город Иркутск |
|
25 ноября 2020 г. |
Дело N А19-28404/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 ноября 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Барской А.Л.,
судей: Васиной Т.П., Кореневой Т.И.,
при участии в судебных заседаниях 15.10.2020: представителей Министерства экономического развития Иркутской области - Кондаковой М.Ю. (доверенность от 18.01.2019, диплом) и общества с ограниченной ответственностью "Илим Байкал" - Сафина Д.А. (доверенность от 21.01.2020, диплом), 22.10.2020: представителя общества с ограниченной ответственностью "Илим Байкал" - Сафина Д.А. (доверенность от 21.01.2020), 19.11.2020: представителей Министерства экономического развития Иркутской области - Кондаковой М.Ю. (доверенность от 18.01.2019, диплом), общества с ограниченной ответственностью "Илим Байкал" - Сафина Д.А. (доверенность от 21.01.2020) и акционерного общества "Особая экономическая зона "Иркутск" - Аксаментовой В.В. (доверенность от 11.06.2019 N 29),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства экономического развития Иркутской области на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 июля 2020 года по делу N А19-28404/2018 Арбитражного суда Иркутской области,
УСТАНОВИЛ:
Министерство экономического развития Иркутской области (ОГРН 1083808000980, ИНН 3808172140, далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Илим Байкал" (ОГРН 1093850032264, ИНН 3808211569, далее - ООО "Илим Байкал", общество, ответчик) о расторжении соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности в особой экономической зоне, созданной на территории муниципального образования Слюдянский район Иркутской области, от 30.12.2011 N С-1214-ОС/Д25, заключенного между ООО "Илим Байкал" и Министерством экономического развития Российской Федерации, о взыскании штрафа в размере 5 000 000 рублей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство экономического развития Российской Федерации (ОГРН 1027700575385, ИНН 7710349494), акционерное общество "Особые экономические зоны" (ОГРН 1067746539519, ИНН 7703591134, далее - АО "ОЭЗ") и акционерное общество "Особая экономическая зона "Иркутск" (ОГРН 1153850041476, ИНН 3808191898, далее - АО "ОЭЗ "Иркутск").
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 18 марта 2020 года расторгнуто соглашение об осуществлении туристско-рекреационной деятельности в особой экономической зоне, созданной на территории муниципального образования Слюдянский район Иркутской области, от 30.12.2011 N С-1214-ОС/Д25, заключенное между ООО "Илим Байкал" и Министерством экономического развития Российской Федерации; с ответчика в пользу истца взыскано 2 500 000 рублей штрафа.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 июля 2020 года решение суда первой инстанции отменено, принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, Министерство обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского круга с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Заявитель жалобы полагает, что выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, судом неправильно применены нормы материального права и нарушены нормы процессуального права (статья 71, пункт 3 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Указывает, что суд не дал оценки бизнес-плану, являющемуся неотъемлемой частью оспариваемого соглашения; злоупотреблению правом со стороны общества.
Отзыв ответчика на кассационную жалобу не учитывается, поскольку не направлен всем участвующим в деле лицам (статья 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Письменные пояснения, поступившие от АО "ОЭЗ "Иркутск" 17.11.2020 по электронной системе "Мой Арбитр", не принимаются во внимание судом округа ввиду отсутствия доказательств их направления иным участвующим в деле лицам. Поскольку пояснения и приложенные к нему документы поступили в электронном виде, они не подлежат возврату заявителю.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
На основании статьи 163 и части 1 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 15.10.2020 в судебном заседании объявлен перерыв до 14 часов 00 минут 22.10.2020, о чем сделано публичное извещение.
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 октября 2020 года рассмотрение кассационной жалобы в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отложено до 12 часов 55 минут 19 ноября 2020 года.
В настоящем судебном заседании представители Министерства и АО "ОЭЗ "Иркутск" поддержали позицию по кассационной жалобе; представитель общества возражал против ее удовлетворения.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах, определенных статьей 286 этого же Кодекса.
Проверив соответствие выводов Четвертого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судом норм материального права и соблюдения норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между Министерством экономического развития Российской Федерации и ООО "Илим Байкал" (резидент) 30.12.2011 заключено соглашение N С-1214-ОС/Д25 об осуществлении туристско-рекреационной деятельности в особой экономической зоне, созданной на территории муниципального образования Слюдянский район Иркутской области, в соответствии с условиями которого (пункт 1.1) предметом соглашения определено осуществление резидентом туристско-рекреационной деятельности в особой экономической зоне в соответствии с прилагаемым бизнес-планом, а именно: создание и эксплуатация центра активного отдыха.
Пунктом 2.3 соглашения сторонами определены обязанности резидента (в том числе: осуществление капитальных вложений на сумму 130 500 000 рублей; получение в аренду земельного участка; обращение с заявлением о предоставлении технических условий присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения; подготовка результатов инженерных изысканий; получение разрешения на строительство и т.д.).
Срок действия соглашения - с даты его подписания до 03.02.2027 (пункт 3.1 соглашения).
Согласно пункту 4.6 соглашение может быть расторгнуто судом по требованию одной из сторон в связи с существенным нарушением условий соглашения другой стороной, существенным изменением обстоятельств, а также по иным основаниям, предусмотренным ФЗ "Об особых экономических зонах".
В соответствии с пунктом 4.7 соглашения существенным нарушением при исполнении принятых на себя обязательств является: непредставление резидентом в министерство в срок, установленный соглашением, проектной документации для проведения ее экспертизы и согласования (пункт 4.7.1); неосуществление резидентом капитальных вложений в объеме и в сроки, предусмотренные соглашением (пункт 4.7.2); осуществление резидентом в особой экономической зоне предпринимательской деятельности, не предусмотренной соглашением (пункт 4.7.3); неосуществление резидентом туристско-рекреационной деятельности в особой экономической зоне в течение 24 месяцев подряд с даты установления министерством факта неосуществления туристско-рекреационной деятельности (пункт 4.7.4).
В силу пункта 5.2 соглашения при досрочном прекращении действия соглашения в связи с существенными нарушениями резидентом его условий, указанными в пункте 4.7 соглашения, лицо, утратившее статус резидента особой экономической зоны, обязано уплатить штраф в размере 5 % от суммы капитальных вложений, осуществленных на дату утраты статуса резидента особой экономической зоны, но не более 5 000 000 рублей и не менее 150 000 рублей.
Соглашением от 05.09.2016 N С-574-АЦ/Д14, заключенным между Министерством экономического развития Российской Федерации и Правительством Иркутской области полномочия по управлению особой экономической зоной туристско-рекреационного типа переданы Правительству Иркутской области.
Приказом Министерства от 29.11.2016 N 769 был утвержден План проведения проверок исполнения резидентами особых экономических зон условий соглашений об осуществлении (внедрении) промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности и деятельности в портовой особой экономической зоне на 2017 год.
В рамках контроля исполнения обществом условий соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности проведена плановая проверка, которой был установлен факт неосуществления туристско-рекреационной деятельности (резидент не приступил непосредственно к осуществлению туристско-рекреационной деятельности; резидент на территории ОЭЗ не приступил к строительству центра активного отдыха; резидентом в установленный срок не осуществлены инвестиции в размере не менее 130 500 000 рублей т.п.); по результатам проверки составлен акт от 25.10.2017 N 1.
Резиденту выдано уведомление от 13.11.2017 N 02-62-2980/17 об устранении нарушений по итогам проверки исполнения ООО "Илим Байкал" условий соглашения.
16.05.2018 проведена внеплановая проверка исполнения требований уведомления от 13.11.2017 N 02-62-2980/17 об устранении нарушений, в ходе которой установлен факт не устранения выявленных нарушений, составлен акт проверки от 16.05.2018 N 1.
Истец, указывая, что ответчиком допущено существенное нарушение условий соглашения, направил в адрес ответчика требование о его расторжении, полагая свои права нарушенными, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая спор, оценив взаимные обязательства сторон и условия соглашения в совокупности с имеющимися в деле документами, установив факт существенного нарушения ответчиком условий соглашения (акты от 25.10.2017 N 1 и от 16.05.2018 N 1), не представление резидентом доказательств оперативного устранения выявленных нарушений, равно как и доказательств наличия соответствующих намерений по их устранению, суд первой инстанции иск удовлетворил (статьи 8, 421, 432, 309, 310, 329, 330, 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - Закон об особых экономических зонах)). При этом суд счел возможным уменьшить размер ответственности ответчика на основании статьи 404 Гражданского кодекса Российской Федерации, до 2 500 000 рублей.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что неосуществление инвестиций в объеме и в сроки, которые предусмотрены соглашением от 30.12.2011 N С-1214-ОС/Д25, и, следовательно, неосуществление запланированной деятельности, допущено ООО "Илим Байкал" по независящим от резидента обстоятельствам.
Между тем, суд апелляционной инстанции не учел, что согласно акту внеплановой проверки от 16.05.2018 N 1 (л. д. 400-413 т. 1) резидентом не устранены в частности нарушения условия соглашения о том, что резидент не приступил к строительству центра активного отдыха, предусмотренного бизнес-планом и соглашением; в срок, предусмотренный подпунктом 2.3.2 соглашения (т.е. до 30.12.2012), не осуществил инвестиции (в том числе капитальные вложения) в размере не менее 130 500 000 рублей. При этом проверкой установлено, что резидентом получены разрешение от 04.02.2014 N RU 38518101-160 (л. д. 206 т. 2) на строительство 1-ой очереди туристического комплекса на земельном участке площадью 138 388 кв. м с кадастровым номером 38:25:020102:320, сроком действия до 04.02.2016, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также технические условия на технологическое присоединение энергопринимающих устройств от 05.06.2013 N Э-И/ГС-174, N Э-И/ГС-173, N Э-И/ГС-172, N Э-И/ГС-171, N Э-И/ГС-170, N Э-И/ГС-169, срок действия которых истек 05.06.2015. Заявление на продление технических условий в органы управления ОЭЗ не поступало.
В силу части 2 статьи 20 Закона об особых экономических зонах соглашение об осуществлении деятельности может быть расторгнуто судом по требованию одной из сторон в связи с существенным нарушением его условий другой стороной.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что перечень установленных нарушений (согласно актам проверки, которые не были обжалованы ответчиком), относится частью 3 статьи 20 Закона об особых экономических зонах к существенным нарушениям соглашения, поскольку в силу пунктов 2, 4 части 3 статьи 20 названного Закона существенным нарушением соглашения об осуществлении деятельности в особой экономической зоне являются неосуществление предусмотренной соглашением туристско-рекреационной деятельности в течение двадцати четырех месяцев подряд, неосуществление инвестиций, в том числе капитальных вложений, в объеме и в сроки, которые предусмотрены соглашением, в связи с чем в силу положений части 2 статьи 20 указанного Закона, пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации удовлетворил требования Министерства.
Учитывая изложенное, постановление суда апелляционной инстанции следует отменить на основании части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оставить в силе ранее принятое решение суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 июля 2020 года по делу N А19-28404/2018 Арбитражного суда Иркутской области отменить.
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 марта 2020 года по делу N А19-28404/2018 оставить в силе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Л. Барская |
Судьи |
Т.П. Васина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 2 статьи 20 Закона об особых экономических зонах соглашение об осуществлении деятельности может быть расторгнуто судом по требованию одной из сторон в связи с существенным нарушением его условий другой стороной.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что перечень установленных нарушений (согласно актам проверки, которые не были обжалованы ответчиком), относится частью 3 статьи 20 Закона об особых экономических зонах к существенным нарушениям соглашения, поскольку в силу пунктов 2, 4 части 3 статьи 20 названного Закона существенным нарушением соглашения об осуществлении деятельности в особой экономической зоне являются неосуществление предусмотренной соглашением туристско-рекреационной деятельности в течение двадцати четырех месяцев подряд, неосуществление инвестиций, в том числе капитальных вложений, в объеме и в сроки, которые предусмотрены соглашением, в связи с чем в силу положений части 2 статьи 20 указанного Закона, пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации удовлетворил требования Министерства."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25 ноября 2020 г. N Ф02-4631/20 по делу N А19-28404/2018