установлены следующие нарушения:
1) в нарушение частей 2, 3 статьи 19, части 4.2 статьи 25 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ), статьи 10 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ), пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", ООО "Альфа" в результате ненадлежащей эксплуатации сетей канализации от КК-3 до КК-25 на участке автомобильной дороги по ул. проспект 60 лет Образования СССР в районе жилого дома N 43/2 по ул. проспект 60 лет образования СССР, остановка общественного транспорта "Снегири", не приняты меры по предотвращению возникновения и своевременному устранению возникших аварийных ситуаций, что повлекло проседание дорожного покрытия на данном участке улично-дорожной сети;
2) не заключен договор между МКУ "УДИБ" и ООО "Альфа", предусматривающий условия прокладки инженерных коммуникаций, их эксплуатации, а также условия переноса и переустройства таких инженерных коммуникаций в границах автомобильной дороги.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 17.09.2019.
Департаментом выдано предписание, согласно которому ООО "Альфа" необходимо устранить допущенные нарушения путем:
1) незамедлительной организации обследования сетей канализации от КК-3 до КК-25 на участке автомобильной дороги по ул. проспект 60 лет образования СССР в районе жилого дома N 43/2 по ул. проспект 60 лет образования СССР, остановка общественного транспорта "Снегири" с целью выявления и устранения причин провала дорожного покрытия; устранить причины образования провала на указанных сетях (в срок до 19.09.2019);
2) восстановления благоустройства на указанном участке автомобильной дороги после выполнения работ по выявлению и устранению причин образования провала (в срок до 27.09.2019);
3) заключения с владельцем автомобильной дороги - МКУ "УДИБ" договора, предусматривающего технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению владельцем сетей канализации от КК-3 до КК-25, размещенных в границах автомобильной дороги по ул. проспект 60 лет образования СССР при прокладке, переносе, переустройстве, эксплуатации (в срок до 17.10.2019).
ООО "Альфа" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с указанным заявлением об оспаривании предписания.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований в части, исходили из того, что пункт 3 предписания не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона N 257-ФЗ прокладка, переустройство, перенос инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог допускаются в порядке, предусмотренном частями 2 - 3 настоящей статьи (часть 1). Прокладка, перенос или переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах полосы отвода автомобильной дороги осуществляются владельцами таких инженерных коммуникаций или за их счет на основании договора, заключаемого владельцами таких инженерных коммуникаций с владельцем автомобильной дороги, и разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом (в случае, если для прокладки, переноса или переустройства таких инженерных коммуникаций требуется выдача разрешения на строительство). В указанном договоре должны быть предусмотрены технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению владельцами таких инженерных коммуникаций при их прокладке, переносе, переустройстве, эксплуатации (часть 2).
Согласно части 4.2 статьи 25 Федерального закона N 257-ФЗ допускается использование гражданами или юридическими лицами земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации на условиях публичного сервитута. При этом прекращение права постоянного (бессрочного) пользования данными земельными участками не требуется. Решения об установлении публичных сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог принимаются органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на предоставление данных земельных участков владельцам автомобильных дорог, по заявлениям владельцев инженерных коммуникаций.
До 1 января 2013 года владельцы инженерных коммуникаций, размещенных в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны заключить с владельцами автомобильных дорог договоры, предусматривающие условия прокладки инженерных коммуникаций, их эксплуатации, а также условия переноса и переустройства таких инженерных коммуникаций в границах полос отвода автомобильных дорог, и обратиться в орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлениями об установлении публичных сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог в целях эксплуатации таких инженерных коммуникаций (часть 3 статьи 5 Федерального закона от 11.07.2011 N 193-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Таким образом, в силу приведенных правовых норм владельцы инженерных коммуникаций, расположенных в границах полос отвода автомобильных дорог, обязаны заключить с владельцами автомобильных дорог, договоры, предусматривающие условия прокладки инженерных коммуникаций, их эксплуатации, переноса и переустройства инженерных коммуникаций в границах полос отвода автомобильных дорог.
Департаментом при проведении проверки установлено и следует из материалов дела, что объект дорожного хозяйства - автомобильная дорога по ул. проспект 60 лет образования СССР передана в оперативное управление МКУ "УДИБ". Инженерные сети от КК-3 до КК-25 принадлежат ООО "Альфа".
Между тем, как верно признали суды, в нарушение указанных положений действующего законодательства договор между МКУ "УДИБ" и ООО "Альфа", предусматривающий условия прокладки инженерных коммуникаций, их эксплуатации, а также условия переноса и переустройства таких инженерных коммуникаций в границах автомобильной дороги не заключен. Обществом данное обстоятельство не оспаривается.
ООО "Альфа" настаивает на отсутствии у него обязанности заключать указанный договор ввиду того, что Общество не является владельцем или собственником спорных сетей; указывает, что им, как застройщиком, дом с инженерными сетями передан участникам долевого строительства в соответствии с требованиями Федерального закона N 214-ФЗ и принят на обслуживание управляющей компанией ООО УК "Домком"; доказательства того, что ООО "Альфа" владеет сетями на каком-либо праве, в материалах дела отсутствуют.
Данные доводы были предметом рассмотрения судами первой и апелляционной инстанции и обоснованно отклонены. При этом суды исходили из следующего.
Судами установлено, что согласно акту раздела границ эксплуатационной ответственности сторон по сетям водоснабжения и канализации от 01.10.2012, составленному ООО "Альфа" и ООО "КрасКом" после подписания акта приема-передачи от 29.08.2012, спорный участок сетей канализации от КК-3 до КК-25 отнесен к эксплуатационной ответственности ООО "Альфа".
Доказательства передачи спорных канализационных сетей ООО "УК "ДомКом", участникам долевого строительства либо иным лицам в материалах дела отсутствуют.
Акт приема-передачи от 29.08.2012,в соответствии с которым Общество передало ООО "УК "ДомКом" построенный жилой дом с инженерным обеспечением на обслуживание, не свидетельствует о возникновении какого-либо права на спорные сети у ООО "УК "ДомКом" или участников долевого строительства, поскольку действующим законодательством не предусмотрена возможность принадлежности собственникам одного многоквартирного дома канализационных сетей, находящихся за внешней границей стены этого дома и обслуживающих целый жилой микрорайон, и не являющихся общим имуществом этого жилого дома, в соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
Довод заявителя жалобы о том, что акт раздела границ эксплуатационной ответственности не является документом, порождающим право владения имуществом, а является составной частью договора о технологическом присоединении объекта капитального строительства к инженерным сетям, не опровергает указанные выводы судов об отсутствии у собственников многоквартирного дома и у управляющей компании право владения спорными канализационными сетями.
При этом отсутствие у Общества государственной регистрации права не свидетельствует об отсутствии у него, как застройщика, построившего инженерные сети, обязанности по заключению договора в соответствии с требованиями Федерального закона N 257-ФЗ при отсутствии в материалах дела доказательств передачи сетей во владение либо в собственность других лиц, в частности, в муниципальную собственность.
С учётом изложенного, суды правомерно признали пункт 3 оспариваемого предписания от 17.09.2019 N 486-гх соответствующим действующему законодательству и не нарушающим законные права заявителя.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя кассационной жалобы проверены, однако не свидетельствуют о нарушении судами двух инстанций норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего спора, направлены, по сути, на переоценку фактических обстоятельств, установленных судами при вынесении обжалуемых судебных актов, поэтому не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, исходя из предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределов его компетенции.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 25 декабря 2019 года по делу N А33-29007/2019, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 14 июля 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Акт приема-передачи от 29.08.2012,в соответствии с которым Общество передало ООО "УК "ДомКом" построенный жилой дом с инженерным обеспечением на обслуживание, не свидетельствует о возникновении какого-либо права на спорные сети у ООО "УК "ДомКом" или участников долевого строительства, поскольку действующим законодательством не предусмотрена возможность принадлежности собственникам одного многоквартирного дома канализационных сетей, находящихся за внешней границей стены этого дома и обслуживающих целый жилой микрорайон, и не являющихся общим имуществом этого жилого дома, в соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
Довод заявителя жалобы о том, что акт раздела границ эксплуатационной ответственности не является документом, порождающим право владения имуществом, а является составной частью договора о технологическом присоединении объекта капитального строительства к инженерным сетям, не опровергает указанные выводы судов об отсутствии у собственников многоквартирного дома и у управляющей компании право владения спорными канализационными сетями.
При этом отсутствие у Общества государственной регистрации права не свидетельствует об отсутствии у него, как застройщика, построившего инженерные сети, обязанности по заключению договора в соответствии с требованиями Федерального закона N 257-ФЗ при отсутствии в материалах дела доказательств передачи сетей во владение либо в собственность других лиц, в частности, в муниципальную собственность."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19 ноября 2020 г. N Ф02-5589/20 по делу N А33-29007/2019
Хронология рассмотрения дела:
19.11.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5589/20
14.07.2020 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-413/20
25.12.2019 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-29007/19
28.10.2019 Определение Арбитражного суда Красноярского края N А33-29007/19
25.09.2019 Определение Арбитражного суда Красноярского края N А33-29007/19