город Иркутск |
|
14 декабря 2020 г. |
Дело N А78-13532/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новогородского И.Б.,
судей: Ананьиной Г.В., Левошко А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 25 мая 2020 года по делу N А78-13532/2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 августа 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края (ОГРН 1187746728840, ИНН 7707418081; далее также - минсоцзащиты) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Управлению федерального казначейства по Забайкальскому краю (ОГРН 1087536010825, ИНН 7536098079; далее - УФК, управление) о признании незаконными и отмене предписания N 19-2/19 и представления N 19-1/36 от 04.10.2019.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: министерство финансов Забайкальского края (ОГРН 1087536008108, ИНН 7536095230), министерство просвещения Российской Федерации (ОГРН 1187746728840, ИНН 7707418081), министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края (ОГРН 1197536002982, ИНН 7536176217), Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (ОГРН 1087536008801, ИНН 7536095984; далее - департамент), министерство науки и высшего образования Российской федерации (ОГРН 1187746579690, ИНН 9710062939).
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 25 мая 2020 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 августа 2020 года, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, минсоцзащиты обратилось с кассационной жалобой в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, в которой просит их отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Как следует из кассационной жалобы, суды пришли к ошибочному выводу о том, что предоставление жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, подтверждается исключительно заключением договора найма специализированного жилого помещения, и ответственность за заключение данного договора возложена на минсоцзащиты. Показатель результативности использования субсидии за 2017 год 158 человек минсоцзащитой достигнут и соответствует показателю, представленному в отчете за 2017 год. Показатель результативности использования субсидии за 2018 год (254 человек) соответствует показателю, представленному в отчете за 2018 год, так как жилые помещения приобретены и построены в отчетном году, решения о предоставлении жилых помещений приняты министерством в 2018 году. Непосредственное заключение договоров найма специализированных жилых помещений входит в полномочия Департамента, который и должен контролировать использование таких помещений.
УФК и министерство науки представили отзывы на кассационную жалобу, из которых следует об их согласии с обжалуемыми судебными актами.
Иные лица отзывы на кассационную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд кассационной инстанции своих представителей не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, управлением в отношении минсоцзащиты проведена плановая выездная проверка по вопросам предоставления и использования субсидий из федерального бюджета на предоставление жилых помещений детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа договорам найма специализированных жилых помещений в рамках подпрограммы "Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей" государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" в минсоцзащиты за периоды 2017-2018 годов.
В ходе проверки управлением выявлены нарушения пунктов 4.3.5, 4.3.3, 4.3.4 Соглашения от 19.02.2017 N 074-08-145 о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Забайкальского края на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений; пункта 7 постановления Правительства Забайкальского края от 26.02.2013 N 90 "О порядке предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Забайкальского края"; пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей": представлена недостоверная отчетность о достижении значений показателей результативности за 2017 год (в результате искажения (завышения) фактических показателей результативности на 56 человек); в 2017 году не достигнут показатель результативности исполнения мероприятия; представлена недостоверная отчетность о достижений значений показателей результативности за 2018 год (в результате искажения (завышения) фактических показателей результативности на 10 человек); в 2018 году не достигнут показатель результативности исполнения мероприятия; в 2018 году принимались решения о предоставлении жилых помещений лицам, включенным в Список без заявления лиц о согласии заключения договора найма специализированного жилого помещения в 12 случаях; не осуществлялся контроль за использованием жилых помещений и распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений по адресам: Забайкальский край, г. Чита, ул. Казачья, д. 226, кв. 65 (установлен 1 случай сдачи в наем жилого помещения, переданного нанимателю во временное пользование), Забайкальский край, Читинский район, с. Маккавеево, ул. Центральная, д. 104 и д. 105 (установлены факты не использования жилых помещений по назначению, переданных нанимателям во временное пользование).
По результатам проверки управлением составлен акт проверки от 13.09.2019 и выдано предписание от 04.10.2019 N 19-2/19, согласно которому минтруда обязано вернуть в федеральный бюджет в срок до 10.12.2019 денежные средства в размере 3 181 981 рублей 05 копеек, рассчитанные в соответствии с пунктом 16 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 999 (пункт 1); вернуть в федеральный бюджет в срок до 10.12.2019 средства в размере 1 059 963 рублей 54 копеек, рассчитанные в соответствии с пунктом 16 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 999 (пункт 2).
Также 04.10.2019 управлением внесено представление N 19-1/36 с требованием принять меры по устранению причин и условий бюджетных нарушений в течение 30 календарных дней со дня получения представления.
Полагая, что предписание и представление нарушают его права и законные интересы, минсоцзащиты обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из соответствия закону оспариваемых ненормативных правовых актов.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, исходя из следующего.
Суды обоснованно руководствовались положениями статей 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 265, 266.1, 269.2, 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Постановлением Правительства РФ от 30.09.2014 N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации" и обоснованно установили, что оспариваемые предписание и представление выданы управлением в соответствии с предоставленными ему полномочиями.
Минсоцзащиты является ответственным исполнителем осуществления мероприятия "Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений" подпрограммы 3 "Совершенствование социальной поддержки семьи и детей" государственной программы Забайкальского края "Социальная поддержка граждан", в связи с чем именно на него как на орган опеки и попечительства субъекта Российской Федерации возлагается осуществление общего контроля в рамках предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон N 159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Аналогичные положения предусмотрены в части 1 статьи 7 Закона Забайкальского края от 18.12.2009 N 315-ЗЗК "О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей".
Таким образом, судами первой и апелляционной инстанций сделан правомерный вывод о том, что предоставление жилого помещения данной категории лиц (включение в показатель результативности) подтверждается заключением договора найма специализированного жилого помещения.
Принятие министерством решения о предоставлении жилого помещения не является показателем результативности.
Исследовав обстоятельства дела и оценив имеющиеся доказательства в соответствии со статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами установлено и подтверждается материалами дела, что в нарушение положений соглашений N 074-08-145 и N 074-08-2018-010 показатели результативности исполнения мероприятий минсоцзащиты в 2017 и 2018 годах завышены соответственно на 56 человек (158 - 102) и на 10 человек (254 - 244), минсоцзащитой также не обеспечены показатели результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в 2017 - 2018 годах.
Доводы минсоцзащиты об обратном отклоняются, как необоснованные.
Расчет объема средств, подлежащих возврату в федеральный бюджет в связи с нарушением обязательств по достижению показателей результативности в 2017-2018 годах произведен управлением в соответствии с пунктом 16 Правил N 999 с учетом частичного возврата денежных средств по платежному поручению N 4866639 от 7 июня 2018 года.
В ходе проведения проверки управлением также установлено, что минсоцзащитой в 2018 году в нарушение абзаца второго пункта 1 статьи 8 Закона N 159-ФЗ, Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Забайкальского края, утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от 26.02.2013 N 90 (далее - Порядок N 90), принимались решения о предоставлении жилых помещений лицам, включенным в список, без заявления таких лиц о согласии заключения договора найма специализированного жилого помещения в 12 случаях.
При этом, как правильно указали суды, Порядок N 90 не содержит каких-либо исключений в предоставлении жилых помещений лицам без их согласия на заключение договора в отношении жилого помещения, расположенного по определенному адресу, в том числе на основании вступивших в законную силу судебных актов.
Исходя из изложенного, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Изложенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы судов и подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся к переоценке доказательств и установленных по делу обстоятельств, оснований для которой суд кассационной инстанции не обладает в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, не установлено.
Исходя из изложенного, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятых судебных актов.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 25 мая 2020 года по делу N А78-13532/2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 августа 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Б. Новогородский |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон N 159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
...
В ходе проведения проверки управлением также установлено, что минсоцзащитой в 2018 году в нарушение абзаца второго пункта 1 статьи 8 Закона N 159-ФЗ, Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Забайкальского края, утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от 26.02.2013 N 90 (далее - Порядок N 90), принимались решения о предоставлении жилых помещений лицам, включенным в список, без заявления таких лиц о согласии заключения договора найма специализированного жилого помещения в 12 случаях."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14 декабря 2020 г. N Ф02-5692/20 по делу N А78-13532/2019