город Иркутск |
|
16 декабря 2020 г. |
Дело N А78-3825/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Левошко А.Н., Шелёминой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 10 июля 2020 года по делу N А78-3825/2020, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 сентября 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Коралл" (ОГРН 1197536007020, ИНН 7536179218, далее - общество, ООО "Коралл") обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края (далее - Минсоцзащиты Забайкальского края, Министерство) о признании незаконным заключения N 21 от 22.01.2020.
Определением Арбитражного суда Забайкальского края от 18 июня 2020 года дела N А78-3825/2020, N А78-3826/2020 объединены в одно производство для совместного рассмотрения, с присвоением делу номера А78-3825/2020.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Забайкальскому краю (далее - Управление МВД России по Забайкальскому краю), государственное казенное учреждение "Краевой центр занятости населения" Забайкальского края (далее - ГКУ КЦЗН Забайкальского края).
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 10 июля 2020 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 сентября 2020 года, заявленные требования удовлетворены, заключение Минсоцзащиты Забайкальского края N 21 от 22.01.2020 признано незаконным.
Не согласившись с принятыми по делу решением суда первой инстанции и постановлением суд апелляционной инстанции, Министерство обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на то, что отсутствует целесообразность привлечения и использования иностранных работников вне квоты по обозначенной обществом профессии; обществом не обоснована возможность и производственная необходимость принятия на работу иностранных работников; обществом не доказан факт несоответствия оспариваемого заключения закону и нарушения прав ООО "Коралл"; при вынесении оспариваемого заключения Министерство руководствовалось приоритетным использованием национальных трудовых ресурсов и ситуацией на рынке труда Забайкальского края.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), в судебное заседание не явились, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "Коралл" 06.12.2019 обратилось в межрайонный отдел по городу Чите и Читинскому району ГКУ КЦЗН Забайкальского края о принятии сведений наличия 5 вакантных мест по профессии "мастер по ремонту технологического оборудования" код профессии 23936 вне квоты со специальными условиями: размер оплаты труда 25 000 рублей, ненормированный рабочий день, высшее образование, знание английского и китайского языков, опыт работы 5 лет.
За получением государственной услуги по выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников граждан КНР - Го Цзиньцай и Хао Синго и выдаче им разрешения на работу ООО "Коралл" 20.01.2020 обратилось в Управление МВД России по Забайкальскому краю.
В связи с поступлением от Министерства заключения N 21 от 22.01.2020, содержащего решение о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников по соответствующим профессиям, специальностям, должностям Управление МВД России по Забайкальскому краю отказало обществу в выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников и разрешений на работу.
Не согласившись с заключением Минсоцзащиты Забайкальского края, общество оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из недоказанности Министерством наличия обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
На основании части 2 статьи 5 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости населения) государственная политика в области содействия занятости населения направлена в том числе на развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда; поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному труду; создание условий для привлечения трудовых ресурсов субъектами Российской Федерации, включенными в перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным; международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ) данный Закон определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.
Согласно пункту 4 статьи 13 Закона N 115-ФЗ работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу.
Абзацем 1 пункта 3 статьи 18 Закона N 115-ФЗ установлено, что разрешение на привлечение и использование иностранных работников выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом при наличии заключения соответствующего органа государственной службы занятости населения субъекта Российской Федерации. Порядок оформления и выдачи заключения о привлечении и об использовании иностранных работников, а также форма такого заключения утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы (абзац 2).
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.10.2014 N 795н утвержден Порядок оформления и выдачи заключения о привлечении и об использовании иностранных работников (далее - Порядок N 795н).
Подпунктом "в" пункта 3 Порядка N 795н предусмотрено, что в течение одного рабочего дня со дня поступления запроса о выдаче заключения, содержащего данные, позволяющие идентифицировать работодателя, заказчика работ (услуг) в регистре получателей услуг, и по результатам сверки, проведенной в соответствии с подпунктом "б" пункта 3 настоящего Порядка, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в области содействия занятости населения, направляет в государственные учреждения службы занятости населения запросы о подготовке предложений о привлечении и об использовании иностранных работников.
Согласно пункту 6 Порядка N 795н запросы о подготовке предложений, предусмотренные подпунктом "в" пункта 3 настоящего Порядка, в центры занятости населения, расположенные на территории субъекта Российской Федерации, не направляются при осуществлении формирования и обновления регистра получателей услуг в режиме реального времени на уровне субъекта Российской Федерации. В указанном случае работник органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно обобщает и анализирует информацию, указанную в пункте 5 настоящего Порядка.
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 795н подготовка предложений о привлечении и об использовании иностранных работников осуществляется на основании обобщения и анализа:
а) центром занятости населения, в который работодатель, заказчик работ (услуг) подавал сведения о потребности в работниках для замещения свободных рабочих мест:
данных о фактах и сроках подачи работодателем, заказчиком работ (услуг) сведений о потребности в работниках для замещения свободных рабочих мест по профессиям, специальностям, должностям, на которые предполагается привлечение иностранных работников;
соответствия заявленных ранее сведений о потребности в работниках для замещения свободных рабочих мест по профессиям, специальностям, должностям и потребности в привлечении и использовании иностранных работников;
сведений о наличии в регистре получателей услуг данных о гражданах, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных граждан, имеющих необходимую профессиональную квалификацию и уровень профессиональной подготовки по профессиям, специальностям, должностям, на которые работодатель, заказчик работ (услуг) планирует привлечение иностранных работников;
сведений о направлении к работодателю, заказчику работ (услуг) граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных граждан, в соответствии с поданными сведениями о потребности в работниках для замещения свободных рабочих мест по профессиям, специальностям, должностям;
сведений о ходе замещения свободных рабочих мест, результатах собеседования граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных граждан, с работодателем, заказчиком работ (услуг) о трудоустройстве на свободные рабочие места, причинах отказа в приеме на работу, причинах, по которым кандидатуры были отклонены;
сведений об отказе работодателя, заказчика работ (услуг) от привлечения для работы российских граждан, проживающих в трудоизбыточных регионах или в другой местности и имеющих необходимую профессиональную квалификацию или уровень профессиональной подготовки;
данных о спросе и предложении рабочей силы, ситуации на рынке труда, уровне безработицы на закрепленной за центром занятости населения территории субъекта Российской Федерации;
сведений, содержащихся в регистре получателей услуг, о рабочих местах, на которые работодатель, заказчик работ (услуг) представлял заявку о потребности в рабочей силе для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками на текущий год;
иной информации, позволяющей подготовить объективные предложения о привлечении и об использовании иностранных работников;
б) иными центрами занятости населения, расположенными на территории субъекта Российской Федерации:
данных, подтверждающих факт отсутствия в регистре получателей услуг сведений о потребности работодателя, заказчика работ (услуг) в работниках для замещения свободных рабочих мест по профессиям, специальностям, должностям, перечисленным в запросе о подготовке предложений;
сведений о наличии в регистре получателей услуг данных о гражданах, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных граждан, имеющих необходимую профессиональную квалификацию и уровень профессиональной подготовки по профессиям, специальностям, должностям, на которые работодатель, заказчик работ (услуг) планирует привлечение иностранных работников;
сведений об отказе работодателя, заказчика работ (услуг) от привлечения для работы российских граждан, проживающих в трудоизбыточных регионах или в другой местности и имеющих необходимую профессиональную квалификацию или уровень профессиональной подготовки;
данных о спросе и предложении рабочей силы, ситуации на рынке труда, уровне безработицы на территории субъекта Российской Федерации, на которой центр занятости населения осуществляет свою деятельность;
иной информации, позволяющей подготовить объективные предложения о привлечении и об использовании иностранных работников.
Пунктом 8 Порядка N 795н предусмотрено, что заключение, содержащее решение о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников по определенным профессиям, специальностям, должностям, выдается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в частности, в случае: наличия возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан, привлечения рабочей силы из других субъектов Российской Федерации.
Судами первой и апелляционной инстанции установлено, что в связи с потребностью в работниках, обществом поданы сведения в центр занятости о наличии вакантных мест по профессии "мастер по ремонту технологического оборудования" со специальными условиями, в частности наличие высшего образования, знания английского и китайского языков, опыт работы 5 лет.
Основанием в выдаче оспариваемого заключения, содержащего решение о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников по заявленной обществом профессии, послужило наличие возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан, привлечения рабочей силы из других субъектов Российской Федерации.
Частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на орган или лицо, которые приняли оспариваемое решение возлагается обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения.
Определением Арбитражного суда Забайкальского края от 18 июня 2020 года Министерству было предложено представить письменные пояснения по существу заявленного требования, документы в обоснование своих доводов.
Между тем Министерством в судах первой и апелляционной инстанций не были представлены доказательства проведения полного анализа и обобщения информации для выдачи мотивированного заключения о нецелесообразности привлечения иностранной рабочей силы по заявленной профессии. При этом, как правильно отмечено судом первой инстанции, Минсоцзащиты Забайкальского края не представлены доказательства о соответствии граждан, состоящих на учете в качестве безработных и представленных Министерством для удовлетворения потребностей ООО "Коралл" в рабочей силе, по заявленным обществом требованиям, предъявляемым к кандидатам на соответствующую должность.
При указанных обстоятельствах, ввиду недоказанности обоснованности выданного Министерством заключения, содержащего решение о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников, и в этой связи нарушения Министерством положений Закона о занятости населения и ограничение прав ООО "Коралл", предусмотренных Законом N 115-ФЗ, суды первой и апелляционной инстанций правомерно пришли к выводу о незаконности оспариваемого заключения.
Ссылка заявителя на неправомерное возложение на него как на государственный орган бремени уплаты государственной пошлины несостоятельна, поскольку в данном случае судом распределены судебные расходы. Освобождение государственных органов от уплаты государственной пошлины на основании положений Налогового кодекса Российской Федерации не влечет их освобождение от исполнения обязанности по возмещению судебных расходов, понесенных стороной, в пользу которой принято решение, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Аналогичная правовая позиция поддержана Верховным Судом Российской Федерации в определении от 24 марта 2020 года N 306-ЭС20-2092 по делу N А55-38376/2018.
Иные доводы, изложенные в жалобе, проверены судом кассационной инстанции и подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального или процессуального права, не опровергают выводы судов, по существу направлены на переоценку доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, и на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 10 июля 2020 года по делу N А78-3825/2020, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 сентября 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Ананьина |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Определением Арбитражного суда Забайкальского края от 18 июня 2020 года Министерству было предложено представить письменные пояснения по существу заявленного требования, документы в обоснование своих доводов.
Между тем Министерством в судах первой и апелляционной инстанций не были представлены доказательства проведения полного анализа и обобщения информации для выдачи мотивированного заключения о нецелесообразности привлечения иностранной рабочей силы по заявленной профессии. При этом, как правильно отмечено судом первой инстанции, Минсоцзащиты Забайкальского края не представлены доказательства о соответствии граждан, состоящих на учете в качестве безработных и представленных Министерством для удовлетворения потребностей ООО "Коралл" в рабочей силе, по заявленным обществом требованиям, предъявляемым к кандидатам на соответствующую должность.
При указанных обстоятельствах, ввиду недоказанности обоснованности выданного Министерством заключения, содержащего решение о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников, и в этой связи нарушения Министерством положений Закона о занятости населения и ограничение прав ООО "Коралл", предусмотренных Законом N 115-ФЗ, суды первой и апелляционной инстанций правомерно пришли к выводу о незаконности оспариваемого заключения.
Ссылка заявителя на неправомерное возложение на него как на государственный орган бремени уплаты государственной пошлины несостоятельна, поскольку в данном случае судом распределены судебные расходы. Освобождение государственных органов от уплаты государственной пошлины на основании положений Налогового кодекса Российской Федерации не влечет их освобождение от исполнения обязанности по возмещению судебных расходов, понесенных стороной, в пользу которой принято решение, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Аналогичная правовая позиция поддержана Верховным Судом Российской Федерации в определении от 24 марта 2020 года N 306-ЭС20-2092 по делу N А55-38376/2018."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16 декабря 2020 г. N Ф02-5868/20 по делу N А78-3825/2020