город Иркутск |
|
21 января 2021 г. |
Дело N А33-16949/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 января 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Левошко А.Н., Шелёминой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эко-транспорт" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 24 августа 2020 года по делу N А33-16949/2020, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13 октября 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Эко-транспорт" (ОГРН 1142443001645, ИНН 2443044730, далее - ООО "Эко-транспорт", общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю (далее - Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю, Управление) о признании незаконным и отмене постановления N 14585 от 13.05.2020, представления N 234 от 13.05.2020.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Соловьева Татьяна Сергеевна.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 24 августа 2020 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 13 октября 2020 года, в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на то, что в нарушение положений постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" проверка была произведена без согласования с органами прокуратуры; административным органом не доказано наличие в действиях общества состава вмененного административного правонарушения, не указаны нарушенные обществом положения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354); в рассматриваемом случае имеются основания для признания деяния малозначительным.
В отзыве на кассационную жалобу Управление выражает несогласие с доводами общества, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), явку в судебное заседание не обеспечили, представителей не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании приказа заместителя руководителя Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края N 61-ж от 21.01.2020, в отношении общества проведена внеплановая выездная проверка, поводом для которой послужило обращение N 14166 от 27.12.2019.
В соответствии с приказом Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края N 1/937-од от 11.05.2018 ООО "Эко-транспорт" присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по Ачинской технологической зоне.
В ходе проверки Службой строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (далее - Служба) выявлено начисление Соловьевой Т.С. платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) по адресу: Красноярский край, Ачинский район, д. Малый Улуй, ул. Центральная, 16а в период с 31.05.2019 по 31.12.2019 в размере 606 рублей 65 копеек при фактическом отсутствии жилого дома по указанному адресу, собственников и зарегистрированных лиц.
Служба пришла к выводу о нарушении ООО "Эко-транспорт" пунктов 148(30), 148(34), 148(36) Правил N 354, статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации. По результатам проверки составлен акт N 61-ж от 24.01.2020. Выявленное в ходе проверки нарушение послужило основанием для выдачи Службой обществу предписания N 61-ж от 24.01.2020 и направлении в адрес Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю материалов проверки для принятия мер административного воздействия.
Должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю по факту выявленного нарушения в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 10687 от 08.04.2020, вынесено постановление N 14585 от 13.05.2020, в соответствии с которым ООО "Эко-транспорт" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей. Также административным органом в порядке статьи 29.13 КоАП РФ обществу выдано представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения N 234 от 13.05.2020.
Не согласившись с вынесенными постановлением и представлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды двух инстанций исходили из доказанности административным органом наличия в действиях общества состава вменяемого правонарушения, соблюдения административным органом процедуры привлечения к административной ответственности, наличии оснований для вынесения административным органом представления.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) оказания таких услуг.
Согласно части 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами (часть 3 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с ТКО (часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления ТКО), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В пункте 2 Правил N 354 под коммунальными услугами подразумевается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). К коммунальной услуге относится услуга по обращению с ТКО.
Частью 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) установлено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов (часть 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) настоящих Правил (пункт 148(1) Правил N 354).
Размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении (пункт 148(34) Правил N 354).
Размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(1) приложения N 2 к настоящим Правилам (пункт 148(30) Правил N 354).
Региональный оператор по обращению с ТКО приступает к предоставлению коммунальной услуги собственникам и пользователям жилых домов (домовладений) - со дня возникновения права собственности на жилой дом (домовладение) или иного законного права пользования жилым домом, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления (подпункт "в" пункта 148(11) Правил N 354).
Судами установлено, материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается отсутствие на момент совершения обществом рассматриваемых действий жилого дома по адресу: Красноярский край, Ачинский район, д. Малый Улуй, ул. Центральная, 16а, зарегистрированных и проживающих в нем граждан, начисление по финансово-лицевому счету Соловьевой Т.С. за период с 31.05.2019 по 31.12.2019 задолженности по оплате за оказание коммунальной услуги - обращение с ТКО в размере 606 рублей 65 копеек.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводом судов и административного органа о том, что при отсутствии жилого помещения, собственников, постоянно или временно проживающих в таком помещении граждан, оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО невозможно, начисление платы незаконно и не соответствует требованиям указанных выше положений Правил N 354, устанавливающих порядок оказания услуги по обращению с ТКО.
Руководствуясь указанными выше нормами, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, учитывая положения частей 1 и 4 статьи 1.5, части 2 статьи 2.1, части 2 статьи 26.2 КоАП РФ, правовую позицию Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в пункте 16.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", суды пришли к правомерному выводу о доказанности в действиях общества вины и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ.
Довод общества о том, что начисление потребителям за коммунальную услугу по обращению с ТКО производится ПАО "Красноярскэнергосбыт" на основании агентского договора N 57-ЕА от 29.01.2019, заключенного с региональным оператором ООО "Эко-транспорт", которое производило начисления потребителям на основании имеющихся у нее данных об абонентах, ранее заявлялся при рассмотрении дела в судах двух инстанций, где ему дана полная и объективная оценка. Отклоняя данный довод, суды обоснованно указали, что именно ООО "Эко-транспорт" является исполнителем коммунальных услуг, обязанным предоставлять потребителю услугу по обращению с ТКО, производить в установленном действующим законодательством порядке расчет размера платы за услугу и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за данную услугу. ПАО "Красноярскэнергосбыт" не принимает участия в оказании услуг между плательщиком и поставщиком услуг и не оказывает иных самостоятельных услуг, кроме приема и передачи денежных средств.
Судами установлена обоснованность квалификации действий общества в соответствии с частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ. Также судами установлено, что при рассмотрении дела об административном правонарушении административным органом соблюден срок и порядок привлечения лица к административной ответственности, отсутствуют существенные нарушения процедуры административного производства. Исключительные обстоятельства, свидетельствующие о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, а также статьи 4.1.1, части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, судами не установлены. Административное наказание назначено обществу в пределах санкции, предусмотренной частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ, с учетом смягчающих обстоятельств.
Вместе с этим суд округа также считает верным вывод судов об отсутствии оснований для признания оспариваемого представления недействительным.
Довод заявителя кассационной жалобы о нарушении положений постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", проведении проверки без согласования с органами прокуратуры, суд округа не принимает в силу того, что проверка в отношении ООО "Эко-транспорт" была произведена до вступления в силу указанного правового акта.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела. Иные доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводы судов, по существу основаны на неправильном толковании приведенных выше норм права и направлены на переоценку доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, и на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 24 августа 2020 года по делу N А33-16949/2020, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13 октября 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Ананьина |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлена обоснованность квалификации действий общества в соответствии с частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ. Также судами установлено, что при рассмотрении дела об административном правонарушении административным органом соблюден срок и порядок привлечения лица к административной ответственности, отсутствуют существенные нарушения процедуры административного производства. Исключительные обстоятельства, свидетельствующие о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, а также статьи 4.1.1, части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, судами не установлены. Административное наказание назначено обществу в пределах санкции, предусмотренной частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ, с учетом смягчающих обстоятельств.
...
Довод заявителя кассационной жалобы о нарушении положений постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", проведении проверки без согласования с органами прокуратуры, суд округа не принимает в силу того, что проверка в отношении ООО "Эко-транспорт" была произведена до вступления в силу указанного правового акта."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21 января 2021 г. N Ф02-6755/20 по делу N А33-16949/2020