город Иркутск |
|
12 февраля 2021 г. |
Дело N А19-1194/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Левошко А.Н., Шелёмина М.М.,
при участии в судебном заседании представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области Матвеева Ю.Ю. (доверенность N 038/01/21 от 13.01.2021, диплом, удостоверение),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 05 августа 2020 года по делу N А19-1194/2020, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 03 ноября 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственность "Глобал Веллнесс Новосибирск" (ОГРН 1135476098460, ИНН 5407487115, далее - ООО "Глобал Веллнесс Новосибирск", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутское УФАС России, Управление) о признании незаконным заключения N 038/2/20 от 09.01.2020.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено областное государственное автономное учреждение "Центр развития спортивной инфраструктуры" (ОГРН 1023801027029, ИНН 3808085226, далее - ОГАУ "ЦРСИ", учреждение).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 05 августа 2020 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 03 ноября 2020 года, заявленное обществом требование удовлетворено, заключение признано незаконным, на Управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Глобал Веллнесс Новосибирск".
Не согласившись с принятыми по делу решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, Управление обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества.
В обоснование кассационной жалобы Управление ссылается на то, что у антимонопольного органа отсутствует обязанность извещать лицо, в отношении которого предоставлены сведения, о времени и месте рассмотрения обращения о включении лица в реестр недобросовестных поставщиков, рассматривать обращение в присутствии указанного лица, исследовать его доводы и пояснения; судами не указаны нормы права, которым не соответствует оспариваемое заключение.
Также в кассационной жалобе Управление указывает, что общество не извещало заказчика о наличии обстоятельств, в связи с которыми не был направлен подписанный проект договора; у общества имелась возможность подписать направленный заказчиком договор.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 АПК РФ (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru). ООО "Глобал Веллнесс Новосибирск", ОГАУ "ЦРСИ" представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
В судебном заседании Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа представитель Управления доводы кассационной жалобы поддержал, просил обжалуемые судебные акты отменить.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами, ОГАУ "ЦРСИ" (заказчик) 29.11.2019 на официальном сайте в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 31908591409 о проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора поставки препаратов для водоподготовки плавательных бассейнов для нужд ОГАУ "ЦРСИ", а также документация запроса котировок.
На участие в закупке подано шесть заявок, в том числе заявка общества.
Согласно протоколу проведения запроса котировок в электронной форме N 96/2019 от 09.12.2019 ООО "Глобал Веллнесс Новосибирск" признано победителем запроса котировок в электронной форме. Протокол размещен в единой информационной системе 09.12.2019.
Заказчиком 10.12.2019 в адрес общества для подписания направлен проект договора.
В соответствии с пунктом 18 извещения, пунктом 21.2.2 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОГАУ "ЦРСИ" победитель в срок до 16.12.2019 включительно должен разместить на электронной площадке проект договора, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя и документ, подтверждающий предоставление, установленного пунктом 12 извещения, обеспечения исполнения договора.
По состоянию на 17.12.2019 общество не направило заказчику проект договора, протокол разногласий, предусмотренный пунктом 21.2.3 Положения о закупке, не предоставило обеспечение исполнения договора, предусмотренное извещением.
17.12.2019 ОГАУ "ЦРСИ" разместило на электронной площадке протокол N 106/2019 о признании победителя в запросе котировок в электронной форме уклонившимся от заключения договора.
В адрес Иркутского УФАС России 23.12.2019 поступило обращение ОГАУ "ЦРСИ" о включении сведений в отношении ООО "Глобал Веллнесс Новосибирск" в реестр недобросовестных поставщиков, по причине уклонения участника-победителя закупки от заключения договора по результатам запроса котировок в электронной форме.
Рассмотрев поступившие от учреждения материалы, Комиссия Иркутского УФАС России пришла к выводу о наличии в поведении участника закупки признаков недобросовестности, на основании чего 09.01.2020 вынесено заключение N 038/2/20 о включении сведений в отношении ООО "Глобал Веллнесс Новосибирск" в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
Не согласившись с заключением Комиссии Иркутского УФАС России, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование и признавая заключение незаконным, суды исходили из того, что у антимонопольного органа нет безусловной обязанности включать представленные заказчиком сведения о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков без оценки действий последнего в каждом конкретном случае; ненадлежащие извещение ООО "Глобал Веллнесс Новосибирск" о месте и времени рассмотрения обращения заказчика привело к нарушению прав общества, так как общество было лишено возможности принять участие в решении вопроса о включении информации о нем в реестр, представить пояснения относительно обстоятельств дела, что повлекло односторонний характер рассмотрения вопроса и ущемление прав общества.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что обращение учреждения поступило в адрес антимонопольного органа 23.12.2019. Уведомление Иркутского УФАС России N 038/1864/19 от 24.12.2019 о месте и времени рассмотрения предоставленных информации и документов на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность участника закупки, направлено антимонопольным органом в адрес ООО "Глобал Веллнесс Новосибирск" почтовым отправлением 26.12.2019, когда само рассмотрение обращения учреждения назначено на 27.12.2019.
Суды, ссылаясь на пункты 7, 8, 9 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1211 (далее - Правила ведения реестра), пришли к выводу о необходимости заблаговременного уведомления антимонопольным органом лица, в отношении которого рассматривается вопрос о включении его сведений в реестр недобросовестных поставщиков, о времени и месте рассмотрения обращения заказчика в целях всестороннего исследования всех обстоятельств возникшей между заказчиком и обществом ситуации, оценки существенности нарушения, степени вины и правомерности принятого заказчиком решения о признании участника закупки уклонившимся от заключения договора.
Суды признали антимонопольный орган нарушившим указанные положения Правил ведения реестра ввиду отсутствия надлежащего уведомления Управлением ООО "Глобал Веллнесс Новосибирск".
Между тем судами не учтено следующее.
Частью 2 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) установлено, что в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.
Перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, порядок направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3 указанной статьи).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1211 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" утверждены прилагаемые к нему Перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Перечень сведений); Правила направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков (далее - Правила направления сведений); а также Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков.
Пунктами 2 - 4 Правил направления сведений определены сроки и перечни документов и сведений, подлежащих представлению заказчиком в уполномоченный орган для включения соответствующих сведений в отношении победителя (участника) закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты, в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно пункту 7 Правил ведения реестра уполномоченный орган проверяет наличие в представленных заказчиком документах сведений, предусмотренных пунктами 2 - 4 Правил направления сведений. В случае отсутствия в представленных документах указанных сведений уполномоченный орган приостанавливает рассмотрение обращения о включении сведений о недобросовестном участнике закупки, поставщике (исполнителе, подрядчике) в реестр и направляет заказчику, подавшему такое обращение, в течение 3 рабочих дней со дня поступления указанного обращения уведомление об отсутствии необходимых сведений для создания реестровой записи и о необходимости направления в уполномоченный орган таких сведений в течение 3 рабочих дней со дня получения заказчиком уведомления.
Уполномоченный орган осуществляет проверку представленных заказчиком документов, содержащих сведения, предусмотренные пунктами 2 - 4 Правил направления сведений, в установленном им порядке (пункт 8 Правил ведения реестра).
Подтвержденные по результатам проверки сведения о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) включаются уполномоченным органом в реестр в течение 3 рабочих дней и образуют реестровую запись (пункт 9 Правил ведения реестра).
Суд округа соглашается с позицией судов о том, что при рассмотрении вопроса о включении сведений об участниках закупки, о поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков уполномоченный орган обязан всесторонне исследовать обстоятельства рассматриваемого вопроса, дать оценку существенности нарушения, степени вины участника закупки, поставщика, правомерности принятия заказчиком решения о признании участника закупки уклонившимся от заключения договора. Однако из выше приведенных положений Правил ведения реестра следует, что антимонопольный орган соответствующее решение принимает на основании представленных заказчиком сведений, предусмотренных пунктами 2 - 4 Правил направления сведений.
Из Правил ведения реестра не следует обязанность антимонопольного органа извещать уклонившегося от заключения договора участника закупки о месте и времени рассмотрения в отношении него вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков, как не следует и обязанность запрашивать и исследовать объяснения данного лица по рассматриваемому вопросу.
Вместе с этим следует отметить, что согласно пункту 2.1 приказа Федеральной антимонопольной службы N 164/13 от 18.03.2013 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" комиссии ФАС России и соответствующих территориальных органов ФАС России проводят проверку сведений, предоставляемых в ФАС России в соответствии с Правилами направления сведений, в течение 10 дней с даты их поступления. По результатам проверки сведений Комиссия дает соответствующее заключение, которое не позднее двух рабочих дней должно быть представлено руководителю ФАС России для принятия им решения о включении либо об отсутствии оснований для включения сведений в реестр.
Учитывая вышеизложенное, антимонопольный орган был вправе без извещения ООО "Глобал Веллнесс Новосибирск" о времени и месте рассмотреть обращение учреждения и представленные им сведения.
При таких обстоятельствах направленное накануне почтовым отправлением уведомление N 038/1864/19 от 24.12.2019 не свидетельствует о наличии оснований для признания оспариваемого заключения незаконным.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Решение по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц принимается арбитражным судом по правилам, установленным в главе 20 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 201 АПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 168 АПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; устанавливает обстоятельства; определяет нормы права, подлежащие применению.
Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права (часть 2 статьи 65 АПК РФ).
Согласно пунктам 2, 3 части 4 статьи 170 АПК РФ в мотивировочной части решения должны быть указаны доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела, и доводы, приводимые в пользу принятого решения; мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.
В данном случае судами не был рассмотрен вопрос о полноте представленных заказчиком сведений, предусмотренных пунктом 2 Правил направления сведений, и наличии у антимонопольного органа оснований для включения сведений в отношении ООО "Глобал Веллнесс Новосибирск" в реестр недобросовестных поставщиков. Исходя из предмета заявленного требования и возражений лиц, участвующих в деле, указанное является существенными обстоятельствами, имеющими значение для правильного рассмотрения спора.
При этом общество, обращаясь в арбитражный суд с заявлением на основании части 6 статьи 5 Закона N 223-ФЗ об оспаривании заключения о включении сведений в отношении ООО "Глобал Веллнесс Новосибирск" в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года, в рамках рассмотрения настоящего спора ссылалось на наличие обстоятельств, в связи с которыми, по мнению общества, в его действиях отсутствуют признаки недобросовестного поведения.
Данным доводам общества в порядке статей 71, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судами оценка не дана.
Исходя из изложенного, суд округа признает, что суды не исследовали и не дали оценку всем обстоятельствам, подлежащим выяснению и имеющим значение для правильного рассмотрения дела, а сделанные выводы о незаконности оспариваемого заключения основаны на неправильном применении норм материального права и являются преждевременными.
Поскольку вышеназванное могло привести к принятию неправильного решения, то принятые по делу судебные акты не могут быть признаны соответствующими требованиям, установленным статьей 15 АПК РФ.
В силу части 2 статьи 287 АПК РФ арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении.
На основании изложенного Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене на основании частей 1, 2, 3 статьи 288 АПК РФ.
В связи с тем, что судами не были надлежащим образом исследованы все обстоятельства, имеющие значение для дела, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции в силу пункта 3 части 1 статьи 287 Кодекса.
При новом судебном разбирательстве Арбитражному суду Иркутской области следует учесть вышеизложенное, выполнить требования процессуального законодательства о всестороннем, полном и объективном исследовании и оценке фактических обстоятельств дела, доказательств по делу, имеющих значение для настоящего дела, доводов лиц, участвующих в деле, проверить в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оспариваемое заключение на соответствие действующему законодательству, и принять законное, обоснованное и мотивированное решение.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 05 августа 2020 года по делу N А19-1194/2020, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 03 ноября 2020 года по тому же делу отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Ананьина |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пунктам 2, 3 части 4 статьи 170 АПК РФ в мотивировочной части решения должны быть указаны доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела, и доводы, приводимые в пользу принятого решения; мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.
В данном случае судами не был рассмотрен вопрос о полноте представленных заказчиком сведений, предусмотренных пунктом 2 Правил направления сведений, и наличии у антимонопольного органа оснований для включения сведений в отношении ООО "Глобал Веллнесс Новосибирск" в реестр недобросовестных поставщиков. Исходя из предмета заявленного требования и возражений лиц, участвующих в деле, указанное является существенными обстоятельствами, имеющими значение для правильного рассмотрения спора.
При этом общество, обращаясь в арбитражный суд с заявлением на основании части 6 статьи 5 Закона N 223-ФЗ об оспаривании заключения о включении сведений в отношении ООО "Глобал Веллнесс Новосибирск" в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года, в рамках рассмотрения настоящего спора ссылалось на наличие обстоятельств, в связи с которыми, по мнению общества, в его действиях отсутствуют признаки недобросовестного поведения."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12 февраля 2021 г. N Ф02-7294/20 по делу N А19-1194/2020