город Иркутск |
|
03 февраля 2021 г. |
Дело N А10-1066/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новогородского И.Б.,
судей: Ананьиной Г.В., Шелёминой М.М.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Новиковой О.Н.,
при участии в судебном заседании в здании Арбитражного суда Республики Бурятия путем использования систем видеоконференц-связи представителей Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Бурятия Жамбаловой Т.С. (доверенность N 123 от 24.11.2020), Нимаевой В.Д. (доверенность от 04.06.2020 N 100) и общества с ограниченной ответственностью "Тан" Очировой Д.А. (доверенность от 21.01.2021), Буруновой С.П. (доверенность от 11.01.2021), Квирикадзе Т.А. (доверенность от 11.01.2021),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 23 июня 2020 года по делу N А10-1066/2020 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 02 сентября 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Тан" (ОГРН 1020300978170, ИНН 0323010694; далее - налогоплательщик, общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Республики Бурятия к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Бурятия (ОГРН 1040302994401, ИНН 0326023525; далее - налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 22.10.2019 N 2870.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 23 июня 2020 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 02 сентября 2020 года, заявленное требование удовлетворено. На инспекцию возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества. С инспекции в пользу общества взысканы судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
Не согласившись с указанными судебными актами, инспекция обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке их законности и обоснованности в связи с неправильным применением судами двух инстанций норм материального права.
По мнению инспекции, судами не учтены положения норм Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", а также положения Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", согласно которым завершающим этапом кадастровой оценки является не утверждение результатов определения кадастровой стоимости, а именно внесение ее результатов в ЕГРН. Согласно пункту 2 статьи 375 НК РФ налоговая база по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ. Результаты кадастровой оценки, утвержденной Постановлением Правительства Республики Бурятия от 13.10.2016 N 476, внесены в ЕГРН после 01.01.2017, а именно 12.01.2017, поэтому датой начала применения кадастровой стоимости объектов капитального строительства, утвержденной Постановлением N 476, для целей налогообложения считается 01.01.2018. Суды не установили причины несвоевременного направления сведений о кадастровой стоимости в регистрирующий орган для их внесения в ЕГРН. Исходя из положений пункта 4 статьи 85 НК РФ, по состоянию на 01.01.2017 при определении налоговой базы по налогу на имущество налогоплательщик мог руководствоваться только сведениями о кадастровой стоимости внесенными на основании постановления Правительства Республики Бурятия от 03.10.2012 N 576.
На кассационную жалобу инспекции и дополнения к ней представлены отзывы общества, в которых оно указывает на необоснованность доводов жалобы и просит оставить без изменения принятые по делу судебные акты.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Участвующие в судебном заседании представители инспекции поддержали доводы, изложенные в жалобе и дополнении к ней.
Представители общества против доводов жалобы и дополнений к ним возражали по основаниям, изложенным в отзывах на нее.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и соблюдения норм процессуального права, а также соответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и дополнении к ней и возражениях относительно жалобы и дополнений к ней, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены принятых по делу судебных актов.
Как установлено судами, по результатам камеральной налоговой проверки представленной обществом уточненной налоговой декларации (корректировка N 1) по налогу на имущество за 12 месяцев 2017 год инспекцией принято решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 22.10.2019 N 2870, согласно которому налогоплательщику доначислен налог на имущество организаций в размере 442 026 рублей, пени в сумме 117 399 рублей 04 копейки, а также штраф, предусмотренный пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в размере 44 203 рубля.
Инспекция пришла к выводу о неуплате (неполная уплате) налога на имущество организаций за 2017 год в результате:
- занижения кадастровой стоимости по 4 объектам недвижимого имущества с кадастровыми номерами 03:24:023402:242, 03:24:023402:122, 03:24:011206:2419, 03:24:011206:2412, повлекшего не исчисление суммы налога в размере 642 740 рублей,
- завышения кадастровой стоимости по 2 объектам с кадастровыми номерами 03:24:023402:215, 03:24:023402:123, повлекшего излишнее исчисление суммы налога в размере 200 714 рублей.
Досудебный порядок урегулирования спора обществом соблюден.
Общество, считая, что налог на имущество по указанным объектам недвижимости необходимо исчислять исходя из кадастровой стоимости, установленной Постановлением Правительства Республики Бурятия от 13.10.2016 N 476, тогда как налоговый орган, вынося оспариваемое решение, принял во внимание кадастровую стоимость, установленную Постановлением Правительства Республики Бурятия N 581 от 25.11.2014, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что дата начала применения кадастровой стоимости определяется датой вступления в силу акта, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости, а не датой фактического внесения сведений о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа находит выводы судов законными и обоснованными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 374 НК РФ объектами налогообложения признаются недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
Условия признания объекта недвижимости административно-деловым центром, торговым центром (комплексом) установлены пунктами 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ.
Для обложения административно-деловых, торговых центров (комплексов), а также других подобных объектов налогом на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости необходимо, чтобы одновременно соблюдались условия по принятию регионального закона устанавливающего, что налоговой базой по таким объектам является кадастровая стоимость в субъекте РФ по месту нахождения данных объектов, по включению таких объектов в региональный перечень объектов недвижимости, по которым налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утверждаемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ.
С 1 января 2015 года на территории Республики Бурятия налог на имущество организаций в отношении объектов недвижимости, перечисленных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ исчисляется исходя из кадастровой стоимости (Закон Республики Бурятия от 26.11.2002 N 145-III (ред. от 12.05.2020) "О некоторых вопросах налогового регулирования в Республике Бурятия, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации".
Пунктом 3 статьи 1 Закона Республики Бурятия N 145-Ш от 26.11.2002 "О некоторых вопросах налогового регулирования в Республике Бурятия, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации" утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость в лице Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия в соответствии с Постановлением Правительства Республики Бурятия от 25.11.2014 N 581.
Министерством имущественных и земельных отношений Республики Бурятия определен Перечень объектов недвижимого имущества, отвечающей условиям отнесения их к административно-деловым и торговым центрам и помещений в них, в отношении которых налоговая база будет определяться исходя из их кадастровой стоимости, который размещен на его официальном сайте.
Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия N 04-01-04-772/16 от 22.12.2016 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества на 2017 год, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Во исполнение распоряжения Правительства Республики Бурятия от 21.01.2016 N 23-р и в соответствии со статьей 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Законом Республики Бурятия от 21.12.2015 N 1575-V
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Налогоплательщику доначислен налог на имущество в связи с занижением кадастровой стоимости по объектам недвижимого имущества. По мнению инспекции, поскольку результаты кадастровой оценки внесены в ЕГРН после 01.01.2017, то датой начала применения кадастровой стоимости считается 01.01.2018.
Суд, исследовав обстоятельства дела, не согласился с позицией инспекции.
Дата начала применения кадастровой стоимости определяется датой вступления в силу акта, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости, а не датой фактического внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН.
Поскольку соответствующий нормативный акт о кадастровой стоимости принят в 2016 г., официально опубликован заблаговременно, вступление его в силу приходится на 01.01.2017.
Данный нормативный акт подлежит применению с 01.01.2017 и распространяет свое действие на налоговый период - 2017 год.
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 3 февраля 2021 г. N Ф02-5175/20 по делу N А10-1066/2020