город Иркутск |
|
18 января 2021 г. |
Дело N А19-692/2020 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Рудых А.И.,
судей: Левошко А.Н.., Новогородского И.Б.,
при участии в открытом судебном заседании представителей: общества с ограниченной ответственностью "Промстройкомплект" - Захаровой Ж.В. (доверенность от 22.11.2018, паспорт, копия диплома), директора общества - Пушечкина С.С. (паспорт); Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Иркутской области и Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области - Тарховой М.А. (доверенности от 15.01.2021 N 08-12/000439, от 12.02.2021 N 08-01-05/002639),
рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Промстройкомплект" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 июля 2020 года по делу N А19-692/2020, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 сентября 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Промстройкомплект"" (ОГРН 1028500598576, ИНН 8506004893, далее - общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Иркутской области (ИНН 3811085667, далее - инспекция, налоговый орган) о признании незаконным и отмене решения N 601 от 05.08.2019 о доначислении 1 030 327 рублей земельного налога, о начислении 440 603 рублей 20 копеек пени.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области (далее - Управление, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 20 июля 2020 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 сентября 2020 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебные акты приняты со ссылкой на статьи 45, 75, 85, 388, 389, 391, 393, 396 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), статью 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (утратили силу с 01.01.2019, далее - Правила N 316), постановление Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" (далее - постановление N 52), постановление Правительства Иркутской области: от 15.11.2013 N 517-пп "О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области" (далее - Постановление N 517-пп), правовые позиции, изложенные в: постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 17-П, в решении Верховного Суда Российской Федерации от 11.06.2019 N АКПИ19-305.
Общество в кассационной жалобе, ссылаясь на нарушение норм материального права (статьи 85, 113, 390, 391 НК РФ, статья 12 Закона N 218-ФЗ), непринятие судами во внимание приведенных обществом аргументов, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, просит решение и постановление отменить, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению налогоплательщика: публичные кадастровые карты предназначены для использования неограниченным кругом лиц, подлежат размещению на официальном сайте для просмотра без подачи запросов и взимания платы, поэтому при подаче уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2015 год общество получало и применяло информацию о кадастровой стоимости земельных участков из публичной кадастровой карты, размещенной на официальном сайте в начале 2015 года; в течение 2015 года кадастровая стоимость земельных участков менялась, изменения отражались в публичной кадастровой карте, в декларациях за последующие периоды эти изменения были учтены, подтверждением чему служат распечатки информации из публичной кадастровой карты по 24 земельным участкам до настоящего времени сохранившие дату изменения сведений в государственный кадастр недвижимости в течение 2015 года; общество в 2016-2018 годах четыре раза подавало корректирующие налоговые декларации по земельному налогу за 2015 год и по каждой корректировке инспекция проводила камеральные проверки; претензий по кадастровой стоимости земельных участков в 2015 году не было, так как информация налогового органа соответствовала информации общества; не имея обновленной информации о кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2015 инспекция в июне 2019 года получила выписки из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН); указанные выписки отражают информацию о кадастровой стоимости земельных участков, действующей на момент их выдачи (июнь 2019 года), не содержат информации о кадастровой стоимости на 01.01.2015 и не могут служить основанием для доначисления налога за 2015 год; общество обратилось в Росреестр с запросом о причинах такого несоответствия, в связи с чем просило суд первой инстанции перенести рассмотрение дела на более поздний срок; однако судом рассмотрение дела перенесено на срок, недостаточный для получения ответа.
Общество полагает, что в 2014-2019 годах сведения о кадастровой стоимости в ЕГРН не менялись и единственным возможным источником получения объективной информации была Публичная кадастровая карта; в связи с подачей уточненных деклараций у общества образовывалась переплата, которая возвращалась налоговым органом, фактически недоимки не было; неисполнение обязанностей органами государственной власти не должно приводить к негативным последствиям для общества.
Инспекция и Управление в отзывах на кассационную жалобу против её доводов возразили, ссылаясь на их несостоятельность.
Присутствующие в судебном заседании представители сторон поддержали доводы и возражения, изложенные в кассационной жалобе и отзывах на неё.
Проверив в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражными судами норм материального и соблюдение норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно неё, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует: по результатам камеральной проверки уточненной налоговой декларации по земельному налогу (корректировка N 5), представленной в декабре 2018 года, решением инспекции N 601 от 05.08.2019 обществу начислено 1 030 327 рублей земельного налога и 440 603 рубля 20 копеек пени по нему.
Не согласившись с указанным решением, соблюдая досудебный порядок урегулирования сора, общество обжаловало его в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из законности и обоснованности оспариваемого решения инспекции.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривает в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 НК РФ).
Налогоплательщики-организации в силу пункта 3 статьи 391 НК РФ определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии со статьей 393 НК РФ налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 НК РФ в редакции, действовавшей на момент представления налоговой декларации).
Согласно пункту 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков в силу пункта 2 статьи 66 ЗК РФ проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных в пункте 3 статьи 66 ЗК РФ. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Организация проведения государственной кадастровой оценки земель согласно пункту 10 Правил N 316 осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами, результаты такой оценки утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Сведения в государственный кадастр недвижимости в силу Закона N 218-ФЗ (статьи 4 (пункт 5), 7 (подпункт 11 пункта 2)) вносятся органом кадастрового учета на основании поступивших к нему в установленном законом порядке документов.
Постановлением N 517-пп утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области по состоянию на 01.01.2012. Пунктом 2 постановления Правительства Иркутской области от 05.05.2014 N 239-пп (далее - постановление N 239-пп) в Постановление N 517-пп внесены изменения, действие которых распространяется на правоотношения, возникшие с 03.12.2013.
В соответствии с пунктом 14 статьи 396 НК РФ (в редакции, действующей до 01.01.2020) сведения кадастровой стоимости земельных участков, установленных по результатам проведенной кадастровой оценки земель, предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 1 постановления N 52, действовавшего 2015 году и на момент представления декларации по земельному налогу (корректировка 5 за 2015 год), территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 НК РФ, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика.
Исходя из положений указанных норм права, арбитражные суды, оценив доводы сторон и представленные в их обоснование доказательства, установили: обществом в декабре 2018 года в инспекцию представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2015 год (корректировка N 5) об исчислении 422 592 рублей земельного налога в отношении 1 549 объектов недвижимости; кадастровая стоимость земельных участков по состоянию за 2015 год определена обществом на основании информации, содержащейся в Публичной кадастровой карте, размещенной на официальном сайте Росреестра; инспекцией при проверке установлено, что налогоплательщиком неверно указана кадастровая стоимость земельных участков, неверно определен период владения земельными участками, а также не исчислен земельный налог по 75 земельным участкам, что привело к занижению налога (сумм авансовых платежей), подлежащего уплате в бюджет за проверяемый период. При этом, инспекцией использовались сведения, представленные органами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденные Правительством Иркутской области; 05.07.2019 (после вручения акта налоговой проверки, рассмотрения материалов камеральной проверки) обществом представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2015 год (корректировка N 6), в соответствии с которой исчислено 481 642 рубля земельного налога, в том числе, по 75 земельным участкам; документы, подтверждающие факт обращения общества в органы, уполномоченные на осуществление кадастрового учета с целью получения достоверной информации относительно кадастровой стоимости земельных участков, в деле отсутствуют.
Правильно применив положения статьи 12 Закона N 218-ФЗ, суды установили, что информация, представленная в публичной кадастровой карте, размещенной на сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, не может служить доказательством достоверности сведений, отраженных в налоговой декларации по земельному налогу за 2015 год, в связи с тем, что кадастровые карты представляют собой составленные на картографической основе тематические карты, на которых в графической и текстовой формах воспроизводятся сведения, содержащиеся в ЕГРН, и по смыслу указанных законоположений публичная кадастровая карта представляет собой онлайн-сервис, размещенный в сети Интернет, в котором воспроизводятся сведения, содержащиеся в ЕГРН. Сервис имеет справочный характер и не является первоисточником сведений.
Обстоятельства того, что используемые налогоплательщиком в проверяемой декларации сведения о кадастровой стоимости земельных участков не актуальны (не соответствуют постановлению N 239-пп), а также факт отсутствия в деле доказательств обращения общества до подачи проверяемой декларации, в органы, уполномоченные на осуществление кадастрового учета с целью получения достоверной информации относительно кадастровой стоимости земельных участков, заявителем кассационной жалобы не оспорены и не опровергнуты.
В связи с изложенным и установленными по данному делу обстоятельствами, арбитражные суды пришли к обоснованным выводам о: доказанности налоговым органом факта занижения обществом налоговой базы по земельному налогу; законности и обоснованности решения инспекции и, как следствие, об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Данные выводы соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств, при оценке которых и распределении бремени доказывания необходимых для правильного разрешения спора обстоятельств, требования статей 65, 71, 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судами не нарушены.
Иные доводы кассационной жалобы (о наличии переплаты, не учете всех аргументов общества, истечении установленного статьей 113 НК РФ срока давности привлечения к ответственности), несмотря на ссылку на нарушение норм материального и процессуального права, являются позицией общества по делу, приводились им в судах двух инстанций, судами рассмотрены и отклонены со ссылкой на установленные по результатам доводов и доказательств сторон обстоятельства и подлежащие применению нормы материального права с изложением в судебных актах мотивов их непринятия.
Неправильного истолкования подлежащих применению норм права, в том числе статьи 113 НК РФ, к установленным по данному делу фактическим обстоятельствам, суд округа не усматривает.
Указанные доводы по существу выражают несогласие с результатами оценки доказательств, направлены на их переоценку и установление иных фактических обстоятельств, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, определенных в главе 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы суд округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права и на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
При подаче кассационной жалобы обществом уплачено 3 000 рублей государственной пошлины, тогда как по данной категории дел следовало уплатить 1 500 рублей (подпункты 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ, пункт 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлины при рассмотрении дел в арбитражных судах"), в связи с чем 1 500 рублей является излишне уплаченными и подлежат возврату обществу из соответствующего бюджета.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 104, 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 июля 2020 года по делу N А19-692/2020, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 сентября 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Промстройкомплект" (ОГРН 1028500598576, ИНН 8506004893) из федерального бюджета 1 500 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по чеку-ордеру от 26 ноября 2020 года (ПАО Сбербанк Иркутское городское отделение 8586/92, операция N 89).
Выдать справку на возврат госпошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Рудых |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Обстоятельства того, что используемые налогоплательщиком в проверяемой декларации сведения о кадастровой стоимости земельных участков не актуальны (не соответствуют постановлению N 239-пп), а также факт отсутствия в деле доказательств обращения общества до подачи проверяемой декларации, в органы, уполномоченные на осуществление кадастрового учета с целью получения достоверной информации относительно кадастровой стоимости земельных участков, заявителем кассационной жалобы не оспорены и не опровергнуты.
В связи с изложенным и установленными по данному делу обстоятельствами, арбитражные суды пришли к обоснованным выводам о: доказанности налоговым органом факта занижения обществом налоговой базы по земельному налогу; законности и обоснованности решения инспекции и, как следствие, об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Данные выводы соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств, при оценке которых и распределении бремени доказывания необходимых для правильного разрешения спора обстоятельств, требования статей 65, 71, 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судами не нарушены.
Иные доводы кассационной жалобы (о наличии переплаты, не учете всех аргументов общества, истечении установленного статьей 113 НК РФ срока давности привлечения к ответственности), несмотря на ссылку на нарушение норм материального и процессуального права, являются позицией общества по делу, приводились им в судах двух инстанций, судами рассмотрены и отклонены со ссылкой на установленные по результатам доводов и доказательств сторон обстоятельства и подлежащие применению нормы материального права с изложением в судебных актах мотивов их непринятия.
Неправильного истолкования подлежащих применению норм права, в том числе статьи 113 НК РФ, к установленным по данному делу фактическим обстоятельствам, суд округа не усматривает.
...
При подаче кассационной жалобы обществом уплачено 3 000 рублей государственной пошлины, тогда как по данной категории дел следовало уплатить 1 500 рублей (подпункты 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ, пункт 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлины при рассмотрении дел в арбитражных судах"), в связи с чем 1 500 рублей является излишне уплаченными и подлежат возврату обществу из соответствующего бюджета."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18 января 2021 г. N Ф02-6686/20 по делу N А19-692/2020