город Иркутск |
|
17 марта 2021 г. |
Дело N А58-9251/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 марта 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Белоножко Т.В.,
судей: Скубаева А.И., Тютриной Н.Н.,
с участием представителей: акционерного общества "Теплоэнергия" Карпий Д.С. (доверенность N 001 от 15.12.2020, паспорт, диплом), Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Саха (Якутия) Гузеевой Р.В. (доверенность N 36 от 03.12.2020, служебное удостоверение, диплом),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) кассационную жалобу акционерного общества "Теплоэнергия" на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 августа 2020 года по делу N А58-9251/2019 Арбитражного суда Республики Саха (Якутия),
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Саха (Якутия) (ИНН 1435063022, ОГРН 1021401055785, далее - УФСИН по РС(Я), управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к акционерному обществу "Теплоэнергия" (ИНН 1435116940, ОГРН 1021401066169, далее - АО "Теплоэнергия", общество, ответчик) о взыскании 1 603 384 рублей 01 копейки излишне уплаченных денежных средств по государственным контрактам на поставку горячего водоснабжения и тепловой энергии в горячей воде за период с 01.01.2016 по 31.12.2018.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Государственный комитет по ценовой политике Республики Саха (Якутия) и Управление государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 23 июля 2020 года в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 августа 2020 года решение суда первой инстанции отменено. Принят новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, АО "Теплоэнергия" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит его отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению заявителя кассационной жалобы, в нарушение требований частей 2, 3, 4 статьи 65, статьи 131, части 3 статьи 136, статей 162, 164, части 1 статьи 327.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции вышел за пределы рассмотрения апелляционной жалобы, признав заключенные сторонами государственные контракты на поставку горячего водоснабжения и тепловой энергии в горячей воде ничтожными.
Также АО "Теплоэнергия" указывает, что в суде первой инстанции им было заявлено ходатайство о попуске истцом срока исковой давности, однако судом апелляционной инстанции положения статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации не применены.
В письменных пояснениях по делу от 10.03.2021 общество со ссылкой на часть 5 статья 166 Гражданского кодекса Российской Федерации указывает на недобросовестность истца, который ежегодно подписывая государственные контракты на теплоснабжение спорного многоквартирного дома, каких-либо возражений относительно их недействительности и частичном выбытии жилых помещений из права оперативного управления не заявлял. Управление при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций действительность заключенных контрактов не оспаривало, его требования касались исключительно взыскания межтарифной разницы, что также свидетельствует о выходе апелляционным судом за пределы заявленных исковых требований. Кроме того, Гражданским кодексом Российской Федерации не предусматривается частичное применение последствий ничтожности сделки, т.е. односторонней реституции.
В возражении на кассационную жалобу УФСИН по РС(Я) с изложенными в ней доводами не согласилось, ссылаясь на законность и обоснованность постановления апелляционного суда, полное и всестороннее исследование и оценку судом имеющихся в деле доказательств, правильное установление правоотношений сторон и обстоятельств дела, в связи с чем, просило в удовлетворении жалобы отказать.
Третьи лица о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, своих представителей в судебное заседание не направили, отзывы на кассационную жалобу не представили.
Информация о рассмотрении настоящей кассационной жалобы размещена в сети "Интернет" на общедоступных сайтах Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru и Федеральных арбитражных судов Российской Федерации http://arbitr.ru в разделах "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru и "Календарь судебных заседаний" http://rad.arbitr.ru.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
По причине длительного отсутствия ввиду нахождения в очередном отпуске судьи Соколовой Л.М., с участием которой было начато рассмотрение кассационной жалобы по настоящему делу, на основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктов 31, 37 Регламента Арбитражных судов Российской Федерации определением председателя третьего судебного состава Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа Клепиковой М.А. от 09 марта 2021 года в составе судей, рассматривающих кассационную жалобу акционерного общества "Теплоэнергия", произведена замена судьи Соколовой Л.М. судьей Тютриной Н.Н. Рассмотрение жалобы начато с самого начала.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика поддержал доводы и требования кассационной жалобы и пояснений к ней, а представитель истца возражал против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в возражениях на неё.
Проверив соответствие выводов суда апелляционной инстанции о применении норм права установленным им по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на неё, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между УФСИН по РС (Я) и АО "Теплоэнгергия" заключены государственные контракты на поставку горячего водоснабжения и тепловой энергии в горячей воде в многоквартирный дом по адресу:
г. Якутск, мкр. Махра, ул. Якова Петерса, 4 (от 21.03.2016 N 30440/69, N 30432/70; от 04.12.2017 N 3043217448, N 30440/447, от 17.02.2017 N 304324719, от 27.02.2017 N 304401716; от 13.03.2018 N 30432Т/48, N 30401749).
Со ссылкой на выписки из реестра федерального имущества РНФИ П13140000664, П13140000662, П13140000661. П13140000660, П1314000065 суды пришли к выводу, что в названном многоквартирном доме 4 квартиры N 8, 9, 10,16 находятся в оперативном управлении истца, числятся на его балансе и используются для проживания сотрудников уголовно-исполнительной системы, квартира N 2 предоставлена учреждением гражданам по договору социального найма; остальные жилые помещения (квартиры N1-7,11-15, 17-21) принадлежат на праве собственности гражданам.
В период с 01.01.2016 по 31.12.2018 истец на основании выставленных ответчиком счетов произвел оплату поставленной в названный дом тепловой энергии и горячего водоснабжения по тарифу, установленному для "прочих потребителей".
Полагая, что при расчете стоимости коммунальных ресурсов подлежал применению тариф, установленный для группы потребителей "население", истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из правомерности применения ответчиком при расчетах за поставленные ресурсы тарифа для категории "прочие потребители", поскольку истец не является исполнителем коммунальных услуг.
Суд апелляционной инстанций, отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о ничтожности заключенных истцом и ответчиком контрактов на поставку горячего водоснабжения и тепловой энергии в горячей воде в спорный многоквартирный дом. При этом апелляционный суд исходил из того, что управление не является собственником спорного многоквартирного дома и его балансодержателем, на балансе истца числятся только квартиры под номерами 8, 9, 10 и 16, в которых по договорам социального найма проживают сотрудники уголовно-исполнительной системы, в связи с чем, у него отсутствуют полномочия по заключению договоров энергоснабжения, поскольку управление не может осуществлять функции управляющей организации и не является нанимателем жилых помещений спорного дома. Указанные сделки ничтожны, так как заключены без учета пределов специальной правоспособности УФСИН по РС(Я), закрепленной законом, и повлекли ничем не обоснованные расходы для федерального бюджета.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что суд апелляционной инстанции, признав спорные контракты ничтожными, вышел за пределы исковых требований, отклоняется кассационной инстанцией.
Как разъяснено в пункте 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 57 "О некоторых процессуальных вопросах практики рассмотрения дел, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением договорных обязательств", при рассмотрении спора арбитражный суд определяет круг обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, к которым относятся обстоятельства, свидетельствующие о заключенности и действительности договора, в том числе о соблюдении правил его заключения, о наличии полномочий на заключение договора у лиц, его подписавших.
Вместе с тем, суд округа считает, что выводы апелляционного суда о ничтожности заключенных истцом и ответчиком контрактов преждевременны и сделаны без установления всех имеющих значение для правильного рассмотрения спора обстоятельств, в связи с чем, принятое судом постановление подлежит отмене.
Как следует из искового заявления, предметом спора является требование истца о взыскании неосновательного обогащения в виде разницы между суммой, оплаченной истцом ответчику в период с 01.01.2016 по 31.12.2018 по тарифу для "прочих потребителей", и суммой, подлежащей оплате истцом в указанный период по тарифу для "населения".
В силу статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных в статье 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, для возникновения обязательств из неосновательного обогащения необходимо: во-первых, чтобы обогащение одного лица (приобретателя - ответчика) произошло за счет другого (потерпевшего - истца), и, во-вторых, чтобы такое обогащение произошло при отсутствии к тому законных оснований или последующем их отпадении. При этом не имеет значения, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения обогатившегося, самого потерпевшего или третьих лиц либо произошло помимо их воли.
Правоотношения сторон в данном случае регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 (далее - Правила N 354).
С учетом положений пункта 9 статьи 13 и пункта 10 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации отношения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг могут регулироваться также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539, пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется ее оплачивать. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно частям 2 и 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Частью 4 статьи 154 этого же Кодекса установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно пункту 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 названного Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу норм статьи 296 данного Кодекса лица, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Исходя из пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010, в силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации, право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками; в этой связи, право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Нормами статей 296, 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
Таким образом, по смыслу положений статей 210, 214, 249 и 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 30, 36, 37, 39, 153, 154, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанными лицами по внесению платы за жилое помещение, коммунальные услуги и услуги по содержанию общего имущества являются собственники и законные владельцы помещений (жилых/нежилых).
При этом обладатели права оперативного управления обязаны нести расходы на содержание принадлежащего им имущества и коммунальные услуги с момента возникновения этого права.
Как следует из материалов дела (том 3, л.д. 66, 67), право оперативного управления УФСИН по РС (Я) на часть спорного жилого дома под лит. Б площадью 921, 9 кв.м (условный номер 14-14-01/047/2008-481) и под лит. А площадью 447,6 кв.м условный номер (14-14-01/047/2008-483) было зарегистрировано 19.09.2008, соответственно свидетельства 14-АА N 484428 и 14-АА N 804427 (выдано 08.09.2011 взамен 14-АА N 484427 от 19.09.2008).
Оценив имеющиеся в деле доказательства, суды пришли к выводу о том, что право оперативного управления истца согласно сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) от 12.04.2019 N 16-9.1/02307-19 прекращено в 2011 году. Однако согласно названному письму право оперативного управления УФСИН по РС(Я) 08.09.2011 прекращено только на часть здания под лит. А с условным номером 14-14-01/047/2008-483, а на часть здания под лит. Б с условным номером 14-14-01/047/2008-481 право оперативного управления прекращено 21.12.2017 (том 3, л.д. 63).
Поскольку спорный период определен истцом с 01.01.2016 по 31.12.2018, то судам следовало включить в предмет исследования, кто и на каком праве пользовался жилыми помещениями и кому обязан был производить оплату коммунальных платежей до прекращения права оперативного управления УФСИН по РС (Я) в соответствии с действующим в тот период времени гражданским и жилищным законодательством.
Апелляционный суд также пришел к выводу, что в квартирах под N 8, 9, 10 и 16 в многоквартирном доме по ул. Якова Петерса, 4 сотрудники уголовно-исполнительной системы проживают на основании заключенных с истцом договоров социального найма. Имеющийся в материалах дела договор социального найма N 25 от 24.05.2012 заключен УФСИН по РС(Я) (наймодатель) с Игнатьевым И.В. (наниматель) в отношении квартиры N 2 (том 4, л.д.31-34), договоры в отношении спорных квартир в материалах дела отсутствуют.
В Жилищный кодекс Российской Федерации внесен специальный раздел IV "Специализированный жилищный фонд", который определяет виды жилых помещений специализированного жилищного фонда, их назначение, а также основания предоставления специализированных жилых помещений.
Специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (пункт 2 части 3 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в орган государственной власти или органа местного самоуправления.
Порядок и требования отнесения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов к специализированному жилищному фонду установлены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 N 42 (далее - Правила N 42).
Пунктом 3 названных Правил предусмотрено, что отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также, если имеют обременения прав на это имущество.
Договоры социального найма жилых помещений государственного и муниципального фондов и договор найма специализированного жилищного фонда различны по своей правовой природе, основаниям возникновения и основаниям прекращения.
Части 1 и 3 статьи 100 Жилищного кодекса Российской Федерации определяют, что по договору найма специализированного жилого помещения собственник такого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать нанимателю жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
В договоре найма указываются предмет договора, права и обязанности сторон по пользованию специализированным жилым помещением.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора (пункт 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В пункте 11 Правил N 354 указано, что условия предоставления коммунальных услуг нанимателю определяются в договоре найма, в том числе договоре социального найма, договоре найма специализированного жилого помещения, договоре найма жилого помещения, находящегося в частной собственности, - для нанимателя жилого помещения по такому договору.
В силу абзаца 7 статьи 14 Типового договора найма служебного жилого помещения, утвержденного Правилами N 42, наймодатель обязан обеспечить предоставление нанимателю коммунальных услуг.
Пунктом 12 Правил N 354 предусмотрено, что собственник жилого помещения, выступающий наймодателем жилого помещения, в целях обеспечения предоставления нанимателям коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства жилого помещения, заключает с исполнителем договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил; в частности, договоров электроснабжения, газоснабжения, отопления и т.д.
При этом, как усматривается из материалов дела (том 3, л.д. 62), распоряжением Федеральной службы исполнения наказаний (г. Москва) N 352-р от 04.06.2012 квартиры N 8, 9, 10, 15, 16, расположенные по ул. Якова Петерса, д.4 в микрорайоне Марха г. Якутска Республики Саха (Якутия), отнесены к служебным жилым помещениям специализированного жилого фонда УФСИН по РС(Я) и последнему предписано заселить их по договорам найма служебного жилого помещения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.
Потребитель тепловой энергии (потребитель) - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления (пункт 9 статьи 2 Закона о теплоснабжении).
В соответствии со статьей 17 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение предназначено для проживания граждан.
Исследовав и оценив материалы дела, апелляционный суд установил, что спорные жилые помещения предназначены для проживания физических лиц, а поставляемая ответчиком тепловая энергия используется для отопления и горячего водоснабжения жилых помещений, то есть с целью удовлетворения коммунально-бытовых нужд проживающих в них граждан.
В рассматриваемом случае, как следует из пояснений истца и материалов дела, у УФСИН по РС (Я) не имеется собственного экономического интереса, спорные договоры заключены с ответчиком не в целях извлечения прибыли, а в целях оказания коммунальных услуг гражданам, состоящим в трудовых отношениях с управлением и проживающих в принадлежащих ему квартирах.
Доказательства использования спорных жилых помещений истцом для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности в деле отсутствуют.
Согласно пункту 1 Приложения N 1 к Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, подпункту "б" пункта 5(3) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N1075, к категориям потребителей, приравненных к населению, относятся наймодатели (или уполномоченные ими лица), предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда, включая служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, для временного поселения лиц, признанных беженцами, жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, а также жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для обеспечения теплоснабжения и горячего водоснабжения населения.
При таких обстоятельствах доводы истца о том, что в рассматриваемом случае при расчете стоимости коммунальных ресурсов, потребленных проживающими в многоквартирном доме по ул. Якова Петерса, 4 гражданами, АО "Теплоэнергия" следовало применять тариф, установленный "для населения", а не тариф "для прочих потребителей", являются обоснованными.
Вместе с тем, заслуживает внимания довод кассационной жалобы о не применении судом апелляционной инстанции положений пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу названной нормы права исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что пунктом 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации не предусмотрено какого-либо требования к форме заявления о пропуске срока исковой давности: оно может быть сделано как в письменной, так и в устной форме; если заявление сделано устно, это указывается в протоколе судебного разбирательства.
В возражениях на исковое заявление АО "Теплоэнергия" ссылалось на пропуск истцом срока исковой давности по части требований (том 3, л.д. 31-33).
При рассмотрении дела в суде первой инстанции ответчик неоднократно устно заявлял о пропуске истцом срока исковой давности, что подтверждается аудиозаписями судебных заседаний от 23.09.2019, от 13.11.2019, от 07.02.2020, от 18.06.2020;
Однако суд первой инстанции не указал в протоколах судебных заседаний данное заявление и не рассмотрел его, отказав в удовлетворении иска по иным основаниям.
Удовлетворяя в полном объеме заявленные истцом требования, суд апелляционной инстанции также не дал оценку заявлению ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, выводов суда по данному вопросу постановление апелляционной инстанции не содержит.
С учетом изложенного, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 августа 2020 года подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть указанные в настоящем постановлении нарушения, разрешить спор при правильном применении действовавших в спорный период норм материального и процессуального права с учетом того, что в спорный способ управления спорным домом избран не был, установить все необходимые для правильного разрешения спора обстоятельства, дать надлежащую правовую оценку доводу ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, а также распределить судебные расходы, понесенные сторонами при рассмотрении дела, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 августа 2020 года по делу N А58-9251/2019 Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Четвертый арбитражный апелляционный суд.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Белоножко |
Судьи |
А.И. Скубаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 Приложения N 1 к Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, подпункту "б" пункта 5(3) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N1075, к категориям потребителей, приравненных к населению, относятся наймодатели (или уполномоченные ими лица), предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда, включая служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, для временного поселения лиц, признанных беженцами, жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, а также жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для обеспечения теплоснабжения и горячего водоснабжения населения.
При таких обстоятельствах доводы истца о том, что в рассматриваемом случае при расчете стоимости коммунальных ресурсов, потребленных проживающими в многоквартирном доме по ул. Якова Петерса, 4 гражданами, АО "Теплоэнергия" следовало применять тариф, установленный "для населения", а не тариф "для прочих потребителей", являются обоснованными.
Вместе с тем, заслуживает внимания довод кассационной жалобы о не применении судом апелляционной инстанции положений пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации.
...
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что пунктом 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации не предусмотрено какого-либо требования к форме заявления о пропуске срока исковой давности: оно может быть сделано как в письменной, так и в устной форме; если заявление сделано устно, это указывается в протоколе судебного разбирательства."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17 марта 2021 г. N Ф02-7348/20 по делу N А58-9251/2019
Хронология рассмотрения дела:
24.05.2023 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4573/20
25.11.2021 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6152/2021
19.07.2021 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4573/20
17.03.2021 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-7348/20
16.10.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4573/20
23.07.2020 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-9251/19