город Иркутск |
|
21 декабря 2020 г. |
Дело N А19-7847/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Ананьиной Г.В., Левошко А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Эльбрус" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 июня 2020 года по делу N А19-7847/2020, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 02 сентября 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Енисейское управление Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору (далее - Енисейское управление Ростехнадзора, Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о привлечении муниципального унитарного предприятия "Эльбрус" (ОГРН 1143850010028, ИНН 3851993288, п. Новомальтинск, Усольский район Иркутской области; далее - МУП "Эльбрус", Предприятие) к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 23 июня 2020 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 02 сентября 2020 года, заявленное требование удовлетворено, Предприятие привлечено к административной ответственности по статье 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 160 000 рублей.
МУП "Эльбрус" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами норм материального права, нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что суды не дали оценку его доводам о том, что на день составления протокола об административном правонарушении задолженность в сумме 152 482 рубля 59 копеек была уже погашена; доказательства наличия задолженности (акт сверки платежей) административным органом не представлены; в качестве заинтересованных лиц для полного и объективного рассмотрения дела не привлечены общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Иркутскэнерго" и учредитель Предприятия - администрация Новомальтинского муниципального образования, которые могли бы предоставить доказательства наличия обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, и невиновности привлекаемого к ответственности лица; штраф в сумме 160 000 рублей несоразмерен с суммой долга, у суда имелась возможность снизить наказание ниже низшего предела в соответствии со статьей 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В отзыве на кассационную жалобу Енисейское Управление Ростехнадзора считает ее доводы несостоятельными, судебные акты - законными и обоснованными.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
В судебном заседании объявлен перерыв в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с 08 декабря 2020 года до 15 декабря 2020 года до 11 часов 50 минут, о чем сделано публичное извещение на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа.
После перерыва судебное разбирательство продолжено в том же составе судей, представители сторон участия в судебном заседании не принимали.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "Иркутскэнергосбыт" обратилось в Управление с заявлением о возбуждении в отношении МУП "Эльбрус" дела об административном правонарушении.
Административным органом установлено, что между ООО "Иркутскэнергосбыт" (гарантирующий поставщик) и МУП "Эльбрус" 14.09.2015 заключен договор энергоснабжения N КСООО0001839, согласно пункту 1.1 которого гарантирующий поставщик обязуется подавать потребителю через присоединенную сеть электрическую энергию (мощность), а потребитель обязуется оплачивать принятую электрическую энергию, а также соблюдать предусмотренный настоящим договором режим её потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении электрических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования связанных с потреблением электрической энергии.
Отпуск электрической энергии осуществляется для электроустановок, указанных в приложении N 2 к настоящему договору, а именно: для мастерских, расположенных по адресу: 665471, Иркутская область, Усольский район, п. Новомальтинск, квартал 1, д. 3; кат. защиты С-2, расположенной по адресу: 665471, Иркутская область, Усольский район, п. Новомальтинск, квартал 2, д. 14; кат. защиты С-1, расположенной по адресу: 665471, Иркутская область, Усольский район, п. Новомальтинск, квартал 2, д. 14; угольной котельной ВРУ-1, расположенной по адресу: 665471, Иркутская область, Усольский район, п. Новомальтинск, квартал 5, д. 2; угольной котельной ВРУ-2, расположенной по адресу: 665471, Иркутская область, Усольский район, п. Новомальтинск, квартал 5, д. 2; административного помещения, расположенного по адресу: 665471, Иркутская область, Усольский район, п. Новомальтинск, квартал 1, д. 15, 1а; электрокотельной, расположенной по адресу: 665471, Иркутская область, Усольский район, п. Новомальтинск, ул. Матросова, д. 5.
Согласно пункту 6.1. названного договора порядок введения ограничения режима потребления электрической энергии потребителю регламентируется Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442.
В связи с наличием у МУП "Эльбрус" задолженности за потребленную электрическую энергию по состоянию на 31.07.2019 в общей сумме 152 482 рубля 59 копеек, а именно: за май 2019 года - 105 221 рубль 94 копейки (счет-фактура от 31.05.2019 N 35037-1839, товарная накладная от 31.05.2019 N 5020), июнь 2019 года - 22 464 рубля 99 копеек (счет-фактура от 30.06.2019 N 37985-1839, товарная накладная от 30.06.2019 N 6795), июль 2019 года - 24 795 рублей 66 копеек (счет-фактура от 31.07.2019 N 40202-1839, товарная накладная от 31.07.2019 N 7878) ООО "Иркутскэнергосбыт" в адрес должника направлено уведомление от 19.11.2019 N 669 с требованием в срок до 20.01.2020 предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии в соответствии с пунктами 252, 256 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения). Данное уведомление получено Предприятием 27.11.2019.
В установленный в уведомлении срок требование о предоставлении обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии Предприятием не исполнено, обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии не представлено.
По данному факту Управлением в отношении Предприятия составлен протокол от 24.04.2020 N 22/91.Юл об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Енисейское управление Ростехнадзора обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о привлечении МУП "Эльбрус" к административной ответственности по статье 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из доказанности административным органом наличия в действиях Предприятия состава вменяемого ему правонарушения, отсутствия нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, отсутствия обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков малозначительности вменяемого правонарушения, а также отсутствия исключительных обстоятельств, свидетельствующих о необходимости снижения размера штрафа. Суд апелляционной инстанции признал выводы суда законными и обоснованными.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Статьей 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение потребителем электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, потребителем газа, потребителем тепловой энергии либо теплоснабжающей организацией установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), газа, тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате в соответствии с установленными договорами о предоставлении указанных энергетических ресурсов сроками платежей.
Согласно части 6 статьи 38 Закона об электроэнергетике Правительство Российской Федерации устанавливает критерии, при соответствии которым у потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), поставляемой по договорам энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), заключенным с гарантирующим поставщиком. При установлении данных критериев Правительство Российской Федерации исходит из случаев неисполнения или ненадлежащего исполнения данными потребителями электрической энергии обязательств по оплате электрической энергии (мощности).
Гарантирующие поставщики обязаны в предусмотренном Правительством Российской Федерации порядке определить потребителей электрической энергии, соответствующих установленным Правительством Российской Федерации критериям, и уведомить их в сроки и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, о необходимости предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности). В направляемом потребителю электрической энергии уведомлении указываются основания для возникновения у него обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), срок, в течение которого данное обеспечение должно быть предоставлено гарантирующему поставщику, а также другая информация, установленная Правительством Российской Федерации.
Нарушение установленного порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) влечет административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 255 Основных положений потребители, ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям и категории которых предусмотрены приложением к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, обязаны предоставить гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), поставляемой по договору энергоснабжения, если соответствующий потребитель не исполнил или ненадлежащим образом исполнил обязательства по оплате электрической энергии (мощности) гарантирующему поставщику и это привело к образованию задолженности перед гарантирующим поставщиком по оплате электрической энергии (мощности) в размере, равном двойному размеру среднемесячной величины обязательств потребителя по оплате электрической энергии (мощности) или превышающем такой двойной размер.
При определении соответствия указанного потребителя критерию, установленному абзацем первым настоящего пункта, учитывается задолженность перед гарантирующим поставщиком по оплате электрической энергии (мощности), подтвержденная вступившим в законную силу решением суда или признанная таким потребителем.
Документами, свидетельствующими о признании потребителем задолженности перед гарантирующим поставщиком, являются документы, в которых содержится явно выраженное согласие потребителя с фактом наличия задолженности перед гарантирующим поставщиком и с размером такой задолженности (соглашение между гарантирующим поставщиком и потребителем, акт сверки взаимных расчетов, письмо, подписанное уполномоченным лицом потребителя, или иной документ).
Гарантирующий поставщик определяет потребителя, соответствующего предусмотренному абзацем первым пункта 255 настоящего документа критерию, и направляет ему уведомление об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения уведомления. Уведомление об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) направляется в срок, не превышающий 6 месяцев со дня возникновения задолженности, при наличии которой в соответствии с пунктом 255 настоящего документа потребитель обязан предоставить гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) (пункт 256 Основных положений).
Потребитель, соответствующий предусмотренному абзацем первым пункта 255 настоящего документа критерию, обязан предоставить гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) на срок, определяемый гарантирующим поставщиком. Указанный срок не может превышать 6 месяцев со дня предоставления обеспечения исполнения обязательств (пункт 258 Основных положений).
Обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) предоставляется потребителем, который соответствует предусмотренному абзацем первым пункта 255 настоящего документа критерию и определен гарантирующим поставщиком, в виде выдаваемой банком независимой гарантии, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации (далее - банковская гарантия) (пункт 260 Основных положений).
По результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных доказательств и доводов сторон судами установлено, что МУП "Эльбрус" соответствует критериям потребителя электрической энергии, в отношении которых гарантирующим поставщиком установлена обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности).
Признавая доказанным событие вменяемого административного правонарушения, суды исходили из того, что задолженность Предприятия по состоянию на 31.07.2019 составила 152 482 рубля 59 копеек, что превышает двойной размер среднемесячной величины обязательств потребителя по оплате электрической энергии (мощности).
Из имеющихся в материалах дела акта сверки задолженности на 31.08.2019, справки о состоянии платежей от 05.03.2020 за период с 01.08.2019 по 29.03.2020 действительно следует наличие у Предприятия задолженности в сумме 152 482 рубля 59 копеек.
Вместе с тем судами не учтено следующее.
В материалах дела имеется справка ООО "Иркутскэнергосбыт" об оплате счетов-фактур за май-август 2019 года, выданная Предприятию для предъявления по месту требования, подписанная исполнителем Широковой Н.Г., из которой следует, что задолженность по счету-фактуре N 35037-1839 от 31.05.2019 в сумме 105 221 рубль оплачена 16.08.2019 и 16.01.2020, по счету-фактуре N 37985-1839 от 30.06.2019 в сумме 22.464 рубля 99 копеек оплачена 16.01.2020, задолженность по счету-фактуре N 40202-1839 от 31.07.2019 и N 41990-1839 от 31.08.2019 оплачена 01.11.2019.
Указанная справка приложена к пояснениям Предприятия от 24.04.2020 исх. N 38, адресованным Енисейскому управлению Ростехнадзора, на уведомление от 17.03.2020 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Административным органом данные обстоятельства в протоколе об административном правонарушении не отражены.
Судами оценка данным документам не дана.
В апелляционной жалобе Предприятие указывало на то, что на момент составления протокола об административном правонарушении задолженность в сумме 152 482 рубля была погашена.
Суд апелляционной инстанции данные доводы апелляционной жалобы не принял во внимание без указания мотивов.
Частью 6 статьи 38 Закона об электроэнергетике установлено, что в случае, если потребитель электрической энергии до истечения указанного в уведомлении срока предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) устранил допущенное нарушение обязательств по оплате электрической энергии (мощности), послужившее основанием для возникновения у него обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств, предоставление такого обеспечения в связи с возникновением указанных в уведомлении оснований не требуется.
При этом пунктом 255 Основных положений предусмотрена обязанность предоставить гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), если неисполнение потребителем обязательства по оплате электрической энергии (мощности) гарантирующему поставщику привело к образованию задолженности в размере, равном двойному размеру среднемесячной величины обязательств потребителя по оплате электрической энергии (мощности) или превышающем такой двойной размер.
Размер задолженности имеет значение для решения вопроса о наличии у потребителя обязанности предоставить гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и наличии у гарантирующего поставщика оснований для направления ему уведомления об обязанности предоставить такое обеспечение. Такая обязанность наступает, если размер задолженности равен или превышает двойной размер среднемесячной величины обязательств потребителя.
Таким образом, судами двух инстанций не учтены данные нормы права, не исследованы надлежащим образом доказательства и не установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, что могло привести к принятию неправильного решения. Поэтому суд кассационной инстанции полагает, что принятые по делу судебные акты не могут быть признаны соответствующими требованиям, определенным статьей 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемых судебных актах, либо были отвергнуты судами, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене на основании частей 1, 2, 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поскольку вышеуказанные фактические обстоятельства и доводы заявителя не были надлежащим образом исследованы судами в порядке статьи 205 Кодекса, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции в силу пункта 3 части 1 статьи 287 Кодекса.
При новом судебном разбирательстве Арбитражному суду Иркутской области следует учесть вышеизложенное, выполнить требования процессуального законодательства о всестороннем, полном и объективном исследовании и оценке фактических обстоятельств дела, доказательств по делу, имеющих значение для настоящего дела, доводов лиц, участвующих в деле, разрешить вопрос, имеются ли основания для привлечения Предприятия к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 июня 2020 года по делу N А19-7847/2020, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 02 сентября 2020 года по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 6 статьи 38 Закона об электроэнергетике Правительство Российской Федерации устанавливает критерии, при соответствии которым у потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), поставляемой по договорам энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), заключенным с гарантирующим поставщиком. При установлении данных критериев Правительство Российской Федерации исходит из случаев неисполнения или ненадлежащего исполнения данными потребителями электрической энергии обязательств по оплате электрической энергии (мощности).
...
Частью 6 статьи 38 Закона об электроэнергетике установлено, что в случае, если потребитель электрической энергии до истечения указанного в уведомлении срока предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) устранил допущенное нарушение обязательств по оплате электрической энергии (мощности), послужившее основанием для возникновения у него обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств, предоставление такого обеспечения в связи с возникновением указанных в уведомлении оснований не требуется."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21 декабря 2020 г. N Ф02-6117/20 по делу N А19-7847/2020