город Иркутск |
|
19 февраля 2021 г. |
Дело N А78-14829/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новогородского И.Б.,
судей: Загвоздина В.Д., Рудых А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 17 июля 2020 года по делу N А78-14829/2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 02 октября 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
государственное профессиональное образовательное учреждение "Забайкальский транспортный техникум" (ОГРН 1027501154614, ИНН 7537007941; далее - ГПОУ "ЗТТ", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по г. Чите (ОГРН 1047550035400, ИНН 7536057435; далее - налоговый орган, инспекция); к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) (ОГРН 1097536008382, ИНН 7536107044; далее - пенсионный фонд, фонд) о признании недействительными требования N 110374 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 08.11.2019 и решения N 25796 от 06.12.2020 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) в банках, а также электронных денежных средств на общую сумму 833 483 рубля 28 копеек; признанию невозможной ко списанию заинтересованными лицами недоимки учреждения в сумме 966 989 рублей 74 копеек; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года) КБК 18210202010060000160 в размере 761 346 рублей 95 копеек, пени в размере 135 174 рубля 23 копейки; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, КБК 18210202101080011160 в размере 56 876 рублей 91 копейка; по страховым взносам по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пунктах 2-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О Страховых пенсиях", зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (не зависящему от результатов специальной оценки условий труда (класса условий труда) в размере 10 210 рублей 59 копеек, пени в размере 3 381 рубль 06 копеек в связи с истечением сроков взыскания в принудительном порядке; об обязании налоговых органов исключить соответствующие записи о задолженности из лицевого счета учреждения; о возврате госпошлины.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 17 июля 2020 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 02 октября 2020 года, заявленные требования удовлетворены.
Пенсионный фонд, не согласившись с указанными судебными актами, обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Как следует из кассационной жалобы и дополнений к ней, судами не учтено, что наличие недоимки налоговым органом выявлено в октябре 2019 года после передачи сальдовых остатков органом пенсионного фонда. До указанного времени инспекция информацией о начисленных и неуплаченных страховых взносах не обладала. Требование N 110374 об уплате задолженности налоговым органом вынесено 08.11.2019 - в рамках установленного статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации срока. При этом на плательщиков страховых взносов возлагается обязанность по самостоятельному расчету и своевременной уплате страховых взносов, Однако в последующем техникум, владея информацией о начисленных взносах за 4 квартал 2016 года, обратился в налоговый орган с заявлением о зачете уплаченных денежных средств за 4 квартал 2016 года в счет уплаты обязательных платежей и налогов за иной период, вместо того, чтобы произвести сверку с пенсионным фондом. Признание спорной задолженности безнадежной ко взысканию влечет за собой нарушение прав и законных интересов застрахованных лиц, работающих в ГПОУ "ЗТТ".
ГПОУ "ЗТТ" представлен отзыв на кассационную жалобу, из которого следует о его согласии с обжалуемыми судебными актами.
Налоговым органом отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на жалобу, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами двух инстанций и следует из материалов дела, налоговым органом учреждению выдана справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам N 76210 по состоянию на 01.10.2019, согласно которой у учреждения отсутствовала задолженность по страховым взносам на выплату страховой части трудовой пенсии и по страховым взносам в ФФОМС и по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, истекшие до 01.01.2017.
08.11.2019 налоговым органом выдана учреждению еще одна справка N 90007 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, однако, из ее данных следует, что у учреждения имеется задолженность по страховым взносам.
Требованием N 110374 от 08.11.2019 учреждению предложено в срок до 28.11.2019 уплатить задолженность.
ГПОУ "ЗТТ" для выяснения наличия задолженности и ее периода образования обратилось с заявлением 11.12.2019 в ОПФР по Забайкальскому краю.
Согласно ответу территориального пенсионного фонда от 18.12.2019, по состоянию на 01.01.2017 у плательщика имелась задолженность по страховым взносам в размере 8 137 154 рубля 76 копеек, в том числе за 4 квартал 2016 года. При передаче сальдо в налоговый орган по техническим причинам указанная задолженность не отобразилась на лицевом счете плательщика и не была передана первоначально. Повторно сальдо с задолженностью за 4 квартал 2016 года в налоговый орган поступило в октябре 2019 года.
В связи с поступлением в октябре 2019 года сальдо за 4 квартал 2016 года в налоговый орган, на лицевых счетах плательщика отобразилась задолженность в размере 1 189 344 рубля 67 копеек, что и послужило основанием для выдачи справки N 90007 с отображением имеющейся задолженности по страховым взносам, а также для выставления требования 110374 от 08.11.2019.
Не согласившись с отраженными в справке N 90007 суммами задолженности и предъявленными к взысканию суммами по требованию N 110374 от 08.11.2019, ГПОУ "ЗТТ" обралось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, пришли к выводам о наличии оснований для их удовлетворения.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа по результатам рассмотрения кассационной жалобы не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в силу следующего.
Налоговым законодательством (статьями 45, 46, 47, 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации) установлена последовательная процедура принудительного взыскания с налогоплательщика налогов, пени и штрафов, которая заключается в осуществлении налоговым органом установленных данными нормами действий в определенные законом сроки.
В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" в период с 01.01.2017 года Фондами передано в налоговый орган сальдо расчетов по страховым взносам по состоянию на 01.01.2017.
При этом согласно статье 20 Закона N 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
На основании части 1 статьи 23 Закона N 212-ФЗ недоимка, числящаяся за отдельными плательщиками страховых взносов, уплата и (или) взыскание которой оказалось невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 N 820 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам" установлен перечень случаев, которые являются основанием для признания безнадежными к взысканию и подлежащими списанию недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, числящейся за отдельными плательщиками страховых взносов, и задолженности по начисленным пеням и штрафам, к числу которых подпунктом "г" отнесено принятие судом акта, в соответствии с которым органы контроля за уплатой страховых взносов утрачивают возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе при вынесении судом определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
Неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности.
Налоговый орган, обеспечивая соблюдение баланса частных и публичных интересов, обязан отражать в справке объективную информацию, то есть указывать не только сведения о числящейся в лицевых счетах налогоплательщика задолженности, но и сообщение об утрате налоговым органом возможности взыскания ее в полном объеме или в части.
По результатам оценки представленных в материалы дела доказательств в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суды установили, что при сроке сдачи отчета РСВ-1 за 4 квартал 2016 года в ПФР на бумажном носителе - не позднее 15 февраля 2017 года; в электронном формате, заверенные ЭЦП, - не позднее 20 февраля 2017 года, РСВ-1 за 4 квартал 2016 года сдана учреждением в срок.
При формировании сальдо, передаваемое от пенсионного фонда в налоговый орган, по техническим причинам в сумму задолженности 8 137 154 рубля 76 копеек была включена задолженность 4 квартала 2016 года, но не передана в налоговый орган. Остаток задолженности за 4 квартал 2016 года в размере 1 189 344 рубля 67 копеек передан в налоговый орган только в октябре 2019 года.
Вместе с тем, нарушение порядка обмена информацией между двумя администрирующими органами не может служить основанием для исчисления иных сроков, чем установлены действующим законодательством. Передача полномочий от пенсионного фонда к налоговому органу не может влиять на исчисление сроков принудительного взыскания задолженности и процедура взыскания должна производиться в общем порядке.
Учитывая, что отражение в документах внутриведомственного учета сведений о задолженности у учреждения по налогам, сборам, по которым возможность их взыскания утрачена, нарушает его права и законные интересы, поскольку на основании этих сведений учреждению могут быть выданы документы, содержание которых не соответствует реальной обязанности его как налогоплательщика, у судов были основания для удовлетворения заявленных учреждением требований.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам, и сделаны при правильном применении норм права.
Исходя из изложенного, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, при рассмотрении дела не допущено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 17 июля 2020 года по делу N А78-14829/2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 02 октября 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Б. Новогородский |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.