город Иркутск |
|
20 ноября 2020 г. |
Дело N А10-5206/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 ноября 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бронниковой И.А.,
судей: Парской Н.Н., Уманя И.Н.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кран" на определение Арбитражного суда Республики Бурятия от 20 июля 2020 года по делу N А10-5206/2018, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05 октября 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Бидевельский Михаил Юрьевич обратился в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением о признании должника - общества с ограниченной ответственностью "Племенной завод Боргойский" несостоятельным (банкротом).
Определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 19 июня 2019 года в отношении должника общества с ограниченной ответственностью "Племенной завод Боргойский" введена процедура наблюдения, временным управляющим утверждена Малыгина Екатерина Андреевна.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 24 марта 2020 года общество с ограниченной ответственностью "Племенной завод Боргойский" признан несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утверждена Трускова Анастасия Григорьевна.
На основании определения суда от 17 февраля 2020 года произведена замена кредитора Бидевельского Михаила Юрьевича в реестре требований кредиторов должника общества с ограниченной ответственностью "Племенной завод Боргойский" на его правопреемника - общество с ограниченной ответственностью "КРАН" (далее - ООО "КРАН").
В Арбитражный суд Республики Бурятия 07.08.2019 Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия (далее - министерство) обратилось с заявлением о включении требований в сумме 7 606 550 рублей в реестр требований кредиторов должника - общества с ограниченной ответственностью "Племенной завод Боргойский".
Определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 20 июля 2020 года требование Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия удовлетворено, сумма задолженности включена в реестр требований кредиторов должника.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05 октября 2020 года определение суда первой инстанции в обжалуемой части оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "КРАН" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, и принять по делу новый судебный акт в части частичного удовлетворений заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами неверно применены нормы материального и процессуального права, не установлены все имеющие значение для рассмотрения дела обстоятельства, неправомерным является вывод судов, об отказе в удовлетворении апелляционной жалобы. Кроме того по его мнению заявителя, судом апелляционной инстанции некорректно указана ссылка в обжалуемом судебном акте на пункт 2 статьи 78 Бюджетного кодекса.
В отзыве на кассационную жалобу министерство просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия заключило с ООО "Племенной завод Боргойский" соглашение от 14.03.2016 N СХ056 о предоставлении субсидии в рамках государственной программы "Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий в Республике Бурятия", согласно которому Министерство в соответствии с Порядками финансирования на основании представленных получателем документов предоставляет получателю средства федерального бюджета и бюджета Республики Бурятия на возмещение расходов, связанных с осуществлением мероприятий по реализации Программы.
В пункте 2.1.2 соглашения указано, что Министерство осуществляет проверку предоставленных документов по результатам проверки, при наличии оснований для выплаты субсидий, принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении мер государственной поддержки.
Заявитель во исполнение соглашения перечислил должнику субсидию в сумме 7 606 550 рублей, что подтверждается платежными поручениями от 22.03.2016 N 16994 на сумму 3 175 550 рублей, от 22.03.2016 N 14879 на сумму 4 431 000 рублей.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из их обоснованности и подверженности материалами дела. Поскольку из представленных сведений свидетельствует, что должник не исполнил обязательства, взятые на себя соглашением, а также нарушил условия предоставления субсидии, так как показатели результативности предоставления субсидий ответчиком не достигнуты.
Четвертый арбитражный апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктом 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии и субвенции подлежат возврату в соответствующий бюджет в случаях их нецелевого использования в сроки, устанавливаемые уполномоченным органом исполнительной власти, а также в случае их неиспользования в установленные сроки.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Возможность возврата субсидий в случае нарушения условий предоставления установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
Исходя из толкования закона, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату. Однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий.
Порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета на поддержку агропромышленного комплекса Республики Бурятия, утвержден постановлением Правительства Республики Бурятия от 05.04.2013 N 178(в ред. от 25.02.2016) "Об утверждении порядков предоставления субсидий из республиканского бюджета на поддержку агропромышленного комплекса Республики Бурятия" (далее по тексту - Порядок N 178).
Порядок разработан в целях реализации Государственной программы "Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий в Республике Бурятия", утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 28.02.2013 N 102, и определяет порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета на поддержку отрасли растениеводства (приложение N 3).
Согласно пункту 16 Приложения N 3 Порядка N 178, в редакции Постановления Правительства Республики Бурятия от 25.02.2016 N 64, субсидии предоставляются при условии сохранения или увеличения посевных площадей к уровню прошлого года.
Пунктом 17 Приложения N 3 Порядка N 178 предусмотрено, что субсидия на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства предоставляются заявителям при условии сохранения или увеличения посевных площадей на 1 января текущего года по сравнению с показателем на 1 января предыдущего года
Стороны в приложении N 2 к соглашению согласовали показатели результативности предоставления субсидий.
Согласно указанному приложению увеличение посевных площадей в 2015 году составило 14 770 га, в 2016 - году 7 000 га, то есть процент выполнения программы составил всего 47,4 % от заявленных 100% к уровню 2015 года.
Таким образом, судами установлено, что представленные сведения свидетельствуют о том, что должник не исполнил обязательства, взятые на себя соглашением, а также нарушил порядок предоставления субсидии, так как показатели результативности предоставления субсидий не достигнуты.
В соответствии с пунктом 21.1. Приложения N 3 Порядка N 178 Министерством ежегодно оценивается эффективность осуществления расходов на основании достижения показателя результативности - сохранение или увеличение посевных площадей на 1 января текущего года по сравнению с показателем на 1 января предыдущего года.
В случае если получателем не достигнуты значения показателей результативности за отчетный год (за исключением недостижения показателей в силу возникновения обстоятельств непреодолимой силы), субсидии подлежат возврату в доход республиканского бюджета в течение 30 календарных дней со дня получения организацией соответствующего требования (пункт 31 Приложения N 3 Порядка N 178).
При невозврате субсидий в указанный срок Министерство принимает меры по взысканию подлежащих возврату субсидий в республиканский бюджет в судебном порядке.
В пункте 2.2.8 соглашения стороны согласовали аналогичные условия возврата в доход республиканского бюджета субсидии в случае недостижения показателей результативности за отчетный год. При этом стороны согласовали, условие о том, что возврат остатков субсидий, неиспользованных в отчетном финансовом году, получателем не предусмотрен.
Таким образом, оценив фактические обстоятельства по делу и имеющиеся доказательства, суды обоснованно пришли к выводу о том, что ответчик показатели результативности за 2016 год не смог достичь на уровне 2015 года. Тем самым нарушены условия соглашения N СХ-056 о предоставлении субсидии в рамках государственной программы "Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий в Республике Бурятия", условия Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета на поддержку агропромышленного комплекса Республики Бурятия.
Доводы заявителя кассационной жалобы по существу направлены на переоценку доказательств, в связи с чем, не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, поскольку переоценка доказательств в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в круг полномочий суда кассационной инстанции. Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных судом обстоятельств, а также иное толкование закона, не свидетельствуют о судебной ошибке и не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат оставлению без изменения.
Статья 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривает уплаты государственной пошлины за рассмотрение кассационных жалоб на судебные акты, принятые арбитражным судом по результатам проверки обоснованности требований кредиторов по делам о несостоятельности (банкротстве).
На основании статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 3 000 рублей, уплаченная по платежному поручению N 192 от 20.10.2020, подлежит возврату заявителю с выдачей справки на ее возврат.
Руководствуясь статьями 104, 110, 274, 286-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Республики Бурятия от 20 июля 2020 года по делу N А10-5206/2018, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05 октября 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью "КРАН" излишне уплаченную по платежному поручению N 192 от 20.10.2020 государственную пошлину в размере 3 000 рублей, выдать справку на возврат госпошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Бронникова |
Судьи |
Н.Н. Парская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктом 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии и субвенции подлежат возврату в соответствующий бюджет в случаях их нецелевого использования в сроки, устанавливаемые уполномоченным органом исполнительной власти, а также в случае их неиспользования в установленные сроки.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации)."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 ноября 2020 г. N Ф02-5964/20 по делу N А10-5206/2018
Хронология рассмотрения дела:
20.11.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5964/20
05.10.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-255/20
24.03.2020 Решение Арбитражного суда Республики Бурятия N А10-5206/18
14.11.2019 Определение Арбитражного суда Республики Бурятия N А10-5206/18
06.11.2019 Определение Арбитражного суда Республики Бурятия N А10-5206/18
19.06.2019 Определение Арбитражного суда Республики Бурятия N А10-5206/18