город Иркутск |
|
16 декабря 2020 г. |
Дело N А19-2435/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Загвоздина В.Д.,
судей: Левошко А.Н., Новогородского И.Б.,
при участии в судебном заседании представителя государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - Тумашевой Н.А. (доверенность от 11.01.2019, диплом о высшем юридическом образовании),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 июля 2020 года по делу N А19-2435/2020, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 08 октября 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Восточно-сибирская компания" (ОГРН 1083808003905, ИНН 3808175007, далее - ООО "ВСК", общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к государственному учреждению - Иркутскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд социального страхования, фонд) о признании незаконным и отмене требования от 01.02.2019 N 4871; о признании незаконным решения от 22.08.2019 (исх. N 0520/04-1322); о признании незаконным отказа от 26.12.2019 (исх. N 05-20/04-21611) в перерасчете тарифа по ставке 0,4% и обязании произвести перерасчет тарифа по ставке 0,4%.
При рассмотрении дела общество отказалось от требований о признании незаконным и отмене требования от 01.02.2019 N 4871, решения от 22.08.2019 (исх. N 0520/04-1322).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 29 июля 2020 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 08 октября 2020 года, заявленные требования удовлетворены в части признания незаконным отказа фонда в проведении перерасчета, в остальной части требований производство по делу прекращено.
Фонд социального страхования, не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке их законности и обоснованности в связи с неправильным применением судами норм материального права, просит судебные акты отменить, в удовлетворении требований страхователю отказать.
Фонд полагает, что поскольку страхователь не представил заявление и документы, подтверждающие фактически осуществляемый вид экономической деятельности, в пределах срока, установленного пунктом 3 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55 (далее - Порядок подтверждения от 31.01.2006 N 55) и в течение 2018 года не обращался в фонд в указанных целях, то не имелось оснований для пересмотра в 2019 году наиболее высокого класса профессионального риска и ставки страхового тарифа, установленных фондом в уведомлении от 27.04.2018 на основании сведений Единого государственного реестра юридических лиц.
Судами не учтено, что уведомление от 07.11.2019 о применении тарифа 0,4% с января 2018 года выдано страхователю вследствие технической опечатки, поэтому применению подлежит тариф 6,1%, указанный в уведомлении от 27.04.2018.
ООО "ВСК" в отзыве выразило несогласие с доводами кассационной жалобы, просило в удовлетворении требований фонда отказать, принятые по делу судебные акты оставить без изменения.
Представитель фонда в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы.
Страхователь о времени и месте проведения судебного заседания судом округа извещен в соответствии с положениями статей 121-123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (первичное извещение - т. 1 л.д. 8, информация о рассмотрении жалобы в установленном порядке размещалась в сети Интернет), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направил.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального права и соблюдения норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "ВСК", с 04.10.2013 не вело экономическую деятельность, не имело работников и сдавало в налоговые органы нулевую отчетность.
В 3 квартале 2018 года общество возобновило деятельность, стало уплачивать страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по тарифу, рассчитанному по ставке 0,4%, исходя из осуществляемой им деятельности в соответствии с основным ОКВЭД 09.10.2 ("Предоставление услуг по монтажу, ремонту и демонтажу буровых вышек"), что соответствует 3 классу профессионального риска.
27.04.2018 фондом вынесено уведомление об установлении страхователю с января 2018 года размера страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 6,1%.
Требованием от 01.02.2019 N 4871 фонд обязал общество внести исправления в отчетность по форме 4-ФСС РФ за 4 квартал 2018 года в связи с тем, что страхователь неправильно произвел расчет по уплате страховых взносов, применив размер страхового тарифа 6,1%.
24.06.2019 фондом вынесено решение N 8295 о взыскании с ООО "ВСК" недоимки по страховым взносам рассчитанной по ставке 6,1%, пеней и штрафов по состоянию на 01.01.2019, так как в установленный пунктом 3 Порядка подтверждения от 31.01.2006 N 55 срок общество не представило документы, подтверждающие основной ОКВЭД на 2018 год.
Не согласившись с указанным решением, общество 17.07.2019 направило возражения с приложением документов, обосновавыющих необходимость установления страхового тарифа в размере 0,4%.
В письме от 22.08.2019 фонд сообщил, что страхователю на 2018 год установлен 28 класс профессионального риска по ОКВЭД 02.10 "Лесоводство и прочая лесохозяйственная деятельность" с тарифом 6,1%, согласно которому задолженность по страховым взносам за 2018 год по состоянию на 01.01.2019 составила 473 068 рублей 57 копеек.
Обществом получено уведомление Фонда от 07.11.2019 об установлении страхователю с января 2018 года страхового тарифа в размере 0,4% в соответствии с основным видом деятельности "Предоставление услуг по монтажу, ремонту и демонтажу буровых вышек".
26.11.2019 ООО "ВСК" обратилось в фонд с заявлением о проведении перерасчета суммы задолженности в связи с пересмотром тарифа с 6,1% на 0,4%, однако в письме от 26.12.2019 фонд отказал в перерасчете, сославшись на установленный обществу 28 класс профессионального риска с тарифом 6,1%.
Не согласившись с отказом фонда, общество обратилось в суд с заявлением о признании его незаконным.
Удовлетворяя заявленные требования в части, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что оснований для отказа в перерасчете у фонда не имелось, поскольку тариф в размере 6,1% был пересмотрен фондом, и новый тариф 0,4%, подлежащий применению с января 2018 года, указан в действующем уведомлении от 07.11.2019.
Суд округа считает выводы судов первой и апелляционной инстанции обоснованными исходя из следующего.
Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", в соответствии с положениями которого одним из основных принципов обязательного социального страхования является дифференцированность страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска, под которым понимается уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователя. Тарифы дифференцируются по отраслям экономики в зависимости от класса профессионального риска. Правила отнесения видов деятельности к классу профессионального риска утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Пункт 8 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 (далее - Правила от 01.12.2005 N 713), предусматривает, что экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
Согласно пункту 9 Правил от 01.12.2005 N 713 основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг. Основным видом экономической деятельности некоммерческой организации является тот вид, в котором по итогам предыдущего года было занято наибольшее количество работников организации.
На основании положений пункта 11 Правил от 01.12.2005 N 713 Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации утвердило Порядок подтверждения от 31.01.2006 N 55.
В силу пункта 2 Порядка подтверждения от 31.01.2006 N 55 основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с пунктом 9 Правил от 01.12.2005 N 713.
Пунктом 3 Порядка подтверждения от 31.01.2006 N 55 предусмотрено, что для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации следующие документы: заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку; справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку; копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства). Документы, указанные в настоящем пункте, представляются на бумажном носителе либо в форме электронного документа.
В соответствии с пунктом 5 Порядка подтверждения от 31.01.2006 N 55 в случае, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, территориальный орган Фонда социального страхования относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц, и в срок до 01 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
Аналогичные положения содержит и пункт 13 Правил от 01.12.2005 N 713, согласно которым если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц.
При этом предусмотренное пунктом 5 Порядка подтверждения от 31.01.2006 N 55 право фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности и аналогичные положения пункта 13 Правил от 01.12.2005 N 713 не являются санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а являются мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности.
Соответствующая правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2018 N 309-КГ18-7926.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Данное положение подлежит учету и при толковании законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в силу правовых позиций, изложенных в актах Конституционного Суда Российской Федерации (в том числе определения от 10.07.2003 N 291-О, от 15.07.2003 N 311-О, от 22.01.2004 N 8-О). Виды деятельности плательщика - организации, указанные в Едином государственном реестре юридических лиц, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют. Право фонда, установленное в пункте 5 Порядка подтверждения от 31.01.2006 N 55, основано на предусмотренной в законодательстве опровержимой презумпции, позволяющей фонду в условиях отсутствия надлежащей информации установить страхователю повышенный тариф страховых взносов, во всяком случае обеспечивающий права застрахованных лиц.
Таким образом, по смыслу пункта 5 Порядка подтверждения от 31.01.2006 N 55, страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в пункте 3 данного Порядка, и после установления фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности; фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом. Отказ фонда может быть обжалован в суд; бремя доказывания в суде обоснованности заявленного тарифа, в силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лежит на заинтересованном лице - страхователе. Иной подход противоречит принципу дифференцированности страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска осуществляемых видов экономической деятельности.
Данная правовая позиция сформулирована в определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969.
На основании изложенного правового регулирования и с учетом имеющихся в деле доказательств, суды правильно установили, что фонд пересмотрел ранее установленный обществу тариф в размере 6,1%, о чем составлено уведомление от 07.11.20149 с указанием основного вида деятельности ООО "ВСК" "Предоставление услуг по монтажу, ремонту и демонтажу буровых вышек" и 3 класса профессионального риска. Указанное уведомление получено страхователем, является действующим, оно не отзывалось, не изменялось и о наличии ошибок в нем до обращения общества в суд фонд не заявлял.
Правильность выводов судов о необходимости применения обществом в 2018 году тарифа 0,4% также подтверждается представленными страхователем по перечню, указанному в пункте 3 Порядка подтверждения от 31.01.2006 N 55, в материалы дела и фонду документами, в соответствии с которыми основным видом деятельности страхователя является "Предоставление услуг по монтажу, ремонту и демонтажу буровых вышек" (код ОКВЭД 09.10.2), что является основанием для установления тарифа применительно к 3 классу профессионального риска в размере 0,4% (том 1).
Соответствующие доводы, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм права относительно невозможности пересмотра установленного страхового тарифа исходя из фактически осуществляемого вида деятельности.
Доводы кассационной жалобы были рассмотрены судами двух инстанций, получили надлежащую правовую оценку и по своей сути выражают несогласие с выводами судов относительно установленных по делу обстоятельств и основаны на неправильном толковании норм материального права.
Исследование и оценка доказательств осуществлены судами по правилам главы 7 и статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы судов основаны на правильном применении норм права и соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств и установленным по делу обстоятельствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 июля 2020 года по делу N А19-2435/2020, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 08 октября 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Д. Загвоздин |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Соответствующая правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2018 N 309-КГ18-7926.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Данное положение подлежит учету и при толковании законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в силу правовых позиций, изложенных в актах Конституционного Суда Российской Федерации (в том числе определения от 10.07.2003 N 291-О, от 15.07.2003 N 311-О, от 22.01.2004 N 8-О). Виды деятельности плательщика - организации, указанные в Едином государственном реестре юридических лиц, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют. Право фонда, установленное в пункте 5 Порядка подтверждения от 31.01.2006 N 55, основано на предусмотренной в законодательстве опровержимой презумпции, позволяющей фонду в условиях отсутствия надлежащей информации установить страхователю повышенный тариф страховых взносов, во всяком случае обеспечивающий права застрахованных лиц.
Таким образом, по смыслу пункта 5 Порядка подтверждения от 31.01.2006 N 55, страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в пункте 3 данного Порядка, и после установления фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности; фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом. Отказ фонда может быть обжалован в суд; бремя доказывания в суде обоснованности заявленного тарифа, в силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лежит на заинтересованном лице - страхователе. Иной подход противоречит принципу дифференцированности страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска осуществляемых видов экономической деятельности.
Данная правовая позиция сформулирована в определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16 декабря 2020 г. N Ф02-6083/20 по делу N А19-2435/2020