город Иркутск |
|
26 ноября 2020 г. |
Дело N А19-28646/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2020 года.
В полном объеме постановление изготовлено 26 ноября 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе
председательствующего судьи Качукова С.Б.,
судей Кушнаревой Н.П., Соколовой Л.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу министерства лесного комплекса Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 мая 2020 года по делу N А19-28646/2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 августа 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
министерство лесного комплекса Иркутской области (далее также - министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к публичному акционерному обществу "Газпром" (ОГРН 1027700070518, ИНН 7736050003, адрес юридического лица: г. Москва, далее также - ПАО "Газпром", общество, ответчик) о взыскании доначисленной арендной платы по договору аренды лесного участка от 10.03.2017 N 91-53/17 за 2017-2018 годы в размере 556 333 рублей 24 копеек.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечено общество с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Иркутск" (ОГРН 1073812008731, ИНН 3812100646, адрес юридического лица: г. Иркутск, далее также - ООО "Газпром добыча Иркутск", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 21 мая 2020 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 августа 2020 года, в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, министерство обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просило их отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
В поданной жалобе министерство сослалось на ошибочность выводов судов о том, что при заключении договора аренды от 10.03.2017 N 91-53/17 воля сторон была направлена на предоставление лесного участка для выполнения изыскательских работ.
Общество "Газпром добыча Иркутск" в представленном отзыве указало на несостоятельность доводов истца, в связи с чем просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
ПАО "Газпром" в адресованном суду заявлении доводы отзыва третьего лица поддержало.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, своих представителей не направили, о времени и месте его проведения в соответствии со статьями 123 и 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считаются извещенными надлежащим образом.
Определение о принятии кассационной жалобы к производству и назначении судебного заседания по ее рассмотрению от 21 октября 2020 года выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, и направлено участвующим в деле лицам посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" (kad.arbitr.ru).
На основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, правильность применения судом первой инстанции и апелляционным судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании распоряжения министерства от 28.02.2017 N 336-мр министерство (арендодатель) и ПАО "Газпром" (арендатор) заключили договор аренды лесного участка от 10.03.2017 N 91-53/17, согласно которому арендатору предоставлен во временное пользование находящийся в государственной собственности лесной участок площадью 80,8232 га, имеющий следующее местоположение: Иркутская область, муниципальное образование "Казачинско-Ленский район", Казачинско-Ленское лесничество, Карамское участковое лесничество, Туколоньская дача, эксплуатационные леса, квартал N 124 (в 29 ч., 8 ч, 36 ч., 1 ч., 18 ч.), N 203 (в 26 ч., 32 ч., 28 ч.), N 204 (в 21 ч., 22 ч., 23 ч., 31 ч.), N 244 (в 25 ч., 26 ч.), N 245 (в 20 ч., 23 ч., 28 ч.), N 1 (в 3 ч., 4 ч.), N 106 (в 24 ч.), N 135 (в 4 ч., 6 ч., 24 ч.), N 35 (в 10 ч., 13 ч., 9 ч., 22 ч.), квартал N 77 (в 4 ч., 9 ч.) (эксплуатационные леса) (кадастровые номера 38:07:000000:1018 и 38:07:020105:29) в границах, определенных в кадастровом паспорте и указанных в прилагаемой к договору схеме расположения лесного участка. В пункте 4 договора указано, что лесной участок предоставлен для выполнения работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых.
В разделе 2 договора стороны согласовали размер и условия внесения арендной платы. В частности, в пункте 5 договора стороны установили, что арендная плата определяется в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации на основе минимального размера арендной платы и составляет 16 932 рубля 35 копеек в год (подлежит внесению в федеральный бюджет).
Согласно приложению N 3 к договору (расчет арендной платы) при расчете арендной платы сторонами применена ставка арендной платы (ставка платы за единицу площади лесного участка) - 80 рублей за 1 га в год.
Полагая, что при заключении договора аренды и осуществлении расчета арендной платы была неверно применена ставка платы за единицу площади лесного участка (а именно - применена предусмотренная таблицей 18 ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310, ставка платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при выполнении изыскательских работ (80 рублей за 1 га в год), вместо подлежащей применению, по мнению истца, ставки платы за единицу площади лесного участка при использовании лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых (2 861 рубль 18 копеек - для хвойных пород, 2 767 рублей - для мягколиственных пород за 1 га в год) (таблица 14 ставок платы)), министерство произвело перерасчет предусмотренной договором арендной платы.
Уведомлением от 24.06.2019 N 0011-004015 министерство сообщило арендатору о необходимости внесения доначисленной арендной платы в размере 556 333 рублей 24 копеек, а впоследствии направило ему претензию от 10.09.2019 N 5 с требованием об уплате данной суммы.
Поскольку указанная претензия оставлена обществом без удовлетворения, министерство обратилось в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 3, 21, 25, 43, 71, 72, 73, 94 Лесного кодекса Российской Федерации, статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 424, 431, 607, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 10.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", Положением о предоставлении в аренду без проведения аукциона лесного участка, в том числе расположенного в резервных лесах, для выполнения изыскательских работ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 161, разъяснениями, изложенными в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" и пункте 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах", и, установив, что спорный лесной участок испрашивался ответчиком и фактически использовался для выполнения именно изыскательских работ, исходил из отсутствия оснований для перерасчета арендной платы и взыскания суммы соответствующей разницы.
По результатам повторного рассмотрения дела апелляционный суд выводы суда первой инстанции поддержал.
Указанные выводы судов являются правильными и соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 этого Кодекса.
Статьей 10.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" определено, что лесной участок, в том числе расположенный в резервных лесах, может быть предоставлен в аренду для выполнения изыскательских работ без проведения аукциона на срок не более чем один год в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 161 утверждено Положение о предоставлении в аренду без проведения аукциона лесного участка, в том числе расположенного в резервных лесах, для выполнения изыскательских работ.
Согласно частям 1 и 2 статьи 94 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов в Российской Федерации является платным; за использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений.
В силу части 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 этой статьи. При использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка (часть 3 этой статьи). Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 этой статьи).
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310.
В соответствии с указанным постановлением ставка платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при выполнении изыскательских работ, составляет 80 рублей за гектар в год для всей территории Российской Федерации (таблица 18), ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при использовании лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых для Иркутской области составляют: для хвойных пород - 2 861 рубль 18 копеек за гектар в год, для мягколиственных пород - 2 767 рублей за гектар в год (таблица 14).
Как указано выше, в рассматриваемом случае при заключении договора аренды лесного участка от 10.03.2017 N 91-53/17 стороны применили при осуществлении расчета арендной платы (приложение N 3 к договору) ставку платы за единицу площади лесного участка, равную 80 рублей за гектар в год.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, а также доводы, положенные участвующими в деле лицами в обоснование своих требований и возражений, суд первой инстанции и апелляционный суд установили, что указанный в договоре лесной участок испрашивался ООО "Газпром добыча Иркутск" для ПАО "Газпром" в качестве цели использования лесов для выполнения изыскательских работ ("Выполнение работ по поиску карьеров ОПИ по инвестиционному проекту "Обустройство Ковыктинского газоконденсатного месторождения"), при этом соответствующие работы на предоставленном лесном участке выполнены обществом "Газпром проектирование" на основании договора на выполнение комплексных инженерных изысканий от 04.09.2017 N 0092.020.006.2016/0004/30-559/0817 (акты сдачи- приемки выполненных работ от 02.08.2019 N 9 и N 10). Указанная цель использования лесов отражена в представленных в материалы дела письме (заявлении) от 15.02.2017 N 80/648 о предоставлении лесного участка в аренду, распоряжении министерства от 28.02.2017 N 336-мр "О предоставлении в пределах земель лесного фонда лесного участка в аренду", заявлении от 05.04.2017 N 08/1428 на проведение государственной экспертизы Проекта освоения лесов, в самом Проекте освоения лесов, положительном заключении экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы Проекта освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду ПАО "Газпром", утвержденном распоряжением министерства от 04.05.2017 N 850.
Принимая во внимание указанные обстоятельства (просьбу предоставить лесной участок в аренду сроком на 11 месяцев для выполнения изыскательских работ и фактическое использование предоставленного участка для выполнения этих работ) суды, руководствуясь положениями статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснениями, изложенными в пункте 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах", правомерно пришли к выводу о том, что основной и единственной целью заключения договора аренды от 10.03.2017 N 91-53/17 являлось использование лесного участка для выполнения на нем изыскательских работ. В этой связи суды обоснованно признали правильным расчет арендной платы, произведенный сторонами при заключении договора с использованием ставки платы за единицу площади лесного участка, равной 80 рублей за гектар в год (таблица 18 постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310), и изложенный в приложении N 3 к нему.
Министерство каких-либо доказательств выполнения ответчиком или привлеченными им лицами в период действия договора на предоставленном в аренду лесном участке работ по геологическому изучению недр и разработке полезных ископаемых не предоставило.
С учетом изложенного, суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для перерасчета арендной платы и, установив, что предусмотренная договором арендная плата внесена ответчиком в полном объеме, правомерно отказали в удовлетворении предъявленного иска.
Правовых оснований для иных выводов, в том числе для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств, у суда кассационной инстанции не имеется.
В целом доводы, изложенные министерством в кассационной жалобе, по существу сводятся к его несогласию с установленными судами обстоятельствами и направлены на переоценку представленных в материалы дела доказательств. Однако, исходя из положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, у суда кассационной инстанции отсутствуют полномочия и правовые основания как для переоценки представленных доказательств, так и для установления иных обстоятельств, нежели те, что установлены судом первой инстанции и апелляционным судом.
Таким образом, при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов суд первой инстанции и апелляционный суд правильно применили нормы материального и процессуального права, при этом доводы, изложенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о наличии оснований для их изменения или отмены. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для безусловной отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. В этой связи в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 287 Кодекса обжалуемые решение и постановление следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 мая 2020 года по делу N А19-28646/2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 августа 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Б. Качуков |
Судьи |
Н.П. Кушнарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, а также доводы, положенные участвующими в деле лицами в обоснование своих требований и возражений, суд первой инстанции и апелляционный суд установили, что указанный в договоре лесной участок испрашивался ООО "Газпром добыча Иркутск" для ПАО "Газпром" в качестве цели использования лесов для выполнения изыскательских работ ("Выполнение работ по поиску карьеров ОПИ по инвестиционному проекту "Обустройство Ковыктинского газоконденсатного месторождения"), при этом соответствующие работы на предоставленном лесном участке выполнены обществом "Газпром проектирование" на основании договора на выполнение комплексных инженерных изысканий от 04.09.2017 N 0092.020.006.2016/0004/30-559/0817 (акты сдачи- приемки выполненных работ от 02.08.2019 N 9 и N 10). Указанная цель использования лесов отражена в представленных в материалы дела письме (заявлении) от 15.02.2017 N 80/648 о предоставлении лесного участка в аренду, распоряжении министерства от 28.02.2017 N 336-мр "О предоставлении в пределах земель лесного фонда лесного участка в аренду", заявлении от 05.04.2017 N 08/1428 на проведение государственной экспертизы Проекта освоения лесов, в самом Проекте освоения лесов, положительном заключении экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы Проекта освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду ПАО "Газпром", утвержденном распоряжением министерства от 04.05.2017 N 850.
Принимая во внимание указанные обстоятельства (просьбу предоставить лесной участок в аренду сроком на 11 месяцев для выполнения изыскательских работ и фактическое использование предоставленного участка для выполнения этих работ) суды, руководствуясь положениями статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснениями, изложенными в пункте 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах", правомерно пришли к выводу о том, что основной и единственной целью заключения договора аренды от 10.03.2017 N 91-53/17 являлось использование лесного участка для выполнения на нем изыскательских работ. В этой связи суды обоснованно признали правильным расчет арендной платы, произведенный сторонами при заключении договора с использованием ставки платы за единицу площади лесного участка, равной 80 рублей за гектар в год (таблица 18 постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310), и изложенный в приложении N 3 к нему."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 ноября 2020 г. N Ф02-5834/20 по делу N А19-28646/2019