город Иркутск |
|
03 декабря 2020 г. |
Дело N А58-10600/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Новогородского И.Б., Шелёминой М.М.
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Муниципального казенного учреждения "Агентство земельных отношений" Городского округа "город Якутск" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19 июня 2020 года по делу N А58-10600/2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 сентября 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Кневец Руслан Владимирович (ОГРНИП 304143505000262, ИНН 143500656718, далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Муниципальному казенному учреждению "Агентство земельных отношений" Городского округа "город Якутск" (далее - учреждение) с требованием о признании отказа, изложенного в письме N 6960-ДИЗО/19 от 16.08.2019, в предоставлении муниципальной услуги "Заключение нового договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, или государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов" незаконным; обязании в течение 30 рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу заключить новый договор аренды в отношении земельного участка, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), г.Якутск, ул. Кальвица, площадью 191 кв.м, кадастровый номер 14:36:103020:1822 (далее - земельный участок) на срок не менее трех лет.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19 июня 2020 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 сентября 2020 года, заявленные требования удовлетворены, на учреждение возложена обязанность по устранению допущенных прав и законных интересов предпринимателя.
Не согласившись с указанными судебными актами, учреждение обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Согласно доводов кассационной жалобы, решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги принято правомочным лицом - учреждением в пределах предоставленных ему полномочий, что подтверждается Уставом учреждения, утвержденным распоряжением Окружной администрации города Якутска N 1019п от 28.06.2017, и приказом Департамента имущественных отношений Окружной администрации города Якутска (далее - департамент) N 63-п от 09.08.2019, которым руководителю учреждения Попову И.П. переданы полномочия и право подписи на документах, в том числе об отказе в предоставлении муниципальных услуг (пункт 1.1).
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения Арбитражным судом Республики Саха (Якутия) и Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального права и соблюдение ими норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, во исполнение мирового соглашения, утвержденного определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 21 сентября 2016 года по делу N А58-4650/2014, между департаментом (арендодатель) и предпринимателем (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 09-1/2016-0307 от 24.10.2016 (далее - договор), согласно пункту 1.1 которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования - под магазин.
Согласно пункту 2.1 договора срок аренды земельного участка установлен с 24.10.2016 по 24.10.2019.
16.07.2019 предприниматель обратился в департамент с заявлением о заключении нового договора аренды земельного участка.
Письмом N 6960-ДИЗО/19 от 16.08.2019 учреждение отказало предпринимателю в предоставлении соответствующей муниципальной услуги, поскольку в соответствии с подпунктом 7 пункта 2.16 Административного регламента предоставления Окружной администрацией города Якутска муниципальной услуги: "Заключение нового договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов", утвержденного постановлением Окружной администрации города Якутска от 24.09.2015 N 251п (далее - Административный регламент), на момент заключения нового договора аренды земельного участка отсутствуют предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) основания для предоставления без проведения торгов земельного участка с видом разрешенного использования - под магазин, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
Кроме того, по состоянию на 31.07.2019 на земельном участке расположена часть нежилого здания - магазина с кадастровым номером 14:36:103020:453, сведения о зарегистрированных правах на который в ЕГРН отсутствуют, в связи с чем предпринимателю рекомендовано обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка без торгов в рамках Административного регламента предоставления Окружной администрацией города Якутска муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, или государственная собственность на которые не разграничена, на которых расположены здания, сооружения", утвержденного постановлением Окружной администрации города Якутска от 27.02.2015 N 56п, в государственное автономное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Саха (Якутия)"; а также погасить в течение 30 дней сложившуюся по состоянию на 14.08.2019 задолженность по арендной плате и неустойку.
Не согласившись с отказом в предоставлении муниципальной услуги, изложенным в письме N 6960-ДИЗО/19 от 16.08.2019, предприниматель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, поддержанный апелляционным судом, пришел к выводу, что принятое учреждением решение является незаконным и нарушает права и законные интересы предпринимателя.
В силу положений главы 24 АПК РФ требование об оспаривании решения департамента может быть удовлетворено при доказанности наличия совокупности следующих условий: несоответствия данного акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушения этим актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Установив совокупность указанных условий, арбитражный суд принимает решение об удовлетворении заявленного требования (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Как следует из положений части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
В силу пункта 3 части 1 статьи 14, пункта 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения обладают полномочиями по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
В соответствии со статьей 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Согласно статье 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими (пункт 1); предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом (пункт 2).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 13 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) (далее - ЗК РС (Я)) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области земельных отношений относятся управление и распоряжение в пределах полномочий, установленных федеральным законодательством, законодательством Республики Саха (Якутия) и уставом муниципального района (городского округа), земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "город Якутск", в рамках осуществления органами местного самоуправления городского округа "город Якутск" полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий отнесены к ведению структурного подразделения администрации - департамента на основании пункта 1.1 Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска, утвержденного Решением Якутской городской Думы от 11.06.2014 N РЯГД-8-6 (далее - Положение).
К основным задачам департамента в соответствии с подпунктом 2.1.18 пункта 2.1 Положения относится, в том числе предоставление муниципальных услуг и исполнение муниципальных функций в сфере имущественных и земельных правоотношений.
Порядок предоставления муниципальной услуги по заключению нового договора аренды земельного участка без проведения торгов, стандарт ее предоставления, сроки, а также последовательность административных процедур, действий при осуществлении указанной муниципальной услуги определяется Административном регламентом.
В соответствии с положениями Административного регламента структурным подразделением администрации, ответственным за предоставление муниципальной услуги, является департамент; уполномоченным лицом по рассмотрению и подготовке необходимых документов в рамках Административного регламента - учреждение (пункт 1.3); предоставление муниципальной услуги осуществляется администрацией; ответственным структурным подразделением администрации при предоставлении муниципальной услуги является департамент (пункт 2.2); результатом предоставления муниципальной услуги являются заключение нового договора аренды земельного участка без проведения торгов либо решение об отказе в заключении нового договора аренды земельного участка без проведения торгов (пункт 2.5).
По смыслу пунктов 3.19, 3.19.1, 3.19.2, 3.19.3 Административного регламента, в случае принятия решения об отказе в заключении нового договора аренды земельного участка без проведения торгов подготовленный и согласованный сотрудниками учреждения проект такого решения подписывается начальником департамента.
Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства по настоящему делу установлено, что оспариваемый отказ в предоставлении муниципальной услуги, изложенный в письме N 6960-ДИЗО/19 от 16.08.2019, подписан не начальником департамента, куда с заявлением о заключении нового договора аренды земельного участка 16.07.2019 обратился предприниматель, а руководителем учреждения Поповым И.П.
Исследовав и оценив представленные участвующими в деле лицами доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, руководствуясь вышеизложенными положениями ЗК РФ, ЗК РС (Я), Положения и Административного регламента применительно к установленным в ходе судебного разбирательства по делу конкретным обстоятельствам, суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованным выводам о неисполнении учреждением установленной частью 1 статьи 65, частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемого решения и наличия надлежащих полномочий на его принятие, о нарушении имущественных прав и законных интересов предпринимателя, и, как следствие, о наличии установленных частью 2 статьи 201 АПК РФ оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что на основании приказа департамента N 63-п от 09.08.2019 учреждение имело право на принятие оспариваемого решения, обоснованно отклонены судами, поскольку департамент, в отсутствие соответствующего нормативно-правового регулирования, не наделен дискреционным правом на делегирование своих полномочий на принятие решения об отказе в предоставлении рассматриваемой муниципальной услуги иным органам и организациям. Кроме того, пункт 3.2.7 Устава учреждения, утвержденного распоряжением Окружной администрации города Якутска N 1019п от 28.06.2017, на который ссылается заявитель жалобы, также не предусматривает права учреждения на принятие вышеуказанного решения.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что вышеизложенные выводы судов основаны на оценке всех доказательств, представленных участвующими в деле лицами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьей 71 АПК РФ, установлении всех обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения настоящего спора, и правильности применения положений норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, а также соблюдении норм процессуального права.
Доводы, изложенные учреждением в кассационной жалобе, по существу основаны на неправильном толковании приведенных выше норм права, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и направлены на переоценку доказательств и установление фактических обстоятельств дела, отличных от установленных судами, что в силу положений главы 35 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
При таких условиях по результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов, вследствие чего решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19 июня 2020 года по делу N А58-10600/2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 сентября 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
И.Б. Новогородский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Согласно статье 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими (пункт 1); предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом (пункт 2).
...
По смыслу пунктов 3.19, 3.19.1, 3.19.2, 3.19.3 Административного регламента, в случае принятия решения об отказе в заключении нового договора аренды земельного участка без проведения торгов подготовленный и согласованный сотрудниками учреждения проект такого решения подписывается начальником департамента."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 3 декабря 2020 г. N Ф02-5825/20 по делу N А58-10600/2019
Хронология рассмотрения дела:
03.12.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5825/20
23.09.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3752/20
19.06.2020 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-10600/19
22.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Саха N А58-10600/19