город Иркутск |
|
10 марта 2021 г. |
Дело N А10-2807/2020 |
Судья Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа Ананьина Г.В.,
рассмотрев без вызова лиц, участвующих в деле, кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Сибирь" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 24 сентября 2020 года по делу N А10-2807/2020, рассмотренному в порядке упрощенного производства, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05 ноября 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527, далее - ПАО "Россети Сибирь", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее - Бурятское УФАС России, Управление) о признании и отмене постановления N 003/04/9.21-284/2020 от 02.06.2020 по делу об административном правонарушении.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" - филиал радиотелевизионный передающий центр Республики Бурятия (далее - ФГУП "РТРС").
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции общество изменило наименование на ПАО "Россети Сибирь".
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 21 августа 2020 года (мотивированное решение от 24 сентября 2020 года), оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05 ноября 2020 года, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, ПАО "Россети Сибирь" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на то, что при вынесении оспариваемого постановления административный орган с учетом положений статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) должен был учитывать лишь действия (бездействие), имевшие место после 01.06.2019; оспариваемое постановление не содержит указаний на объект, субъект и субъективную сторону правонарушения, неверно определено место совершения правонарушения; имеются обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии вины общества в совершении административного правонарушения.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в Управление поступила жалоба ФГУП "РТРС" N 42-03-01/1979 от 26.12.2019 по факту нарушения обществом пункта 31(6) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила недискриминационного доступа).
По результатам рассмотрения поступившего обращения и письменных пояснений ПАО "Россети Сибирь" от 30.01.2020 о превышении в отдельных случаях допустимого количества часов отключений электрической энергии в 2019 году по причине неблагоприятных погодных условий, влиянии на продолжительность перерывов большого объема аварийно-восстановительных работ, объема повреждений воздушных линий, а также удаленное расположение аварийных объектов, административным органом выявлено нарушение обществом пункта 31(6) Правила недискриминационного доступа.
По факту нарушения Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии должностным лицом административного органа 14.04.2020 в отношении ПАО "Россети Сибирь" составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановлением N 003/04/9.21-284/2020 от 02.06.2020 ПАО "Россети Сибирь" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования и признавая постановление законным, суды первой и апелляционной инстанций исходили из доказанности наличия в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, соблюдения процедуры и сроков давности привлечения к административной ответственности.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил недискриминационного доступа к электрическим сетям либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
Согласно пункту 1 статьи 38 Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество.
В силу пункта 7 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, а также производители электрической энергии (мощности), в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 15 Правил N 861 при исполнении договора сетевая организация обязана осуществлять передачу электрической энергии в соответствии с согласованной категорией надежности энергопринимающих устройств потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор).
09.01.2019 между ПАО "Россети Сибирь" и ФГУП "РТРС" заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии N 18.0300.148.19, в соответствии с которым общество обязуется оказывать ФГУП "РТСР" услуги по передаче электрической энергии в точки поставки, указанные в Приложении N 1 к договору.
Административным органом установлено, из материалов дела следует и обществом не оспаривается, что ФГУП "РТРС" является потребителем третьей категории надежности.
Из пункта 31(6) Правил N 861 следует, что категория надежности обусловливает содержание обязательств сетевой организации по обеспечению надежности снабжения электрической энергией энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор (абзац 1). Для третьей категории надежности допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (абзац 7).
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что за 2019 год обществом превышено допустимое количество отключений электрической энергии в отношении третьего лица. Сведений о согласовании с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору более длительных сроков отключения для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства обществом представлено не было.
Установленные судами обстоятельства обществом не опровергаются.
Оценив представленные в материалы дела доказательства и установив, что общество нарушило требования абзаца 7 пункта 31(6) Правил N 861, суды, руководствуясь положениями части 1 статьи 1.5, части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, обоснованно пришли к выводу о наличии в действиях (бездействии) общества вины и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Нарушение процедуры привлечения общества к административной ответственности судами не установлено. Учитывая, что обществом допущено превышение нормативно допустимого количества отключений за год (за период 2019 года), суды верно указали на соблюдение годичного срока давности привлечения заявителя к административной ответственности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
Исходя из изложенного, установив соответствие размера назначенного штрафа санкции части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, невозможность признания правонарушения малозначительным и отсутствие оснований для применения положений части 3.2 статьи 4.1, статьи 4.1.1 КоАП РФ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о законности оспариваемого постановления административного органа о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, не свидетельствуют о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, не опровергают выводы судов, по существу основаны на неправильном толковании норм права и направлены на переоценку доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Судом округа не установлено существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 4 статьи 288, часть 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Бурятия и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 24 сентября 2020 года по делу N А10-2807/2020, рассмотренному в порядке упрощенного производства, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05 ноября 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и не подлежит обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в силу части 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручено им под расписку.
Судья |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив представленные в материалы дела доказательства и установив, что общество нарушило требования абзаца 7 пункта 31(6) Правил N 861, суды, руководствуясь положениями части 1 статьи 1.5, части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, обоснованно пришли к выводу о наличии в действиях (бездействии) общества вины и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Нарушение процедуры привлечения общества к административной ответственности судами не установлено. Учитывая, что обществом допущено превышение нормативно допустимого количества отключений за год (за период 2019 года), суды верно указали на соблюдение годичного срока давности привлечения заявителя к административной ответственности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
Исходя из изложенного, установив соответствие размера назначенного штрафа санкции части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, невозможность признания правонарушения малозначительным и отсутствие оснований для применения положений части 3.2 статьи 4.1, статьи 4.1.1 КоАП РФ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о законности оспариваемого постановления административного органа о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10 марта 2021 г. N Ф02-192/21 по делу N А10-2807/2020