город Иркутск |
|
21 января 2021 г. |
Дело N А19-24069/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2021 года.
В полном объеме постановление изготовлено 21 января 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе
председательствующего судьи Качукова С.Б.,
судей Васиной Т.П., Кушнаревой Н.П.
при участии в судебном заседании представителя администрации города Иркутска Рассикаса М.С. (доверенность от 30.12.2020),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 08 июня 2020 года по делу N А19-24069/2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 сентября 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае (ОГРН 1103850013772, ИНН 3808214087, г. Иркутск, далее также - управление Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае, истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к администрации города Иркутска (ОГРН 1053808211610, ИНН 3808131271, г. Иркутск, далее также - администрация, ответчик) о признании права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 38:06:000024:109 площадью 1 938 кв.м, расположенный по адресу: г. Иркутск, территория аэропорта.
В ходе рассмотрения дела в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена в порядке процессуального правопреемства истца - управления Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае на территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (ОГРН 1203800000678, ИНН 3808270980, далее также - управление Росимущества в Иркутской области, управление).
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечена Иркутская таможня.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 08 июня 2020 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 сентября 2020 года, в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, управление Росимущества в Иркутской области обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просило их отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
В поданной жалобе управление сослалось на ошибочность выводов судов об отсутствии оснований для признания земельного участка с кадастровым номером 38:06:000024:109 принадлежащим на праве собственности Российской Федерации.
В частности, управление указало на то, что в силу прямого указания закона (пункт 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации") спорный земельный участок принадлежит на праве собственности Российской Федерации. По утверждению управления, суды не учли отсутствие в материалах дела доказательств уведомления администрацией г. Иркутска Министерства имущественных отношений Российской Федерации о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования Иркутской таможни в отношении земельного участка, что предусмотрено пунктом 5 Правил распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2002 N 576.
В судебном заседании представитель ответчика указал на несостоятельность доводов управления, в связи с чем просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Истец и третье лицо своих представителей в заседание не направили, о времени и месте его проведения в соответствии со статьями 123 и 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считаются извещенными надлежащим образом.
Определение о принятии кассационной жалобы к производству и назначении судебного заседания по ее рассмотрению от 01 декабря 2020 года выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, и направлено участвующим в деле лицам посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" (kad.arbitr.ru).
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 30 декабря 2020 года судом был объявлен перерыв до 14 января 2021 года, информация о чем размещена в указанном выше порядке.
Определением заместителя председателя Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14 января 2021 года в связи с длительным отсутствием ввиду болезни судьи Загвоздина В.Д. в соответствии со статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктами 31, 37 Регламента арбитражных судов Российской Федерации, произведена замена в составе судей, рассматривающих кассационную жалобу по настоящему делу: судья Загвоздин В.Д. заменен на судью Васину Т.П.
После окончания перерыва 14 января 2021 года судебное заседание продолжено.
В связи с заменой в составе суда рассмотрение дела произведено с самого начала.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в заседание не обеспечили.
На основании части 5 статьи 163 и части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, правильность применения судом первой инстанции и апелляционным судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов.
В рамках настоящего дела управление Росимущества в Иркутской области предъявило требование о признании права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 38:06:000024:109 площадью 1 938 кв.м, расположенный по адресу: г. Иркутск, территория аэропорта.
В обоснование предъявленного требования управление сослалось на то, что на основании решения исполнительного комитета Иркутского городского Совета народных депутатов от 10.10.1990 N 16/637 Иркутской таможне был отведен земельный участок площадью 0,2 га под строительство производственного здания в Октябрьском районе за счет частичного изъятия земельного участка от территории аэропорта, юго-западнее здания аэровокзала. Согласно выписке из ЕГРН от 02.10.2018 N КУВИ-001/2018-9870514 указанный земельный участок сведений о зарегистрированных правах не имеет. В последующем распоряжением управления от 06.06.2019 N 38/244-3 земельный участок с кадастровым номером 38:36:000024:109 учтен в реестре федерального имущества под номером В11400007008. Приостановление управлением Росреестра по Иркутской области действий по государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный участок послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении предъявленного иска, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 3, 17 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", разъяснениями, изложенными в пунктах 58, 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", и исходил из отсутствия оснований для выводов о наличии у истца права собственности на спорный земельный участок.
По результатам повторного рассмотрения дела апелляционный суд выводы суда первой инстанции поддержал.
Указанные выводы судов являются правильными и соответствуют установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 58 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.
В пункте 59 этого постановления указано, что, если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Как указано выше, в данном случае в обоснование предъявленного требования управление сослалось на то, что спорный земельный участок решением исполнительного комитета Иркутского городского Совета народных депутатов от 10.10.1990 N 16/637 был отведен Иркутской таможне (территориальный орган федерального органа исполнительной власти), в связи с чем в силу пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" этот участок относится к федеральной собственности.
Между тем, рассмотрев предъявленные управлением требования, суды установили следующее.
На основании решения исполнительного комитета Иркутского городского Совета народных депутатов от 10.10.1990 N 16/637 Иркутской таможне на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен земельный участок площадью 0,2 га (в границах согласно плану землепользования) и выдан государственный акт на право пользования землей A-I N 569462 и свидетельство от 27.01.1993 N 55. Однако впоследствии Иркутская таможня в добровольном порядке заявила об отказе от этого земельного участка (письмо от 28.04.2003 N 01-53/4206), в связи с чем постановлением мэра г. Иркутска от 29.08.2003 N 031-06-1076/3-1 (органом, уполномоченным на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена) право постоянного (бессрочного) пользования таможни в отношении этого участка прекращено.
По указанной причине, поскольку на дату вступления в силу норм статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (01.07.2006), предусматривающих разграничение государственной собственности на землю (в том числе по критерию предоставления земельных участков органам государственной власти того или иного уровня), право постоянного (бессрочного) пользования Иркутской таможни в отношении спорного земельного участка было прекращено, а также поскольку управлением не представлены доказательства нахождения этого участка в его владении, суды правомерно пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца.
Ссылки управления на отсутствие в материалах дела доказательств уведомления администрацией г. Иркутска Министерства имущественных отношений Российской Федерации о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования Иркутской таможни в отношении спорного земельного участка (пункт 5 Правил распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2002 N 576) не опровергают указанных выше выводов судов, так как не влияют на сам факт прекращения названного права Иркутской таможни в связи с добровольным отказом последней от него.
Оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств у суда кассационной инстанции не имеется.
Таким образом, при рассмотрении настоящего дела и принятии обжалуемых судебных актов суд первой инстанции и апелляционный суд правильно применили нормы материального и процессуального права, при этом доводы, изложенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о наличии оснований для их изменения или отмены. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для безусловной отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. В этой связи в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 287 Кодекса обжалуемые решение и постановление следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 08 июня 2020 года по делу N А19-24069/2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 сентября 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Б. Качуков |
Судьи |
Т.П. Васина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По указанной причине, поскольку на дату вступления в силу норм статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (01.07.2006), предусматривающих разграничение государственной собственности на землю (в том числе по критерию предоставления земельных участков органам государственной власти того или иного уровня), право постоянного (бессрочного) пользования Иркутской таможни в отношении спорного земельного участка было прекращено, а также поскольку управлением не представлены доказательства нахождения этого участка в его владении, суды правомерно пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца.
Ссылки управления на отсутствие в материалах дела доказательств уведомления администрацией г. Иркутска Министерства имущественных отношений Российской Федерации о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования Иркутской таможни в отношении спорного земельного участка (пункт 5 Правил распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2002 N 576) не опровергают указанных выше выводов судов, так как не влияют на сам факт прекращения названного права Иркутской таможни в связи с добровольным отказом последней от него."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21 января 2021 г. N Ф02-6569/20 по делу N А19-24069/2019
Хронология рассмотрения дела:
21.01.2021 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6569/20
29.09.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3354/20
08.06.2020 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-24069/19
12.11.2019 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-24069/19