город Иркутск |
|
03 февраля 2021 г. |
Дело N А19-27386/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Левошко А.Н., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителей Управления культуры комитета по социальной политике и культуре администрации города Иркутска Болотовой А.Р. (доверенность N 235-74-10/21 от 19.01.2021, паспорт), Баракиной А.В. (доверенность N 235-74-9/21 от 19.01.2021, паспорт); президента Иркутской региональной общественной организации "Сибирская федерация киокусинкай карате" Голика О.В. (паспорт), представителя Савченко А.О. (доверенность от 18.01.2021, паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления культуры комитета по социальной политике и культуре администрации города Иркутска на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 сентября 2020 года по делу N А19-27386/2019 Арбитражного суда Иркутской области,
УСТАНОВИЛ:
Управление культуры, туризма и молодежной политики комитета по социальной политике и культуре администрации города Иркутска (ОГРН 1163850050946, ИНН 3849057080, далее - Управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Иркутской региональной общественной организации "Сибирская федерация киокусинкай карате" (ОГРН 1163850071582, ИНН 3812057101, далее - общественная организация, ответчик) о взыскании денежных средств предоставленной субсидии в размере 369 500 рублей 52 копейки.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 17 февраля 2020 года исковые требования удовлетворены.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 сентября 2020 года решение суда первой инстанции отменено, принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Управлением требований.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, Управление обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт и оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судом апелляционной инстанции не применены нормы права, подлежащие применению, и сделаны выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
В кассационной жалобе заявитель ссылается на то, что реализация проекта должна быть осуществлена получателем субсидии исключительно в рамках сметы; субсидия предоставляется в целях стимулирования деятельности по организации отдыха детей и принципиальное значение имеет источник средств для оплаты расходов; в результате полного покрытия расходов за счет средств родителей предоставленная организации субсидия фактически становится для нее прибылью.
В отзыве на кассационную жалобу ответчик выражает несогласие с доводами истца, просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
От Управления поступило ходатайство о смене наименования Управления культуры, туризма и молодежной политики комитета по социальной политике и культуре администрации города Иркутска (ОГРН 1163850050946, ИНН 3849057080) на Управление культуры комитета по социальной политике и культуре администрации города Иркутска (ОГРН 1163850050946, ИНН 3849057080), с предоставлением выписки о внесении соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц от 15.01.2021 за регистрационным номером 2213800010939.
Заявленное Управлением ходатайство судом округа рассмотрено и удовлетворено.
В судебном заседании представитель Управления доводы кассационной жалобы поддержал, просил обжалуемый судебный акт отменить, а представитель общественной организации, ссылаясь на правомерность выводов суда апелляционной инстанции, просил обжалуемый судебный акт оставить в силе.
В судебном заседании 26 января 2021 года, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявлялся перерыв до 10 часов 30 минут 28 января 2021 года, о чем сделано публичное извещение. После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе, в отсутствие представителей сторон.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов суда о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, по итогам проведенного 10.07.2018 конкурса между Управлением и общественной организацией заключен договор N 010-64-1102/8 от 01.10.2018 (далее - Договор) о предоставлении из бюджета города Иркутска субсидии на возмещение затрат в связи с выполнением работ, оказанием услуг, связанных с реализацией проекта по организации отдыха детей в возрасте от 14 до 18 лет в каникулярное время.
В соответствии с пунктом 1.1 Договора его предметом является предоставление субсидии в целях стимулирования деятельности по организации отдыха детей города Иркутска в возрасте от 14 до 18 лет в каникулярное время и реализация получателем субсидии проекта Летний оздоровительный лагерь "Байкал-Дзен".
Согласно пункту 2.1 Договора субсидия предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Управлению как получателю средств бюджета города, по кодам классификации расходов бюджета города Иркутска в размере 369 500 рублей 52 копейки.
Одним из условий предоставления субсидии в соответствии с пунктом 3.1.1.1 Договора являлось предоставление документов, подтверждающих направление собственных и (или) привлеченных средств (заемные и кредитные средства, средства спонсоров и другие средства, полученные Получателем, за исключением средств, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации), в размере не менее 21 процента от общего объема расходов на реализацию мероприятий, возмещение которых осуществляется частично за счет субсидии.
Субсидия в указанном выше размере перечислена общественной организации платежным поручением N 551 от 14.12.2018.
По результатам проведенной Управлением проверки установлено, что согласно отчету о фактических расходах затраты общественной организации на реализацию проекта составили 1 004 700 рублей, которые в полном объеме возмещены за счет средств от реализации путевок, общая стоимость которых составляет так же 1 004 700 рублей.
На основании указанного Управление пришло к выводу об отсутствии необходимости в средствах субсидии на цели возмещения затрат, возникших в связи с реализацией проекта, и направило в адрес общественной организации требование N 235-74-411/19 от 12.09.2019 о возврате полученной субсидии.
Неисполнение ответчиком указанного требования послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым требованием.
Удовлетворяя заявленные истцом требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия у общественной организации необходимости в средствах субсидии на цели возмещения затрат, так как все расходы в полном объеме были возмещены за счет средств от реализации путевок.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, принимая по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Управления, руководствовался тем, что до реализации проекта общественной организации нужно было изыскать финансирование на реализацию проекта; оплаченные родителями путевки по смыслу пункта 3.1.1.1 Договора являются надлежащим источником финансирования; отсутствует факт нецелевого использования денежных средств; общественная организация имеет право на получение прибыли.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.
Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации или нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами) уполномоченных ими соответственно федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов), органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления. Указанные нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидию, и органами государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий иными некоммерческими организациями, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями.
Постановлением администрации города Иркутска N 031-06-591/8 от 20.06.2018 утверждено Положение о предоставлении из бюджета города Иркутска субсидий на возмещение затрат в связи с выполнение работ, оказанием услуг, связанных с реализацией проектов по организации отдыха детей в возрасте от 14 до 18 лет в каникулярное время (далее - Положение).
Согласно Положению Управление является уполномоченным органом по предоставлению субсидии.
В соответствии с пунктом 2 Положения субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе на возмещение затрат в связи с реализацией проектов по организации отдыха детей. Субсидия должна быть израсходована в рамках заявленных смет проектов (пункт 5 Положения).
Пунктом 6 Положения установлен закрытый перечень расходов, которые возможны к возмещению субсидией.
Субсидия перечисляется не позднее сорока пяти рабочих дней, следующих за днем представления получателем субсидии пакета документов, состоящего из заявки на получение и целевое использование субсидии, отчета о фактических расходах получателя субсидии на реализацию проекта и отчета о результатах предоставления субсидии в соответствии с условиями заключенного договора о предоставлении субсидий. Указанные документы должны быть представлены в Управление не позднее 1 октября текущего финансового года (пункт 28 Положения).
Управление, уполномоченные органы муниципального финансового контроля города Иркутска осуществляют проверку соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка предоставления субсидий. Управление осуществляет контроль за фактической реализацией проектов посредством проведения проверок получателей субсидий (пункты 30-31 Положения).
Согласно пункту 33 Положения полученные субсидии подлежат возврату в бюджет города Иркутска в случаях выявления по фактам проверок, проведенных управлением и уполномоченным органом муниципального финансового контроля города Иркутска нарушения получателем субсидии условий и целей, установленных при предоставлении субсидии (в полном объеме предоставленной субсидии).
В соответствии с пунктом 4.1.7 Договора Управление обязуется в случае установления Управлением или получением от органа муниципального финансового контроля информации о факте нарушения получателем порядка, целей и условий предоставления субсидии, предусмотренных Положением и настоящим Договором, в том числе указания в представленных получателем субсидии документах недостоверных сведений направлять получателю субсидии требование об обеспечении возврата субсидии.
В случае получения от Управления требования в соответствии с пунктом 4.1.7 настоящего Договора получатель субсидии обязан возвратить в бюджет субсидию в размере и в сроки, определенные в указанном требовании (пункт 4.3.8.2 Договора).
Отказывая в удовлетворении требований Управления, суд апелляционной инстанции руководствовался тем, что ни из Положения, ни из условий Договора не следует, что получатель субсидии не должен иметь денежных средств меньше, чем указал в смете расходов, как не следует и того, что получатель субсидии не должен получить прибыль за счет продажи путевок или оказания иных платных услуг.
Апелляционный суд, ссылаясь на пункт 4 Положения, также указал на то, что в рассматриваемой ситуации к моменту реализации проекта у общественной организации должны быть денежные средства для его реализации; полученные от продажи путевок денежные средства не попадают под ограничения по источникам финансирования; в результате реализации проекта, поставленные цели достигнуты, нецелевого использования субсидии не установлено.
Между тем, судом апелляционной инстанции не учтено следующее.
Судами установлено, из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что общественная организация в рамках реализации заявленного ей проекта понесла расходы на сумму 1 004 700 рублей.
Для получения субсидии общественной организацией был представлен Управлению итоговый Отчет о фактических расходах получателя субсидии на реализацию проекта, в котором указано, что от реализации путевок, общее количество которых составляет 51 штуку, были получены средства в размере 612 000 рублей.
При рассмотрении настоящего спора ответчик ссылался на то, что в указанном Отчете им была сделана ошибка, путевки были оплачены родителями в размере от 8 000 рублей до 9 000 рублей.
Между тем в материалы дела представлены путевки N N 1-51, из которых следует, что общая стоимость каждой путевки составляет 19 700 рублей. Доказательств, надлежащим образом подтверждающих оплату родителями путевок в меньшей сумме судам представлено не было, в материалах дела отсутствуют.
Суд округа признает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что общественной организацией за счет средств от реализации путевок, общая стоимость которых составляет 1 004 700 рублей, были возмещены все расходы, указанные в Отчете о фактических расходах получателя субсидии на реализацию проекта.
Однако, как указывалось ранее, в соответствии требованиями Положения субсидия предоставляется на возмещение затрат в связи с реализацией проекта и должна быть израсходована в рамках заявленных смет проектов (пункты 2, 5 Положения).
Принимая во внимание основную цель предоставления рассматриваемой субсидии, которая следует из пункта 2 Положения, принятого в соответствии с пунктом 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и заключается в возмещении затрат получателя субсидии в связи с реализацией проекта по организации отдыха детей, доказанность Управлением покрытия расходов (затрат) организации вырученными от реализации путевок денежными средствами, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии необходимости в возмещении общественной организации, как получателю субсидии, расходов (затрат).
Суд округа отмечает, что в рассматриваемой ситуации расходы общественной организации уже полностью возмещены полученными от родителей денежными средствами и не могут быть возмещены субсидией, выплата которой образует двойное возмещение - прибыль для организации, то есть субсидия не может быть предоставлена сверх расходов, которые уже компенсированы (возмещены).
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о несоблюдении организацией условий получения субсидии - отсутствии оснований для ее получения и, следовательно, наличии оснований для ее возврата.
В данном случае суд апелляционной инстанции ошибочно исходил из того, что субсидия может выступать в качестве прибыли. Субсидия является мерой финансовой поддержки путем возмещения бюджетными средствами затрат ее получателя.
Учитывая вышеизложенное, по результатам рассмотрения кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 сентября 2020 года принято с неправильным применением норм материального права, выводы суда не соответствуют установленным по делу обстоятельствам, в связи с чем обжалуемый судебный акт подлежит отмене на основании частей 1, 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, решение Арбитражного суда Иркутской области подлежит оставлению в силе в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 сентября 2020 года по делу N А19-27386/2019 Арбитражного суда Иркутской области отменить.
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 февраля 2020 года по настоящему делу оставить в силе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Ананьина |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 сентября 2020 года решение суда первой инстанции отменено, принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Управлением требований.
...
Согласно пункту 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.
...
Принимая во внимание основную цель предоставления рассматриваемой субсидии, которая следует из пункта 2 Положения, принятого в соответствии с пунктом 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и заключается в возмещении затрат получателя субсидии в связи с реализацией проекта по организации отдыха детей, доказанность Управлением покрытия расходов (затрат) организации вырученными от реализации путевок денежными средствами, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии необходимости в возмещении общественной организации, как получателю субсидии, расходов (затрат)."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 3 февраля 2021 г. N Ф02-6567/20 по делу N А19-27386/2019
Хронология рассмотрения дела:
03.02.2021 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6567/20
24.09.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1773/20
17.02.2020 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-27386/19
13.11.2019 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-27386/19