город Иркутск |
|
24 ноября 2020 г. |
Дело N А33-20422/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 ноября 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кушнаревой Н.П.,
судей: Качукова С.Б., Соколовой Л.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дивногорский водоканал" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 26 февраля 2020 года по делу N А33-20422/2019, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 29 июня 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Дивногорский водоканал" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к администрации города Дивногорска (далее - администрация) о взыскании за счет казны муниципального образования денежных средств в размере 19 799 073,38 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Дивногорский городской Совет депутатов.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 26 февраля 2020 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 29 июня 2020 года, в иске отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, направить дело на новое судебное разбирательство.
В кассационной жалобе приведены доводы о том, что суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства общества об изменении предмета исковых требований. Полученные от потребителей денежные средства в виде надбавки к тарифу являются выручкой предприятия, в связи с чем возведение спорного объекта осуществлено за счет личных средств общества и как, следствие, указанный объект является собственностью истца. Судами не дана оценка акту приемки законченного строительством объекта от 30.12.2013. Правовые основания для безвозмездной передачи администрации возведенного объекта отсутствовали. Договор о реализации инвестиционной программы является возмездным, в связи с чем объект передается муниципальному образованию только при условии возмещения понесенных застройщиком затрат. Суды не дали оценку тому обстоятельству, что общество несло затраты на содержание объекта.
В отзыве на кассационную жалобу администрация, ссылаясь на несостоятельность приведенных в ней доводов, просит в ее удовлетворении отказать.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов кассационной жалобы правильность применения судами норм материального права и соблюдение ими норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в целях обеспечения устойчивого функционирования и развития систем коммунального комплекса, повышения качества и надежности предоставления коммунальных услуг населению, модернизации коммунальной инфраструктуры решением Дивногорского городского Совета депутатов от 24.09.2009 N 43-261-ГС утверждена программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры на территории муниципального образования г. Дивногорск на 2009 - 2011 годы, которой предусмотрено строительство объекта "Теплоснабжение площадки очистных сооружений канализации г. Дивногорска".
Застройщиком указанного объекта выступило общество.
В целях строительства указанного объекта Дивногорским городским Советом депутатов принято решение об утверждении обществу надбавки к тарифу на водоотведение на 2009 год. Надбавка к тарифу определена в размере 2,77 рублей за 1 куб.м, с направлением доходов, полученных от введения надбавки, на обеспечение теплоснабжением очистных сооружений канализации. В 2010 и 2011 годах надбавка к тарифу составила 3,66 рублей и 1,8 рублей соответственно за 1 куб.м.
Согласно отчету общества о выполнении инвестиционной программы за период с 01.01.2009 по 31.12.2011 с населения и организаций г. Дивногорска собрано 19 799,1 тысяч рублей за счет надбавки к тарифу на водоотведение. Затраты на капитальные вложения по строительству объекта "Теплоснабжение площадки очистных сооружений канализации г. Дивногорска" за период с октября 2009 года по декабрь 2013 года составили 19 799,1 тысяч рублей.
Письмом от 02.06.2016 общество обратилось к главе администрации города Дивногорска с просьбой принять в казну муниципального образования капитальные вложения по строительству объекта "Теплоснабжение площадки очистных сооружений канализации г. Дивногорска", произведенные в рамках реализации инвестиционной программы "Развитие системы водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования г. Дивногорск на 2009 - 2011 годы".
Актом приема-передачи от 25.05.2016 общество передало администрации капитальные вложения по строительству объекта "Теплоснабжение площадки очистных сооружений канализации г. Дивногорска", находящиеся по адресу: г. Дивногорск, ул. Старый Скит, 5, первоначальной стоимостью 19 799 073, 38 рублей в виде трассы теплоснабжения протяженностью 1 222,6 кв.м.
Указанные капитальные вложения в размере 19 799 073,38 рублей приняты в муниципальную казну муниципального образования города Дивногорска.
Претензией от 24.05.2019 истец обратился к ответчику с требованием оплатить стоимость переданного по договору купли-продажи объекта (трасса теплоснабжения), либо возвратить указанное имущество.
Ссылаясь на неисполнение администрацией претензионных требований, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии с абзацем 3 статьи 1 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" под капитальными вложениями понимаются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.
Статьей 9 указанного Федерального закона установлено, что финансирование капитальных вложений осуществляется инвесторами за счет собственных и (или) привлеченных средств.
В соответствии с частью 6 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ) инвестиционной программой организации коммунального комплекса является программа, разрабатываемая организацией коммунального комплекса и определяющая мероприятия по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов.
В силу части 2 статьи 11 данного Федерального закона инвестиционная программа организации коммунального комплекса разрабатывается на основании условий технического задания, утверждаемого главой местной администрации и разрабатываемого в соответствии с программой комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов и формируемой в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организации коммунального комплекса.
Согласно пункту 11 статьи 11 Федерального закона N 210-ФЗ представительный орган муниципального образования рассматривает и утверждает инвестиционную программу организации коммунального комплекса, устанавливает надбавку к ценам (тарифам) для потребителей.
Пунктом 12 статьи 2 Федерального закона N 210-ФЗ определено, что надбавка к цене (тарифу) для потребителей - ценовая ставка, которая учитывается при расчетах потребителей с организациями коммунального комплекса, устанавливается в целях финансирования инвестиционных программ организаций коммунального комплекса и общий размер которой соответствует сумме надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса, реализующих инвестиционные программы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Дивногорским городским Советом депутатов принимались решения об утверждении обществу надбавок к тарифу на водоотведение на 2009-2011 годы.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности и взаимосвязи, учитывая, что возведение трассы теплоснабжения осуществлено обществом в интересах неопределенного круга лиц, в рамках реализации инвестиционной программы за счет привлеченных от потребителей денежных средств, суды сделали правильный вывод о том, что установленные надбавки к тарифу на водоотведение представляют собой возмещение истцу затрат на строительство объекта.
По этим мотивам доводы общества о возникновении права собственности на спорный объект в связи с возведением его за счет собственных средств со ссылкой на пункт 28 Методических рекомендаций по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.10.2007 N 99, являются несостоятельными.
Произведенная истцом оплата страховых взносов на обязательное медицинское и пенсионное страхование, исполнение им обязанности по предоставлению налоговой отчетности, а также несение расходов на содержание объекта не свидетельствуют о возникшем праве собственности на него.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованным выводам об отсутствии правовых оснований для возникновения у истца права собственности на спорное сооружение, в связи с чем правомерно отказали в удовлетворении исковых требований.
Ссылка заявителя на необоснованный отказ суда в удовлетворении ходатайства об уточнении исковых требований отклоняется как несостоятельная, поскольку суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обществом фактически заявлены новые исковые требования, имеющие самостоятельные предмет и основание, что недопустимо в силу статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального или процессуального права, а по существу направлены на переоценку доказательств и установление фактических обстоятельств дела, отличных от установленных судами первой и апелляционной инстанций, что в силу положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Поскольку определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа 17 сентября 2020 года заявителю была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 3000 рублей подлежит взысканию с общества в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 26 февраля 2020 года по делу N А33-20422/2019, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 29 июня 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Дивногорский водоканал" (ОГРН 1052464085310, ИНН 2464076268) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 000 рублей.
Арбитражному суду Красноярского края выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.П. Кушнарева |
Судьи |
С.Б. Качуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 12 статьи 2 Федерального закона N 210-ФЗ определено, что надбавка к цене (тарифу) для потребителей - ценовая ставка, которая учитывается при расчетах потребителей с организациями коммунального комплекса, устанавливается в целях финансирования инвестиционных программ организаций коммунального комплекса и общий размер которой соответствует сумме надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса, реализующих инвестиционные программы.
...
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности и взаимосвязи, учитывая, что возведение трассы теплоснабжения осуществлено обществом в интересах неопределенного круга лиц, в рамках реализации инвестиционной программы за счет привлеченных от потребителей денежных средств, суды сделали правильный вывод о том, что установленные надбавки к тарифу на водоотведение представляют собой возмещение истцу затрат на строительство объекта.
По этим мотивам доводы общества о возникновении права собственности на спорный объект в связи с возведением его за счет собственных средств со ссылкой на пункт 28 Методических рекомендаций по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.10.2007 N 99, являются несостоятельными."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24 ноября 2020 г. N Ф02-5004/20 по делу N А33-20422/2019