город Иркутск |
|
27 января 2021 г. |
Дело N А19-5295/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 января 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новогородского И.Б.,
судей: Ананьиной Г.В., Рудых А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 1) на решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 июля 2020 года по делу N А19-5295/2020 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 сентября 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
частное учреждение дополнительного профессионального образования "Легкая школа" (ОГРН 1123850000636, ИНН 3812138015; далее - страхователь, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к государственному учреждению - Иркутскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд социального страхования, фонд) о признании незаконными решения от 27.12.2019 N 4306 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством и пункта 2 решения от 14.01.2020 N 4306 о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 27 июля 2020 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 сентября 2020 года, заявленные требования удовлетворены. С фонда в пользу учреждения взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 рублей.
Фонд социального страхования, не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением апелляционного суда, обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке их законности и обоснованности в связи с неправильным применением судами норм материального и процессуального права, просит указанные судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению фонда, судами не дана оценка доводам о неверном исчислении учреждением пособия по беременности и родам, исходя из количества календарных дней, приходящихся на период 2016-2017 годы. Кроме того, судами не учтено, что районный коэффициент подлежит применению не к минимальному размеру оплаты труда, а к исчисленному застрахованному лицу, исходя из МРОТ, размеру пособия. Районный коэффициент подлежит применению на самом последнем этапе исчисления пособия.
Учреждением представлен отзыв на кассационную жалобу, из которого следует о его согласии с обжалуемыми судебными актами.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на жалобу, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, по результатам проведения камеральной проверки учреждения на предмет правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2019 по 30.06.2019 филиалом N 1 фонда составлен акт от 11.11.2019 N 4306 осс/р и приняты решения 27.12.2019 N 4306 и от 14.01.2020 N 4306.
Основанием для принятия оспариваемых решений послужили выводы фонда о том, что страхователем неверно исчислено пособие по беременности и родам работникам Виолиной Н.В. и Рудовой К.В.
Полагая, что решение фонда от 27.12.2019 N 4306 и пункт 2 решения от 14.01.2020 N 4306 не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы, учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды двух инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что оспариваемые решения фонда не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы страхователя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, исходя из следующего.
По результатам проверки фондом сделан вывод о том, что страхователем неверно исчислено пособие по беременности и родам работнику Виолиной Н.В., исходя из минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ), установленного федеральным законом на день наступления страхового случая с учетом районного коэффициента, тогда как следовало исчислить из фактического среднего дневного заработка застрахованного лица, в котором районный коэффициент уже учтен.
Так, страхователем рассчитано пособие в сумме 61 656 рублей 46 копеек, тогда как сумма пособия, по мнению фонда, должна равняться 61 342 рубля 40 копеек.
Таким образом, расходы на выплату страхового обеспечения в размере 314 рублей 06 копеек не приняты к зачету, в выделении которых фондом впоследствии отказано.
Позиция фонда не основана на нормах действующего законодательства.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ) страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
В силу положений статьи 11 Закона 165-ФЗ страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Частью 2 статьи 14 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Частью 2 статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.
Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статья 315 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 1.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ установлено, что если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 этой статьи, не имело заработка, то средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. Такой же порядок применяется в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц окажется ниже минимального размера оплаты труда.
В соответствии с частями 4, 5.1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ размер дневного пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляется путем умножения среднего дневного заработка застрахованного лица на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку в соответствии со статьей 7 и 11 Федерального закона N 255-ФЗ.
Согласно пункту 11.1 постановления Правительства Российской Федерации от 15.07.2007 N 375 "Об утверждении положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Положение N 375), в случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в пунктах 6 и 11 данного Положения, не имело заработка, а также в случае если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, исчисленные застрахованному лицу исходя из тарифной ставки установленного ему разряда, должностного оклада или денежного содержания (вознаграждения), размеры пособий определяются с учетом этих коэффициентов.
Статьей 5 Закона N 81-ФЗ установлено, что размеры государственных пособий гражданам, имеющим детей, в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов.
Из приведенных норм права в их системной взаимосвязи следует, что в целях исчисления пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством районный коэффициент как гарантированная государством выплата компенсационного характера за работу в особых климатических условиях подлежит учету в том же порядке, что и при определении фактической заработной платы работника. То есть предполагается, что минимальный размер оплаты труда, применяемый в случаях, установленных частью 1.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ, в целях сравнения со средним заработком работника, увеличивается на соответствующий районный коэффициент.
Таким образом, судами сделан обоснованный вывод о том, что учреждение, проводя сравнение величин среднего фактического заработка работников учреждения и минимального размера оплаты труда, увеличенного на районный коэффициент, и выбрав последнюю, как наибольшую, верно произвело расчет пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В случае использовании предлагаемого фондом подхода, размер пособия Виолиной Н.В. будет меньше суммы МРОТ с учетом районного коэффициента, установленного для местности, в которой трудится работник. В такой ситуации при прочих равных условиях работник, заработавший в расчетном периоде больше, пособие получит в меньшем размере, чем работник с меньшей зарплатой либо вообще не имеющий таковой, по которому пособие посчитано исходя из МРОТ с учетом районного коэффициента.
Относительно выводов фонда о том, что пособие по беременности и родам работнику Рудовой К.В. исчислено учреждением арифметически неверно, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 15(3) Положения N 375 в случаях, указанных в пункте 11(1) настоящего Положения, для исчисления пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам средний дневной заработок определяется путем деления минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, увеличенного в 24 раза, на 730.
Как правильно установлено судами, минимальный размер оплаты труда на день наступления страхового случая (с 01.07.2018) равнялся 11 163 рубля.
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции фондом оснований для произведения при расчете среднего дневного заработка последовательного округления суммы не приведено, в связи с чем, подход, примененный фондом по округлению суммы начисленных пособий, суд первой инстанции правомерно признал не основанным на нормах действующего законодательства.
Доводы фонда о неверном исчислении учреждением пособия без учета того, что 2016 год был високосным и количество календарных дней, приходящихся на 2016-2017 годы, равняется 731, были рассмотрены и обоснованно отклонены судами, исходя из следующего.
В суде первой инстанции представитель фонда подтвердил, что довод о неверном указании в расчете заявителя количества дней не учитывался при вынесении решения и на расчет не влияет.
В соответствии с пунктом 3.3 статьи 14 Закона N 255-ФЗ средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, определенный в соответствии с частью 3.1 настоящей статьи, не может превышать величину, определяемую путем деления на 730 суммы предельных величин базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Исходя из изложенного, вывод фонда о непринятии к зачету и отказе в выделении расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности в размере 0 рублей 46 копеек обоснованно признан судами неправомерным.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов по делу, Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа не установлено.
Руководствуясь статьям 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 июля 2020 года по делу N А19-5295/2020 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 сентября 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Б. Новогородский |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из приведенных норм права в их системной взаимосвязи следует, что в целях исчисления пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством районный коэффициент как гарантированная государством выплата компенсационного характера за работу в особых климатических условиях подлежит учету в том же порядке, что и при определении фактической заработной платы работника. То есть предполагается, что минимальный размер оплаты труда, применяемый в случаях, установленных частью 1.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ, в целях сравнения со средним заработком работника, увеличивается на соответствующий районный коэффициент.
Таким образом, судами сделан обоснованный вывод о том, что учреждение, проводя сравнение величин среднего фактического заработка работников учреждения и минимального размера оплаты труда, увеличенного на районный коэффициент, и выбрав последнюю, как наибольшую, верно произвело расчет пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
...
В соответствии с пунктом 15(3) Положения N 375 в случаях, указанных в пункте 11(1) настоящего Положения, для исчисления пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам средний дневной заработок определяется путем деления минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, увеличенного в 24 раза, на 730.
Как правильно установлено судами, минимальный размер оплаты труда на день наступления страхового случая (с 01.07.2018) равнялся 11 163 рубля."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27 января 2021 г. N Ф02-5939/20 по делу N А19-5295/2020