город Иркутск |
|
04 марта 2021 г. |
Дело N А19-9035/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 марта 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Соколовой Л.М.,
судей: Скубаева А.И., Тютриной Н.Н.,
при участии представителя Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Григорьевой К.К. (доверенность от 01.10.2020),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 14 июля 2020 года по делу N А19-9035/2019, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 октября 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Автоколонна 1951" (ОГРН: 1043800526582, ИНН: 3801072147, г. Ангарск; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (ОГРН: 1073808028271, ИНН: 3808170986, г. Иркутск, далее - Министерство) о взыскании 528 541 рубля убытков.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство финансов Иркутской области, областное государственное казенное учреждение "Управление социальной защиты населения по Ангарскому району" (далее - учреждение).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 14 июля 2020 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 октября 2020 года, исковые требования удовлетворены частично. С ответчика в пользу истца взыскано 485 007 рублей 20 копеек убытков. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Министерство обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с нарушением судами норм материального и процессуального права.
Заявитель в кассационной жалобе указывает на ошибочность выводов судов о доказанности факта выдачи истцом единых социальных проездных билетов гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки.
Министерство финансов Иркутской области поддержало доводы ответчика (письменный отзыв от 01.02.2021).
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы кассационной жалобы.
Истец и учреждение о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, информация о рассмотрении кассационной жалобы размещена в установленном порядке в сети "Интернет".
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, предметом спора является требование перевозчика о взыскании убытков, возникших в результате отказа в выплате субсидии в счет возмещения недополученных доходов при реализации перевозчиком единых социальных проездных билетов, оказании услуг по перевозке отдельных категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки (льготной категории граждан).
Иск обоснован тем, что в 2016 году обществом, в связи с оказанием транспортных услуг по перевозке льготной категории граждан по маршруту N 194 "г. Ангарск (ост. Автостанция - с/о Архиреевка (с. Целоты)", организована выдача единых социальных проездных билетов гражданам указанной категории.
В целях получения субсидии общество, в соответствии с условиями заключенного между сторонами соглашения от 08.02.2016 N 53-57-178/16-11 (далее - соглашение от 08.02.2016), представило ответчику реестры учета и акты сверок за январь - декабрь 2016 года. Недополученные доходы перевозчика, связанные с перевозкой граждан льготной категории, ответчиком полностью не компенсированы.
Ответчик, возражая относительно заявленных требований, сослался на неисполнение перевозчиком обязательства по предоставлению достоверных сведений, позволяющих идентифицировать граждан, которым выданы единые социальные билеты, в качестве получателей ежемесячной денежной выплаты в соответствии с федеральными и областными регистрами.
Суд первой инстанции, признавая требования общества обоснованными, исходил из того, что льготные проездные билеты реализовывались истцом при наличии у граждан документов, предусмотренных законодательством. Удовлетворяя иск частично, суд признал недоказанным факт осуществления истцом перевозки льготной категории граждан на сумму 43 533 рубля 80 копеек, а именно в отношении тех граждан, которые не имели права на меры социальной поддержки в виде проезда по единому социальному билету, и граждан, у которых право на указанную меру прекращено. При этом суд отметил, что у истца имелась возможность установить отсутствие или окончание права на льготный проезд, поскольку при продаже билетов подлежали проверке документы, на основании которых предоставлены указанные меры социальной поддержки.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Между тем судами не учтено следующее.
Положением об обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта в Иркутской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области, утвержденным Постановлением Правительства Иркутской области от 18.11.2013 N 521-пп (далее - положение N 521-пп) закреплено право граждан, относящихся к отдельным категориям, на приобретение единого социального проездного билета для проезда транспортом общего пользования в городском и пригородном сообщении.
Для приобретения единых социальных проездных билетов граждане уплачивают их стоимость, а также предъявляют документ, удостоверяющий личность, документ, подтверждающий отнесение гражданина к льготной категории, страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, распоряжение о назначении "Единый социальный проездной билет" (пункт 5 положение N 521-пп).
Основанием для выплаты субсидии в счет возмещения расходов является, в том числе, представление обществом в установленные соглашением сроки на бумажных и электронных носителях реестров учета реализованных единых социальных проездных билетов по формам, установленным положением N 521-пп, подписанных руководителем, главным бухгалтером перевозчика, заверенных его печатью (при ее наличии) (п. 2.1.2 соглашения от 08.02.2016).
Подписывая соглашение от 08.02.2016, перевозчик согласился со всеми его условиями, в том числе и с условием, предусматривающим его ответственность за предоставление достоверных сведений, содержащихся в реестрах учета реализованных единых социальных проездных билетов (пункты 2.1.2, 4.2).
Таким образом, именно перевозчик, выдавая единый социальный проездной билет, обязан был удостовериться, что гражданин, приобретающий указанный билет, относится к льготной категории и предоставить Министерству сведения, позволяющие уполномоченному органу с достаточной степенью достоверности установить личность гражданина, воспользовавшегося соответствующей льготой.
Вместе с тем, суд первой инстанции, признавая за обществом право на получение компенсации, указал на возможность ответчика идентификации льготной категории граждан, по которым истцом неверно отражены сведения в реестрах, по иным сведениям (СНИЛС, место жительства, номер и дата разрешения о назначении единого социального проездного билета), тем самым, в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, переложил на ответчика бремя доказывания факта выдачи перевозчиком единых социальных билетов гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки.
Допущенные судами нарушения статей 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются существенными, повлиявшими на исход дела, и без их устранения невозможны восстановление и защита прав и законных интересов ответчика.
Арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку суды первой и апелляционной инстанций не проверили доводы сторон, не исследовали и не оценили юридически значимые фактические обстоятельства дела, обжалуемые судебные акты на основании пункта 3 части 1 статьи 287, частей 1, 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть вышеизложенное, исследовать и оценить в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации документы, на которые стороны ссылались в обоснование своих пояснений и возражений, в зависимости от установленного разрешить настоящий спор, определив обязательства ответчика перед истцом и размер подлежащей выплате субсидии, распределить между сторонами судебные расходы, в том числе по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 14 июля 2020 года по делу N А19-9035/2019, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 октября 2020 года по тому же делу отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.М. Соколова |
Судьи |
А.И. Скубаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 14 июля 2020 года по делу N А19-9035/2019, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 октября 2020 года по тому же делу,"
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 4 марта 2021 г. N Ф02-7044/20 по делу N А19-9035/2019
Хронология рассмотрения дела:
06.06.2022 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2346/2022
04.03.2022 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4164/20
06.12.2021 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-9035/19
04.03.2021 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-7044/20
22.10.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4164/20
14.07.2020 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-9035/19
31.10.2019 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-9035/19