город Иркутск |
|
01 июля 2024 г. |
Дело N А58-5886/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июля 2024 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кушнаревой Н.П.,
судей: Качукова С.Б., Дамбарова С.Д.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Норбоевой Д.А.,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Таас-Юрях Нефтегазодобыча" - Тарасова О.Ю. (доверенность от 21.11.2023 N 157, диплом, паспорт), а также посредством использования системы веб-конференции представителя администрации муниципального образования "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия) - Андреевского С.И. (доверенность от 29.12.2023, диплом, паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2023 года по делу N А58-5886/2022 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 марта 2024 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Таас-Юрях Нефтегазодобыча" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд к администрации муниципального образования "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия) (далее - администрация) о признании недействительными пунктов 28 и 29 постановления от 27.01.2021 N 0154 и решения об отказе в изменении вида разрешенного использования земельных участков, оформленного письмом от 30.04.2022 N 2668.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) "Центр государственной кадастровой оценки".
При повторном рассмотрении дела решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2023 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 марта 2024 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами в части признания пункта 28 постановления от 27.01.2021 N 0154 незаконным, администрация обратилась с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
В кассационной жалобе приведены доводы о несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, неправильном применении норм права. Суды не учли, что с 2006 года и до издания оспариваемого постановления земельный участок с кадастровым номером 14:16:070101:529 имел вид разрешенного использования "для размещения нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов". Следовательно, применяемый при расчете арендной платы удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с видом разрешенного использования "трубопроводный транспорт" и "размещение нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов" является одним и тем же и не влияет на размер арендной платы. Увеличение в 2022 году кадастровой стоимости спорного земельного участка связано не с изменением вида разрешенного использования, а с исправлением допущенной технической ошибки при определении его кадастровой стоимости, а именно неверным применением удельного показателя кадастровой стоимости по виду разрешенного использования "коммунальное обслуживание". Оснований для изменения вида разрешенного использования земельного участка на "недропользование" в соответствии с классификатором у администрации также не имелось, поскольку он не соответствует ранее установленному виду разрешенного использования земельного участка.
В отзыве на кассационную жалобу общество, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых актов, просило оставить их без изменения.
Присутствующие в судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы.
Как установлено судами, общество, осуществляющее на основании лицензии разработку и добычу нефти на Центральном нефтяном блоке Среднеботуобинского месторождения, на основании договора является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами 14:16:70101:0529 и 14:16:70101:0087, расположенных в Мирнинском районе Республики Саха (Якутия) с целевым использованием под эксплуатацию коридора коммуникаций групповой замерной установки.
Обществом возведены нефтепроводы с кадастровыми номерами 14:16:070101:3454, 14:16:070101:2359, которые проходят по земельным участкам, находящихся в аренде, соединяя непосредственно скважины с центральным пунктом сбора нефти.
В период с 20 октября 2016 года до 27 января 2021 вид разрешенного использования арендованных земельных участков был установлен с кодом 6.1 (недропользование) в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков".
Постановлением администрации от 27.01.2021 N 0154 определены виды разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 14:16:70101:0529 и 14:16:70101:0087 "трубопроводный транспорт" (код 7.5) (пункты 28 и 29 приложения).
27.04.2022 общество обратилось в администрацию с просьбой об изменении вида разрешенного использования на прежний "недропользование".
31.05.2022 администрация сообщила обществу об отказе в удовлетворении заявления об изменении вида разрешенного использования.
Полагая, что пункты 28 и 29 Приложения к указанному постановлению и решение от 31.05.2022 не соответствуют закону и нарушают права и интересы в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с указанным выше заявлением.
Признавая оспариваемые акты администрации недействительными как не соответствующие требованиям закона и нарушающие права общества, суды правомерно исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 65, частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту, законности его принятия, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, который вынес соответствующее решение.
В силу частей 11, 12 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору. До 01.01.2021 орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления муниципального округа, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется.
В рассматриваемом случае оспариваемым постановлением от 27.01.2021 N 0154 определены виды разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 14:16:70101:0529 и 14:16:70101:0087, которым они отнесены к виду разрешенного использования 7.5 (трубопроводный транспорт) (пункты 28 и 29 приложения к постановлению).
В соответствии со статьей 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Из содержания подпункта 8 пункта 1 статьи 1, пункта 2 статьи 7, статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 9 статьи 1, частей 1, 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которые могут вестись землепользователем на предоставленном ему участке.
Как установлено судами, общество является владельцем лицензии для разработки и добычи полезных ископаемых - нефти на Центральном нефтяном блоке Среднеботуобинского месторождения. Предоставленные в аренду для эксплуатации коридора коммуникаций групповой замерной установки земельные участки с кадастровыми номерами 14:16:70101:0529 и 14:16:70101:0087 находятся в пределах границ лицензионного участка. Промысловые трубопроводы общества, пересекающие спорные участки, идут от скважин до центрального пункта сбора нефти.
Указанные обстоятельства подтверждаются, в том числе схемой расположения трубопроводов с отображением на ней объектов, площадок, центрального пункта сбора нефти и приемо-сдаточных пунктов, схемой расположения земельных участков на кадастровом плане территории с отражением промысловых нефтесборов, объектов нефтегазодобычи, границ лицензионных участков.
Исходя из того, что расположенные на спорных земельных участках трубопроводы являются объектами обустройства месторождений, предназначены для транспортировки нефти в пределах горного отвода и неразрывно связаны с единым технологическим процессом добычи нефти, что предусмотрено описанием вида разрешенного использования "недропользование", суды пришли к правильному выводу о том, что установленный оспариваемым распоряжением вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 14:16:70101:0529 и 14:16:70101:0087 "трубопроводный транспорт" не соответствует фактическому виду разрешенного использования этих земельных участков.
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, а также доводы и возражения сторон, суды пришли к выводу о том, что административный орган не доказал наличие у него правовых оснований на изменение в одностороннем порядке вида разрешенного использования арендуемых обществом земельных участков.
Доказательств, свидетельствующих о том, что осуществляемая обществом на арендованных земельных участках деятельность относится к сфере транспорта и соответствует виду разрешенного использования с кодом 7.1 "трубопроводный транспорт", в дело не представлено.
С учетом приведенных обстоятельств, выводы судов о наличии правовых оснований для признания незаконным в обжалуемой части решения администрации являются соответствующими статьям 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, содержащиеся в кассационной жалобе доводы основаны на ошибочном толковании действующего законодательства и фактических обстоятельств спора.
Вопреки ссылкам администрации, увеличение арендной платы произошло в результате изменения вида разрешенного использования земельного участка, а не в связи с неверным применением удельного показателя кадастровой стоимости, на что обоснованно указано судом апелляционной инстанции.
Иные приведенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом исследования в ходе судебного разбирательства в судах двух инстанций, получили надлежащую правовую оценку и по существу направлены на переоценку доказательств и установленных фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2023 года по делу N А58-5886/2022 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 марта 2024 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.П. Кушнарева |
Судьи |
С.Д. Дамбаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Из содержания подпункта 8 пункта 1 статьи 1, пункта 2 статьи 7, статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 9 статьи 1, частей 1, 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которые могут вестись землепользователем на предоставленном ему участке."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 1 июля 2024 г. N Ф02-2724/24 по делу N А58-5886/2022
Хронология рассмотрения дела:
01.07.2024 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2724/2024
19.03.2024 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-713/2023
15.12.2023 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-5886/2022
28.08.2023 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4223/2023
03.05.2023 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-713/2023
26.12.2022 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-5886/2022