город Иркутск |
|
17 февраля 2021 г. |
Дело N А33-12884/2020 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Рудых А.И.,
судей: Загвоздина В.Д., Новогородского И.Б.,
при ведении помощником судьи Слободчиковой О.А. протокола открытого судебного заседания, проводимого с использованием видеоконференц-связи Арбитражного суда Красноярского края, с участием судьи Красовской С.А., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем Лыткиной В.В.,
при участии представителей: Енисейского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - Макаровой Е.А. (доверенность от 14.10.2020, диплом), общества с ограниченной ответственностью "Экоресурс" - Чебоксаровой М.А. (доверенность от 11.01.2021, диплом),
рассмотрев кассационную жалобу Енисейского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Красноярского края от 28 августа 2020 года по делу N А33-12884/2020, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 29 октября 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Экоресурс" (ИНН 2466097760, ОГРН 1022402667979, далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Енисейскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 2466146143, ОГРН 1062466156917, далее - Управление) о признании недействительным предписания от 27.02.2020 N АТЗ-022.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 28 августа 2020 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 29 октября 2020 года, заявление удовлетворено.
Судебные акты приняты со ссылкой на Федеральные законы Российской Федерации: от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ); от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон N 96-ФЗ); от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 219-ФЗ); от 25.12.2018 N 496-ФЗ "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об экологической экспертизе" и Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"; от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденный приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50 (далее - Приказ N 50).
Управление в кассационной жалобе, ссылаясь на нарушение норм материального права (статьи 1, 19 Закона N 7-ФЗ, статья 15 Закона N 96-ФЗ, статьи 6, 7, 11 Закона N 219-ФЗ, статья 18 Закона N 89-ФЗ), несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, просит судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
По мнению заявителя кассационной жалобы, выводы судов об отсутствии обязанности у общества разработать нормативы образования отходов, лимиты на их размещение и получить соответствующее разрешение являются необоснованными.
Общество в отзыве на кассационную жалобу против её доводов возразило, ссылаясь на их несостоятельность, законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Присутствующие в судебном заседании представители сторон поддержали доводы и возражения, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на неё.
Проверив в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражными судами норм материального и соблюдение норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно неё, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
По результатам проведения плановой выездной проверки общества Управлением 27.02.2020 составлен акт и выдано предписание N АТЗ-022, которым общество обязано разработать нормативы предельно допустимых выбросов, нормативы образования отходов, лимиты на их размещение (далее - НООЛР) и получить соответствующее разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, комплексное экологическое разрешение в срок до 01.08.2020.
Полагая, что предписание противоречит требованиям нормативных актов в сфере природопользования и нарушает его права, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым требованием.
Удовлетворяя требования, суды исходили из их законности и обоснованности.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривает в силу следующего.
Понятие и порядок выдачи комплексного экологического разрешения предусмотрены статьей 1 Закона N 7-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона N 219-ФЗ разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, НООЛР, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Законом N 7-ФЗ к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.
В силу части 6 статьи 11 Закона N 219-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, включенных в утвержденный уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень объектов, обязаны обратиться в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти с заявкой на получение комплексного экологического разрешения в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года включительно. В указанный перечень включается до трехсот объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, относящихся к области применения наилучших доступных технологий и не включенных в указанный в части 6 настоящей статьи перечень, до 1 января 2025 года обязаны получить комплексное экологическое разрешение (часть 7 статьи 11 Закон N 219-ФЗ).
Переходными положениями о сроках получения комплексного экологического разрешения, установленными Законом N 219-ФЗ, предусмотрено, что с 01.01.2019 и до получения комплексного экологического разрешения допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения (часть 1.1 статьи 11 Закона N 219-ФЗ).
До 01.01.2019 обязанность по разработке НООЛР была возложена на всех хозяйствующих субъектов, в чьей деятельности образуются отходы, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства (пункт 4 статьи 18 Закона N 89-ФЗ в редакции от 31.12.2017).
В настоящее время пунктом 3 статьи 18 Закона N 89-ФЗ установлено, что для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды.
Исходя из положений указанных норм права, оценив доводы сторон и представленные в их обоснование доказательства, судами установлены следующие обстоятельства.
По пункту 1 предписания.
Срок действия разрешения N 05-1/32-92 на выброс вредных веществ в атмосферу, выданного обществу 10.06.2015, истек 31.12.2019.
В соответствии с частями 1, 6, 7 статьи 11 Закон N 219-ФЗ, учитывая получение обществом разрешения до 01.01.2019, что предполагает продление его действия до получения комплексного экологического разрешения, отсутствие в деле доказательств включения рассматриваемого объекта в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень, обязанность по получению заявителем комплексного экологического разрешения истекает 01.01.2025.
По пункту 2 предписания.
До 01.01.2019 обязанность по разработке НООЛР была возложена на всех хозяйствующих субъектов, в чьей деятельности образуются отходы, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, к которым относится общество; с 01.01.2019 у субъектов малого и среднего предпринимательства, эксплуатирующих объекты 1 категории, появилась обязанность в получении именно комплексного экологического разрешения, составной частью которого является расчет НООЛР; законодательством не предусмотрена обязанность отдельной разработки НООЛР не в составе комплексного экологического разрешения. Судами также установлено, что в отсутствие комплексного экологического разрешения у лиц, осуществляющих хозяйственную или иную деятельность на объектах 1 категории плата осуществляется по сверхлимитным показателям.
Данные обстоятельства заявителем кассационной жалобы по существу не оспорены и не опровергнуты.
С учетом изложенного и установленных обстоятельств, суды пришли к обоснованным выводам: об отсутствии у общества обязанности по получению комплексного экологического разрешения в срок до 01.08.2020 и разработке и утверждению НООЛР; о незаконности оспариваемого предписания и нарушения им прав и интересов общества и, как следствие, о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Данные выводы основаны на правильном истолковании и применении приведенных выше норм права к установленным по данному делу обстоятельствам, соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств.
Правила оценки доказательств, предусмотренные положениями статей 65, 71, 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами соблюдены.
Бремя доказывания необходимых для правильного разрешения спора обстоятельств судами распределено правильно.
Доводы кассационной жалобы, несмотря на ссылку на нарушение норм материального права, являются позицией Управления по делу, приводились им в судах двух инстанций, судами рассмотрены и отклонены со ссылкой на установленные по данному делу обстоятельства и положения подлежащих применению норм права с изложением в судебных актах мотивов их непринятия.
Оснований для иной оценки данных доводов, переоценки доказательств и установления иных фактических обстоятельств, у суда кассационной инстанции не имеется в силу его полномочий, определенных в главе 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы суд округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права и на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 28 августа 2020 года по делу N А33-12884/2020, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 29 октября 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Рудых |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона N 219-ФЗ разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, НООЛР, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Законом N 7-ФЗ к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.
...
Исходя из положений указанных норм права, оценив доводы сторон и представленные в их обоснование доказательства, судами установлены следующие обстоятельства."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17 февраля 2021 г. N Ф02-290/21 по делу N А33-12884/2020