город Иркутск |
|
10 марта 2021 г. |
Дело N А58-2818/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2021года.
Полный текст постановления изготовлен 10 марта 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Рудых А.И., Шелёминой М.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Васильевым Е.В.,
с участием судьи Арбитражного суда Республики Саха (Якутия), осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Артамоновой Л.И., при ведении протокола отдельного процессуального действия помощником судьи Ефремовым В.И.,
при участии в судебном заседании представителей акционерного общества "Сахатранснефтегаз" Лазаревой А.А. (доверенность N 88/21 от 01.01.2021, диплом, паспорт), Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) Егоровой Л.П. (доверенность от 14.07.2020, диплом, удостоверение),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Сахатранснефтегаз" на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 ноября 2020 года по делу N А58-2818/2020 Арбитражного суда Республики Саха (Якутия),
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Сахатранснефтегаз" (ОГРН 1031402073097, ИНН 1435142972, далее - АО "Сахатранснефтегаз", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее - Якутское УФАС России, Управление) о признании недействительными решения и пунктов 1, 1.1, 1.2, 2 предписания N 014/07/3-752/2020 от 13.04.2020.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены закрытое акционерное общество "Техсервис-Якутия", общество с ограниченной ответственностью "РТС-тендер", общество с ограниченной ответственностью "Энергия Дальнего Востока" (далее - ООО "Энергия Дальнего Востока").
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 24 августа 2020 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 ноября 2020 года решение суда первой инстанции отменено, принято новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
АО "Сахатранснефтегаз" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление суда апелляционной инстанции по мотивам неправильного применения норм материального и процессуального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), Положением о закупке товаров, работ, услуг, утвержденным протоколом N 238 от 05.12.2018 Совета директоров АО "Сахатранснефтегаз" (далее - Положение о закупке) не установлен запрет закупочной комиссии проверять сведения, содержащиеся в заявках участников закупки, на их достоверность и соответствие потребностям заказчика, любым доступным способом, в том числе на основании информации размещенной на сайте производителя или продавца (дилера). Общество в жалобе также ссылается на то, что коммерческое предложение от 07.08.2020 (исх. N 302) является прямым доказательством, что участник закупки ООО "Энергия Дальнего Востока" намерено вводил в заблуждение закупочную комиссию заказчика, изначально направив недостоверную информацию о поставляемом товаре.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (определение, выполненное в форме электронного документа и подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru). Третьи лица представителей в судебное заседание не направили.
В судебном заседании представитель АО "Сахатранснефтегаз" доводы кассационной жалобы поддержал, просил обжалуемый судебный акт отменить, а представитель Якутского УФАС России ссылаясь на правомерность выводов суда апелляционной инстанции, просил обжалуемый судебный акт оставить в силе.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие вывода суда о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 02.03.2020 АО "Сахатранснефтегаз" в Единой информационной системе на официальном сайте http://www/zakupki.gov.ru размещено извещение N 32008941436 о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку смазочных материалов для нужд подразделений АО "Сахатранснефтегаз", в том числе по лоту N 1, проект договора.
Согласно лоту N 1 пункту 8 Блок III. Техническое задание, позицией N 15 предусмотрены технические характеристики товара - масло трансмиссионное 75W80 API GL-4: кинематическая вязкость: при 40 °C мм2/с: 857 - 859, при 100 °C мм2/с: 9,0 - 9,7; индекс вязкости: не менее 157; температура вспышки в открытом тигле, °C: не менее 240; температура застывания, °C: не выше -42; вязкость по Брукфильду при -40 °C, мПа/С:
не выше 42400; фасовка не менее 200 л.
Протоколом рассмотрения заявок N 143/2020 от 18.03.2020 по лоту N 1 заявка участника ООО "Энергия Дальнего Востока" отклонена на основании пункта 15.17 Положения о закупке, в связи с несоответствием заявки участника закупки требованиям, указанным в извещении о запросе котировок в электронной форме: не соответствуют технические характеристики Блок III. Техническое задание, а именно в предлагаемом масле Gazpromneft GL-4 75W-90: кинематическая вязкость при 100 °C 15,36 мм2/с, вязкость динамическая по Брукфильду при -40 °C, мПа/С: 145000 мПа, температура вспышки в открытом тигле, °C: 218 C.
В Управление поступила жалоба ООО "Энергия Дальнего Востока" на действия закупочной комиссии о неправомерном отклонении заявки, с указанием на соответствие всех технических параметров товара в заявке техническим характеристикам закупаемого товара и требованиям заказчика, нарушение заказчиком положений части 2 статьи 3 Закона о закупках, необоснованное ограничение конкуренции, нарушение порядка определения победителя.
По результатам рассмотрения поступившей жалобы, антимонопольный орган решением N 014/07/3-752/2020 от 13.04.2020 признал ее обоснованной, закупочную комиссию АО "Сахатранснефтегаз" нарушившей требования части 1 статьи 1, пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, с указанием на выдачу предписания об устранении выявленных нарушений.
В предписании N 014/07/3-752/2020 от 13.04.2020 указано заказчику, закупочной комиссии АО "Сахатранснефтегаз" в срок до 30.04.2020 устранить нарушение части 1 статьи 1, пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, отменить протокол N 143/2020 (32008941436) от 18.03.2020 в части итогов рассмотрения заявок на участие в закупке по лоту N 1 "Поставка смазочных материалов для нужд УГРС АО "Сахатранснефтегаз", провести процедуру рассмотрения заявок по указанному лоту в соответствии с требованиями Закона о закупках; представить в Управление документы, подтверждающие исполнение предписания (пункты 1, 1.1, 1.2, 2).
АО "Сахатранснефтегаз" обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативных актов антимонопольного органа от 13.04.2020.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования и признавая недействительными решение и предписание Управления в оспариваемой части, исходил из того, что заявка ООО "Энергия Дальнего Востока" правомерно была отклонена закупочной комиссией в связи с несоответствием коммерческого предложения участника техническому заданию на поставку товаров для нужд АО "Сахатранснефтегаз". При этом суд руководствовался тем, что закупочная комиссия вправе проверять не только самого участника закупки, но и товар, предлагаемый данным участником закупки в своей заявке, на соответствие потребностям заказчика.
Суд апелляционной инстанции признал выводы суда первой инстанции ошибочными, отказывая АО "Сахатранснефтегаз" в удовлетворении заявленных требований, исходил из законности решения и предписания Управления и отсутствия нарушения прав и законных интересов заявителя.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках, целями установленного им регулирования является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 указанной статьи, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках).
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Частью 10 статьи 3.2 указанного Закона предусмотрено, что заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
Пунктами 2, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в числе которых требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, требования к участникам закупки.
Под запросом котировок понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора (часть 20 статьи 3.2 Закона о закупках, пункт 15.1 Положения о закупках).
Пунктом 8.10 Положения о закупке предусмотрено право закупочной комиссии проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в настоящем Положении о закупке, пунктами 8.12, 15.17 Положения о закупке предусмотрена возможность проверять заявки на соответствие требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме.
В соответствии с пунктом 15.17 Положения о закупках закупочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные извещением о проведении запроса котировок. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.
Согласно документации о закупке N 143/2020 "Информационная карта извещения о закупке" приложение к извещению о закупке состоит из: "Блок I. Информационная карта, Блок II. Формы для заполнения, Блок III. Техническое задание, Блок IV. Проект договора". Приложение к извещению является неотъемлемой частью извещения о закупке.
Пунктом 22 Блока I. Информационная карта закупочной документации установлено, что требования к содержанию, форме и составу заявки на участие в закупке установлены пунктами 1 - 18 части 9.3 статьи 9 Положения о закупке товаров, работ, услуг АО "Сахатранснефтегаз".
В соответствии с пунктом 9.3 Положения о закупках заявка на участие в закупке должна содержать всю указанную Заказчиком в извещении об осуществлении конкурентной закупке (для запроса котировок в электронной форме), документации о конкурентной закупке информацию, в том числе предложение участника закупки в отношении предмета закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара (в случае установления Заказчиком в извещении о конкурентной закупке (для запроса котировок в электронной форме), документации о конкурентной закупке приоритета, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами) и иные предложения об условиях исполнения договора (п. п. 9.3.2).
Судами установлено, что приложением к извещению о проведении запроса котировок: Блок III. Техническое задание, лот N 1, пункт 8 "Требования к техническим характеристикам и количеству товара", позицией N 15 предусмотрены технические характеристики товара - масло трансмиссионное 75W80 API GL-4: кинематическая вязкость: при 40 °C мм2/с: 857 - 859, при 100 °C мм2/с: 9,0 - 9,7; индекс вязкости: не менее 157; температура вспышки в открытом тигле, °C: не менее 240; температура застывания, °C: не выше -42; вязкость по Брукфильду при -40 °C, мПа/С: не выше 42400; фасовка не менее 200 л.
Согласно приложению N 1 к коммерческому предложению (Форма 3) заявки ООО "Энергия Дальнего Востока" на участие в запросе котировок в электронной форме по лоту N 1 по позиции N 15 "Масло трансмиссионное 75W80 API GL-4" заявлено наименование товара - масло Gazpromneft GL-4 75W-90, его технические характеристики: кинематическая вязкость: при 40 °C мм2/с: 859, при 100 °C мм2/с: 9,7; индекс вязкости: 157; температура вспышки в открытом тигле, °C: 240; температура застывания, °C: -42; вязкость по Брукфильду при -40 °C, мПа/С: 42400; фасовка 205 л.
Таким образом, судом апелляционной инстанции правильно установлено, что технические характеристики предлагаемого ООО "Энергия Дальнего Востока" товара полностью идентичны с техническими характеристиками товара, закупаемого заказчиком, обоснованно указано, что заявка участника закупки полностью соответствовала требованиям заказчика.
Указывая в протоколе от 18.03.2020 на несоответствие заявки требованиям документации закупки, и приводя иные технические характеристики предлагаемого участником закупки товара - масла Gazpromneft GL-4 75W-90, закупочная комиссия исходила из листа технической информации продукции официального сайта ООО "Газпромнефть-СМ" https://gazpromneft-oil.ru/ru/products/all/gazpromneft-gl-4-75w-90.
Правильно руководствуясь приведенными положениями Закона о закупке, Положением о закупках, извещением о проведении запроса котировок, по результатам исследования и оценки представленных доказательств, доводов сторон, суд апелляционной инстанции мотивированно признал, что у закупочной комиссии отсутствовали правовые основания для отклонения заявки ООО "Энергия Дальнего Востока" в связи с несоответствием характеристик предлагаемого к поставке товара, техническим характеристикам товара, размещенным на сайте производителя или продавца (дилера).
Судом принято во внимание отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих то, что закупочная комиссия располагала сведениями о достоверности информации о технических характеристиках спорного товара на сайте производителя товара на момент рассмотрения заявки 18.03.2020. Также суд правомерно признал не относящимся к настоящему спору коммерческое предложение от 07.08.2020 (исх. N 302) масла Gazpromneft GL-4 75W-90, в котором ООО "Энергия Дальнего Востока" предлагает поставить данный товар уже с характеристиками, указанными на сайте производителя.
Вместе с этим, суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что документацией о закупке не установлены требования о предоставлении участником закупки письма производителя в подтверждение соответствия товара требованиям документации.
Учитывая установленные обстоятельства, апелляционный суд правомерно признал вывод закупочной комиссии о несоответствии товара, предлагаемого участником закупки, требованиям, установленным в извещении проведения запроса котировок в электронной форме, по основаниям, указанным в протоколе от 18.03.2020, противоречащим требованиям пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, а оспариваемые решение и предписание антимонопольного органа соответствующими закону и не нарушающими прав и законных интересов общества.
Довод АО "Сахатранснефтегаз" о том, что действующим законодательством не установлен запрет закупочной комиссии проверять сведения, содержащиеся в заявках участников, на их достоверность, не может быть принят во внимание, поскольку указанное не свидетельствует о наличии оснований, установленных пунктом 15.17 Положения о закупке, для отклонения заявки.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы судом округа проверены, однако не могут быть учтены, поскольку выводы суда апелляционной инстанции не опровергают и не влияют на законность принятого по делу судебного акта, направлены на переоценку доказательств и установлению по делу иных фактических обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом округа не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемый судебный акт основан на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принят с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 ноября 2020 года по делу N А58-2818/2020 Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Ананьина |
Судьи |
А.И. Рудых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктами 2, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в числе которых требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, требования к участникам закупки.
Под запросом котировок понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора (часть 20 статьи 3.2 Закона о закупках, пункт 15.1 Положения о закупках).
...
Учитывая установленные обстоятельства, апелляционный суд правомерно признал вывод закупочной комиссии о несоответствии товара, предлагаемого участником закупки, требованиям, установленным в извещении проведения запроса котировок в электронной форме, по основаниям, указанным в протоколе от 18.03.2020, противоречащим требованиям пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, а оспариваемые решение и предписание антимонопольного органа соответствующими закону и не нарушающими прав и законных интересов общества."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10 марта 2021 г. N Ф02-388/21 по делу N А58-2818/2020