город Иркутск |
|
20 января 2021 г. |
Дело N А33-35145/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 января 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Соколовой Л.М.,
судей: Белоножко Т.В., Скубаева А.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Захваткиной Е.В.,
при участии в судебном заседании представителей открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Ткаченко Н.И. (доверенность от 02.12.2020, паспорт), акционерного общества "Красноярская ТЭЦ-1" Дончак О.П. (доверенность от 22.12.2020, паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Красноярского края кассационную жалобу акционерного общества "Красноярская ТЭЦ-1" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 17 июня 2020 года по делу N А33-35145/2019 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 26 августа 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ОГРН: 1037000103513, ИНН: 7708503727, г. Москва; далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к акционерному обществу "Красноярская ТЭЦ-1" (ОГРН: 1122468025712, ИНН: 2460237926, г. Красноярск;
далее - АО "Красноярская ТЭЦ-1") о взыскании 93 290 рублей 40 копеек платы, за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования, 3 010 рублей 87 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 20.06.2019 по 30.11.2019, с последующим их начислением на сумму задолженности по ставке Банка России до даты фактического исполнения обязательства.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Восточно-Сибирского промышленного железнодорожного транспорта" (ОГРН: 1022402649059, ИНН: 2466021909, г. Красноярск; далее - третье лицо, АО "В-Сибпромтранс").
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 17 июня 2020 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 26 августа 2020 года, заявленные исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с нарушением судами норм материального и процессуального права, несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
По мнению подателя кассационной жалобы, суды не выяснили действительные причины задержки вагонов, вина ответчика отсутствует.
Истец отклонил доводы заявителя кассационной жалобы, сославшись на их несостоятельность, общество представило возражения на отзыв истца (письменный отзыв от 03.12.2020, 11.12.2020).
В судебном заседании представители истца и ответчика поддержали доводы и возражения, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Третье лицо отзыв на кассационную жалобу не представило, о времени и месте судебного заседания извещено по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение, выполненное в форме электронного документа и подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14 декабря 2020 года рассмотрение кассационной жалобы отложено, дело назначено к судебному разбирательству в заседании арбитражного суда кассационной инстанции на 13 января 2021 года в 10 часов 45 минут.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между ОАО "РЖД" (перевозчик) и АО "В-Сибпромтранс" (владелец) заключен договор от 25.04.2006 N 3, в соответствии с условиями которого локомотивом владельца осуществляется эксплуатация принадлежащего владельцу железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к пути N 25 станции Базаиха Красноярской железной дороги (пункт 1), подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования осуществляется для общества "Красноярская генерация ТЭЦ-1" - правопредшественника АО "Красноярская ТЭЦ-1" (пункт 15), одновременное количество сдаваемых владельцу вагонов в каждой группе составляет 45 вагонов, технологические сроки оборота вагонов - 8,8 часов (пункты 8, 12).
В апреле 2019 года со станции Заозерная на станцию Базаиха Красноярской железной дороги на пути владельца необщего пользования по железнодорожной накладной N ЭИ642700 следовали груженые вагоны (63 вагона с грузом "уголь").
На промежуточной станции Енисей Красноярской железной дороги 28.04.2019 вагоны были задержаны в связи с неприемом станцией Базаиха по причинам, зависящим от грузополучателя (АО "Красноярская ТЭЦ-1"), а именно: из-за большого скопления вагонов, прибывших в адрес грузополучателя, и невыполнением им технологических норм переработки вагонов, о чем составлены акты общей формы от 28.04.2019 N 2/1041, от 02.05.2019 N 1/936, от 03.05.2019 N 1/1928.
Задержанный состав вагонов отправлен со станции Енисей 02.05.2019.
Плата, исчисленная истцом за предоставление железнодорожных путей общего пользования в перевозочном процессе на основании статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав), составила 93 290 рублей 40 копеек.
Направленная в адрес грузополучателя претензия оставлена без удовлетворения.
В связи с неурегулированием спора в досудебном порядке ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций признали иск обоснованным по праву и по размеру.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив доводы кассационной жалобы, пришла к следующему.
Материально-правовым требованием является взыскание платы за нахождение вагонов на путях общего пользования промежуточной станции.
Обязанность вносить плату за нахождение подвижного состава на путях общего пользования предусмотрена статьей 39 Устава.
В силу положений части 12 статьи 39 Устава за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на путях общего пользования подвижного состава в течение всего времени задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки. Плата за нахождение на путях общего пользования вагонов включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением.
Из буквального содержания статьи 39 Устава следует, что плата за нахождение на путях общего пользования подвижного состава во время его задержки в пути следования вносится лицами, виновными в задержке вагонов (контейнеров).
Основанием для начисления такой платы является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов (подпункт 2 пункта 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденными приказом Министерства путей сообщений Российской Федерации от 18.06.2003 N 26).
Согласно пункту 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила N 45), факт задержки вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, удостоверяется актом общей формы.
В акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления. При этом в акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания платы за пользование вагонами должна быть указана, в том числе, причина задержки вагонов (пункт 3.4 Правил N 45).
Исходя из предмета и оснований иска, доводов и возражений сторон и подлежащих применению норм материального права в предмет доказывания в данном случае входят следующие обстоятельства: задержка вагонов в пути следования из-за неприема станцией назначения по причинам, не зависящим от перевозчика; причины задержки вагонов и установление лица, виновного в их задержке; наличие причинно-следственной связи между задержкой вагонов и нарушением сроков доставки вагонов.
Требование о взыскании платы за пользование путем общего пользования (инфраструктурой перевозчика), начисленной в соответствии со статьей 39 Устава, может быть удовлетворено лишь при доказанности наличия указанных обстоятельств в совокупности.
Факт задержки вагонов в пути следования из-за неприема станцией назначения и факт прибытия этих вагонов на станцию назначения с нарушением срока доставки подтвержден материалами дела и ответчиком не опровергнут.
Разногласия сторон касаются причин задержки вагонов, и, как следствие, установления лица, виновного в их задержке и причинно-следственной связи между задержкой вагонов и нарушением сроков доставки вагонов. По мнению истца, причиной задержки вагонов является занятость путей общего пользования станцией назначения Базаиха вагонами, прибывшими в адрес ответчика под выгрузку, обусловленная невыполнением условий технологического оборота вагонов грузополучателем, а по мнению ответчика - самим перевозчиком и ветвевладельцем, осуществляющим выгрузку угля из вагонов самостоятельно.
В качестве доказательств вины грузополучателя (нарушения им на путях необщего пользования технологических сроков оборота вагонов) и причинно-следственной связи между задержкой вагонов на промежуточной станции и неприемом вагонов станцией назначения истцом в материалы дела были представлены памятки приемосдатчика на уборку вагонов, акты общей формы.
Оценив указанные доказательства, суды признали доказанным факт наличия в действиях грузополучателя нарушений сроков выгрузки грузов из прибывшего в его адрес подвижного состава, и, как следствие, невозможность приема вагонов станцией назначения.
Вместе с тем в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие факт нахождения в пункте выгрузки груженых и порожних вагонов, сроки выгрузки и возврат которых зависел именно от ответчика (грузополучателя).
Суды не включили в предмет судебного исследования обстоятельства, связанные с подтвержденностью факта нарушения грузополучателем технологических сроков оборота вагонов (при осведомленности грузополучателя о технологическом времени).
Памятки приемосдатчика на уборку вагонов не подтверждают факт нарушения грузополучателем норм погрузки/выгрузки груза, установленных в рамках договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования от 25.04.2006 N 3, заключенного между перевозчиком и ветвевладельцем, поскольку в них зафиксированы лишь сведения о времени подачи вагонов на выставочные пути, завершении грузовой операции и уборке вагонов с выставочного пути.
В документах, положенных в основу принятых судебных актов, не зафиксированы нарушения ответчиком технологических сроков оборотов вагонов вследствие невозможности обеспечения им своевременной выгрузки. Так, в актах общей формы от 28.04.2019 N 2/1041, от 02.05.2019 N 1/936, от 03.05.2019 N 1/1928 указано на "неприем вагонов станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя общества "Красноярская ТЭЦ-1".
В акте общей формы от 28.04.2019 N 1/1791 действительно содержатся сведения о скоплении вагонов на станции назначения (245 вагонов по состоянию на 28.04.2019) и о причинах задержки спорных вагонов, связанных с нарушением технологических норм переработки вагонов со стороны грузополучателя. Вместе с тем, судами не приведены мотивы и не сделаны ссылки на доказательства, которые подтверждают факты скопления вагонов на путях общего пользования станции назначения именно из-за действий самого грузополучателя.
При изложенных обстоятельствах вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что причиной задержки вагонов на путях общего пользования промежуточной станции явилось нарушение грузополучателем (ответчиком) срока оборота вагонов вследствие невозможности обеспечения своевременной их выгрузки, нельзя признать соответствующим установленным обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а судебные акты обоснованными, как того требует часть 4 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку суды первой и апелляционной инстанции не в полной мере исследовали обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, а суд округа не наделен компетенцией, позволяющей осуществлять процессуальные действия, связанные с непосредственной оценкой доказательственной базы и установлением на ее основании фактических обстоятельств, обжалуемые судебные акты на основании пункта 3 части 1 статьи 287 и пунктов 1, 3 части 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть вышеизложенное, установить все существенные обстоятельства спора исходя из предмета заявленных исковых требований, приведенных сторонами доводов и возражений; предложить истцу представить документы, содержащие сведения об условиях подачи вагонов под разгрузку грузополучателю в период, предшествующий подаче вагонов под выгрузку; на основании представленных и имеющихся в деле доказательств установить причины скопления вагонов на станции назначения и, как следствие, причины задержки вагонов на путях общего пользования промежуточной станции; с учетом установленного принять законное и обоснованное решение, разрешив вопрос о распределении судебных расходов, в том числе по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 17 июня 2020 года по делу N А33-35145/2019 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 26 августа 2020 года по тому же делу отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.М. Соколова |
Судьи |
Т.В. Белоножко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Плата, исчисленная истцом за предоставление железнодорожных путей общего пользования в перевозочном процессе на основании статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав), составила 93 290 рублей 40 копеек.
...
Основанием для начисления такой платы является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов (подпункт 2 пункта 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденными приказом Министерства путей сообщений Российской Федерации от 18.06.2003 N 26).
Согласно пункту 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила N 45), факт задержки вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, удостоверяется актом общей формы."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 января 2021 г. N Ф02-6139/20 по делу N А33-35145/2019
Хронология рассмотрения дела:
01.04.2022 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-8053/2021
14.12.2021 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-35145/19
20.01.2021 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6139/20
26.08.2020 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-3794/20
17.06.2020 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-35145/19