город Иркутск |
|
12 февраля 2021 г. |
Дело N А10-8246/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Ананьиной Г.В., Левошко А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 14 сентября 2020 года по делу N А10-8246/2019, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 19 ноября 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федерального казначейства по Республике Бурятия (далее - УФК по Республике Бурятия, УФК) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением о признании недействительным пункта 2 предписания от 15.11.2019 N 38/21507 Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае.
Определением от 28 января 2020 года в порядке процессуального правопреемства произведена замена ответчика - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае на его правопреемника - Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия (далее - МТУ Росимущества, Управление).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 14 сентября 2020 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 ноября 2020 года, заявленные требования удовлетворены.
МТУ Росимущества обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами норм материального права, нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, требование пункта 2 оспариваемого предписания основано на необходимости соблюдения компактности, минимизации количества и рациональности использования УФК имущества в целях недопустимости неэффективного использования средств федерального бюджета; вывод суда апелляционной инстанции о том, что действующим законодательством не предусмотрено устранение выявленных нарушений путем обсуждения с УФК способа устранения выявленного нарушения, является необоснованным, поскольку в качестве одного из способов управления и оптимизации использования недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления, Управление вправе вовлечь объекты в хозяйственный оборот, в том числе путем совершения сделок по передаче в аренду имущества или его продаже; в письме от 11.08.2020 данное нарушение признано Управлением отсутствующим, как на момент проверки, так и в последующий период, что является отменой пункта 2 предписания.
В отзыве на кассационную жалобу УФК по Республике Бурятия считает ее доводы несостоятельными, судебные акты - законными и обоснованными.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании распоряжения от 12.08.2019 N 38/604-и в период с 26.08.2019 по 06.09.2019 МТУ Росимущества проведена плановая тематическая проверка эффективности использования федерального имущества, закрепленного на соответствующем вещном праве за УФК по Республике Бурятия.
В ходе проверки Управлением установлено, что УФК на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен земельный участок с кадастровым номером 03:24:011209:39 общей площадью 7 853 кв. м, расположенный примерно в 22 м по направлению на юго-восток от ориентира; почтовый адрес ориентира: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Ермаковская, д.10; категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для строительства административного здания, границы земельного участка установлены в соответствии с действующем законодательством. Право постоянного бессрочного пользования зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 25.07.2006 за N 03-03-01/041/2006-412.
В границах данного земельного участка находятся объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Ермаковская, д.12: Административное здание с кадастровым номером 03:24:011209:216, трехэтажное нежилое здание с подвалом и мансардным этажом общей площадью 3 964,5 кв. м, 2008 года постройки (государственная регистрация права собственности Российской Федерации от 24.02.2010 N RU 04302000-17, запись государственной регистрации права от 19.04.2010). Документом - основанием возникновения права оперативного управления УФК на административное здание является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 24.02.2010 N RU 04302000-17, запись государственной регистрации права от 06.11.2009 N 03-03-01/204/2009-126. Административное здание учтено в реестре федерального имущества с постоянным реестровым номером П12040005009.
В данном административном здании используются следующие помещения: в подвале площадью 711,1 кв. м, в том числе склад площадью 265,9 кв. м, архив площадью 151,7 кв. м, венткамера 64,1 кв. м, тепловой узел 44,3 кв. м, электрощитовая 22 кв. м, коридор 148 кв. м, лестничная клетка 15,1 кв. м; на первом этаже площадью 676,9 кв. м, в том числе кабинеты - 163,9 кв. м с количеством размещенных сотрудников - 26, тамбур площадью 19,4 кв. м, вестибюль площадью 122,9 кв. м, гардеробная комната площадью 16,9 кв. м, коридор - 55,8 кв. м, подсобные помещения - 16,1 кв. м, овощной цех, душевая, загрузочная, моечная, обеденный зал, горячий цех общей площадью 102,9 кв. м, помещение для приема делегаций - 24,5 кв. м, санитарные узлы - 14,6 кв. м, вентиляционная комната площадью 3,9 кв. м, лифтовый холл - 15 кв. м, конференц-зал - 57,8 кв. м, места общего пользования (лестничная клетка, лифт) - 9,7 кв. м; на втором этаже площадью 659,7 кв. м, в том числе кабинеты - 470,5 кв. м с количеством размещенных сотрудников - 59, коридор площадью 95,4 кв. м, подсобные помещения - 4,9 кв. м, санитарные узлы - 11,1 кв. м, лифтовый холл - 20,4 кв. м, серверная площадью 19,2 кв. м, места общего пользования (лестничные клетки, лифты) общей площадью 38,2 кв. м; на третьем этаже площадью 653,7 кв. м, в том числе кабинеты - 442,1 кв. м с количеством размещенных сотрудников - 39, коридор площадью 94,7 кв. м, подсобные помещения - 4,8 кв. м, санитарные узлы - 11,5 кв. м, лифтовый холл - 20,3 кв. м, серверная площадью 42,5 кв. м, места общего пользования (лестничные клетки, лифты) общей площадью 37,8 кв. м; на четвертом этаже площадью 648,7 кв. м, в том числе кабинеты - 424,2 кв. м с количеством размещенных сотрудников - 33, тамбур площадью 4,6 кв. м, коридор площадью 90,6 кв. м, подсобные помещения - 4,9 кв. м, санитарные узлы - 14,7 кв. м, лифтовый холл - 17,6 кв. м, конференц-зал - 46,8 кв. м, касса - 7,2 кв. м, места общего пользования (лестничные клетки, лифты) общей площадью 38,1 кв. м; на мансарде общей площадью 614,4 кв. м, в том числе кабинеты - 410,5 кв. м с количеством размещенных сотрудников - 45, коридор площадью 91,3 кв. м, инвентарная комната площадью 8,7 кв. м, санитарные узлы - 17,0 кв. м, машинное отделение - 29,9 кв. м, места общего пользования (лестничные клетки, лифты) общей площадью 40,1 кв. м, помещение электрика площадью 16,9 кв. м.
Также на праве оперативного управления за УФК закреплено нежилое помещение с кадастровым номером 03:24:011202:2546 общей площадью 565,2 кв. м, расположено в четырехэтажном здании 1982 года постройки по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Борсоева, д.13 Б., запись государственной регистрации права от 31.05.2016 N 03-03/001-03/016/002/2016-918/1.
В нежилом помещении используются под кабинеты помещения площадью 371,8 кв. м с размещением 48 сотрудников, также имеются: тамбуры площадью 3,5 кв. м, архивные помещения площадью 27,8 кв. м, коридоры общей площадью 111,3 кв. м, санитарные комнаты - 14,3 кв. м, серверное помещение - 9,4 кв. м, комната для приема пищи - 27,1 кв. м.
Управлением с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 05 января 1998 года N 3 "О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений" (далее - Постановление N 3) выявлены излишки используемых УФК по Республике Бурятия помещений: в здании по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Ермаковская, 12, в размере 1 804,5 кв. м. При этом общая площадь помещений административного здания, используемых УФК, составляет - 3 964,5 кв. м, нормативная потребность в помещениях составляет 2 160,0 кв. м из расчета 9 кв. м обшей площади на одного работника аппарата; в здании по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Борсоева, 13Б, в размере 79,2 кв. м. При этом общая площадь помещений, используемых УФК, составляет - 565,2 кв. м, нормативная потребность в помещениях составляет 486,0 кв. м из расчета 9 кв. м обшей площади на одного работника аппарата.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 11.09.2019 N 27-19.
15.11.2019 МТУ Росимущества выдало УФК предписание N 38/21507 об устранении нарушений, выявленных в ходе проверки, пунктом 2 которого обязало УФК в срок до 31.12.2019 представить в Отдел управления федеральным имуществом и взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления в Республике Бурятия МТУ Росимущества предложения по эффективному использованию закрепленных в оперативном управлении помещений в части сокращения излишков площадей, в том числе путем размещения в помещениях иных федеральных организаций.
УФК по Республике Бурятия обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с указанным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что в оспариваемой части ненормативный правовой акт не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества (пункт 1). Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению (пункт 2).
Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом (пункт 3 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В целях упорядочения использования и повышения эффективности управления находящимися в федеральной собственности административными зданиями, сооружениями и нежилыми помещениями, расположенными на территории Российской Федерации, пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации N 3 установлено, что при размещении государственных органов и организаций размер закрепляемой за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения площади под административные цели исчисляется исходя из нормы 9 кв. метров общей площади на одного работника аппарата управления.
С учетом названного Постановления МТУ Росимущества посчитало, что нормативная потребность в помещениях административного здания, расположенного по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Ермаковская, д. 12, составляет 2 160,0 кв. м из расчета 9 кв. м обшей площади на одного работника аппарата управления; нормативная потребность в помещениях здания по адресу: ул. Борсоева, 13Б составляет 486,0 кв. м из расчета 9 кв. м обшей площади на одного работника аппарата управления.
Суд первой инстанции, правильно применяя пункт 3 Постановления N 3 с учетом письма Росимущества от 29.11.2005 N ДА-07/26988, ответа Росимущества, данного в письме от 24.07.2020 N МП-16/22732 на обращение МТУ Росимущества от 26.06.2020 N 75/3515 по вопросу о разъяснении порядка исчисления площади административных зданий, сооружений и нежилых помещений, закрепляемых за федеральными органами исполнительной власти, федеральными государственными предприятиями и учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, из которых следует необходимость руководствоваться установленными минимальными нормативами, в том числе 9 кв. м кабинетной площади на одного работника и 30 кв. м на руководителя - для федеральных органов исполнительной власти, без учета площади вспомогательных помещений, установил, что кабинетные площади, занимаемые УФК, не превышают минимальный норматив, установленный Постановлением N 3, следовательно, заявителем не допущено нарушение.
Суд также принял во внимание, что помещения общей площадью 289,6 кв. м. используются УФК для обеспечения режима секретности, которые изолированы, в них установлены специальные меры безопасности, размещена соответствующая техника и работают сотрудники, имеющие необходимый допуск, размещение лиц, без соответствующего допуска, в указанных помещениях запрещается. В этой связи суд обоснованно признал указанную площадь не подлежащей включению при расчете нормативной потребности УФК.
В указанной части заявитель кассационной жалобы выводы судов не оспаривает.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что в письме от 11.08.2020 данное нарушение признано Управлением отсутствующим, как на момент проверки, так и в последующий период, это является отменой пункта 2 предписания, был рассмотрен судами и обоснованно признан не свидетельствующим об отсутствии предмета спора.
В соответствии с пунктом 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 99 "Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" отмена оспариваемого ненормативного правового акта или истечение срока его действия не препятствует рассмотрению по существу заявления о признании акта недействительным, если им были нарушены законные права и интересы заявителя.
Из названного письма следует, что отсутствие нарушения, указанного в пункте 2 предписания, установлено в ходе проведения соответствующего мониторинга устранения нарушений, выявленных в ходе плановой тематической проверки, и не свидетельствует о его отмене в связи с незаконностью и отсутствием нарушения на момент проведения проверки и в период до оформления письма от 11.08.2020.
Кроме того, исходя из того, как сформулировано требование пункта 2 оспариваемого предписания, суд апелляционной инстанции мотивированно признал его неопределенным и не соответствующим требованиям, установленным действующим законодательством.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя кассационной жалобы не свидетельствуют о нарушении судами двух инстанций норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего спора, направлены, по сути, на переоценку фактических обстоятельств, установленных судами при вынесении обжалуемых судебных актов, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, исходя из предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределов его компетенции.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Бурятия и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 14 сентября 2020 года по делу N А10-8246/2019, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 19 ноября 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд первой инстанции, правильно применяя пункт 3 Постановления N 3 с учетом письма Росимущества от 29.11.2005 N ДА-07/26988, ответа Росимущества, данного в письме от 24.07.2020 N МП-16/22732 на обращение МТУ Росимущества от 26.06.2020 N 75/3515 по вопросу о разъяснении порядка исчисления площади административных зданий, сооружений и нежилых помещений, закрепляемых за федеральными органами исполнительной власти, федеральными государственными предприятиями и учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, из которых следует необходимость руководствоваться установленными минимальными нормативами, в том числе 9 кв. м кабинетной площади на одного работника и 30 кв. м на руководителя - для федеральных органов исполнительной власти, без учета площади вспомогательных помещений, установил, что кабинетные площади, занимаемые УФК, не превышают минимальный норматив, установленный Постановлением N 3, следовательно, заявителем не допущено нарушение.
...
В соответствии с пунктом 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 99 "Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" отмена оспариваемого ненормативного правового акта или истечение срока его действия не препятствует рассмотрению по существу заявления о признании акта недействительным, если им были нарушены законные права и интересы заявителя."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12 февраля 2021 г. N Ф02-310/21 по делу N А10-8246/2019