город Иркутск |
|
22 марта 2021 г. |
Дело N А19-27730/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 марта 2021года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Яцкевич Ю.С.,
судей: Качукова С.Б., Кушнаревой Н.П.,
при участии в судебном заседании представителя территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области Богдановой Н.В. (доверенность от 11.01.2021, паспорт, диплом о высшем юридическом образовании),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 августа 2020 года по делу N А19-27730/2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 декабря 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (далее также - управление Росимущества в Иркутской области, истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к федеральному бюджетному учреждению здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области" (далее также - ФГБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области", ответчик) о взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды земельного участка от 27.03.2009 N 792 в редакции дополнительных соглашений от 15.11.2010 N 1, от 03.08.2011 N 792/1, от 23.12.2011 N 2, от 07.06.2018 N 3 за период с 01.01.2018 по 31.12.2018 в сумме 306 714 рублей 72 копеек.
Дело рассмотрено с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, акционерного общества "Международный аэропорт Иркутск" (ОГРН 1113850006676, ИНН 3811146038, г. Иркутск, далее также - АО "Международный аэропорт Иркутск", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 17 августа 2020 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 декабря 2020 года, иск удовлетворен.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ФГБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просило судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение.
В поданной жалобе ответчик сослался на неверный вывод судов о недоказанности нахождения эксплуатируемых им объектов на неделимом земельном участке, в связи с чем указал на неправомерный, по его мнению, выводов судов об отсутствии оснований для применения при рассмотрении дела подпункта "г" пункта 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 (далее также - Правила N 582) и применении льготного порядка исчисления арендной платы.
В обоснование доводов кассационной жалобы ответчик указал, что судами проигнорированы его доводы о том, что договор аренды заключен им, как обладателем помещений в здании, расположенном на неделимом земельном участке, в соответствии с пунктом 3 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, ответчик в кассационной жалобе не согласился с выводами судов о возможности начисления арендной платы с даты владения и пользования земельным участком, а именно - с 01.01.2018.
Представитель управления Росимущества в Иркутской области в представленном отзыве и в устных пояснениях указал на несостоятельность доводов ответчика, в связи с чем просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте его проведения в соответствии со статьями 123 и 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считаются извещенным надлежащим образом.
Определение о принятии кассационной жалобы к производству и назначении судебного заседания по ее рассмотрению от 15 февраля 2021 года выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, и направлено участвующим в деле лицам посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" (kad.arbitr.ru).
На основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие неявившихся представителей иных участвующих в деле лиц.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, правильность применения судом первой инстанции и апелляционным судом норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых решения и постановления, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 27.03.2009 управление Росимущества в Иркутской области и ФГУП "Аэропорт Иркутск" заключили договор аренды земельного участка N 792, по условиям которого ФГУП "Аэропорт Иркутск" приняло по акту приема-передачи от 27.03.2009 во владение и пользование земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 38:36:000024:0537, находящийся по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, Октябрьский район, ул. Можайского, 2 в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, прилагаемом к договору и являющимся его неотъемлемой частью, используемого под эксплуатацию объектов здравоохранения (согласно пункту 2.1 договора перечень объектов приведен в приложении к распоряжению управления Росимущества по Иркутской области от 27.03.2009 N 11-з), общей площадью 14 519 кв.м.
В результате преобразования земельного участка с кадастровым номером 38:36:000024:0537 площадью 14 519 кв.м, образованы земельные участки с кадастровым номером 38:36:000024:3110 площадью 13 219 кв.м и с кадастровым номером 38:36:000024:3111 площадью 1 300 кв.м.
В связи с преобразованием земельного участка с кадастровым номером 38:36:000024:0537 управление Росимущества в Иркутской области и ФГУП "Аэропорт Иркутск" подписали дополнительное соглашение от 15.11.2010 N 1 к договору аренды земельного участка от 27.03.2009 N 792.
В результате заключения управлением Росимущества в Иркутской области и ФГУП "Аэропорт Иркутск" дополнительных соглашений от 15.11.2010 N 1, от 03.08.2011 N 792/1 и от 23.12.2011 N 2 к договору аренды земельного участка от 27.03.2009 N 792, в указанный договор внесены изменения, согласно которым, пункт 1.1 договора изложен в следующей редакции: "арендодатель (истец) предоставляет, а арендатор (ФГУП "Аэропорт Иркутск") принимает во владение и пользование земельные участки с кадастровыми номерами 38:36:000024:3110 с площадью 13 219 кв.м и 38:36:000024:3111 с площадью 1 300 кв.м" (в редакции дополнительного соглашения от 15.11.2010 N 1).
Далее пункт 1.1 договора изложен в следующей редакции: "арендодатель предоставляет, а арендатор принимает во владение и пользование земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 38:36:000024:3111, площадью 1 300 кв.м, расположенный по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, Октябрьский район, ул. Можайского, с разрешенным использованием: под эксплуатацию объектов здравоохранения в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, прилагаемом к договору" (в редакции дополнительного соглашения от 23.12.2011 N 2).
15.01.2018 АО "Международный аэропорт Иркутск" и ФГБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области" заключили соглашение о вступлении в договор третьей стороны, по условиям которого, ФГБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области" выразило согласие на вступление в договор аренды земельного участка от 27.03.2009 N 792 в качестве второго лица со стороны арендатора и использует земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 38:36:000024:3111 площадью 1 300 кв.м совместно с АО "Международный аэропорт Иркутск".
Пунктом 2 названного соглашения размер обязательства по внесению арендной платы определен сторонами соразмерно долям в праве на помещения объекта недвижимости "МСЧ, аптека, здание СЭС" из расчета - доля АО "Международный аэропорт Иркутск" - 74%, доля ФГБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области" - 26%.
В пункте 3 соглашения определено, что его условия, в том числе по оплате арендной платы, применяются к отношениям сторон с 01.01.2018.
Дополнительным соглашением от 07.06.2018 N 3 в договор аренды земельного участка от 27.03.2009 N 792 внесены изменения в части наименования арендаторов - АО "Международный аэропорт Иркутск" и федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области".
Пунктами 3 и 4 названного дополнительного соглашения установлено, что арендодатель (истец по делу) предоставляет, а арендаторы (АО "Международный аэропорт Иркутск" и ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области") принимают во владение и пользование земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 38:36:000024:3111, находящийся по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, Октябрьский район, ул. Можайского, в границах указанных в кадастровом паспорте земельного участка, прилагаемом к договору и являющийся его неотъемлемой частью, используемый под эксплуатацию объектов здравоохранения общей площадью 1 300 кв.м, из них: 74% (2 687 кв.м) - доля в праве аренды АО "Международный аэропорт Иркутск"; 26% (968,1 кв.м) - доля в праве аренды ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области"; годовой размер арендной платы за пользование участком определяется на основании пункта 6 Правил N 582.
Этим же дополнительным соглашением пункт 5.3 договора аренды земельного участка от 27.03.2009 N 792 аренды изложен в редакции: арендная плата по договору вносится арендаторами один раз в полгода не позднее 10 числа последнего месяца оплачиваемого полугодия (10.06, 10.12).
Согласно представленному истцом расчету арендной платы за период с 01.01.2018 по 31.12.2018, годовой размер арендной платы на 2018 год за 26% доли в праве аренды составляет 306 714 рублей 72 копейки.
Претензией от 13.03.2019 правопредшественник управления Росимущества в Иркутской области просил ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области" в срок до 13.04.2019 оплатить задолженность в размере 306 714 рублей 72 копеек. Претензия оставлена учреждением здравоохранения без ответа.
Неисполнение арендатором обязательств по договору и досудебной претензии послужило поводом к обращению управления Росимущества в Иркутской области в арбитражный суд с иском.
Возражая против заявленного иска, ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области" заявляло об отсутствии правовых оснований для взыскания с него арендной платы за период с 01.01.2018 по 31.12.2018, полагая, что дополнительное соглашение от 15.01.2018 не содержит существенного условия, определяющего размер арендной платы. При этом ответчик так же полагает, что арендная плата подлежала внесению с 25.12.2018 - с даты государственной регистрации дополнительного соглашения от 07.06.2018 N 3, которым размер его обязательства по внесению арендной платы определен соразмерно доле в праве на используемые им помещения объекта недвижимости (доля 26%) и с учетом установленной подпунктом "г" пункта 3 Правил N 582 льготы на исчисление арендной платы.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 309, 310, 606, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункта 4 пункта 5 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, и исходил из наличия у ответчика обязанности оплачивать арендные платежи с 01.01.2018, - с даты начала владения и пользования ответчиком земельным участком в размере 26% от установленной договором доли в праве на помещения объекта недвижимости и в размере, рассчитанном на основании пункта 6 Правил N 582.
По результатам повторного рассмотрения дела апелляционный суд выводы суда первой инстанции поддержал.
В соответствии с пунктом 1 статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В соответствии с пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Отклоняя доводы ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области" о необходимости применения при расчете размера арендных платежей подпункта "г" пункта 3 Правил N 582, суды сослались на отсутствие в деле доказательств нахождения эксплуатируемых ответчиком объектов здравоохранения на неделимом земельном участке.
Не смотря на то, что выводы судов в части наличия у ответчика обязанности оплачивать арендные платежи с 01.01.2018 являются верными, основанными на правильном применении положений статей 614 и 425 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 14 Постановление Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", принятые судом первой инстанции и апелляционным судом решение и постановление подлежат отмене в силу следующего.
Как следует из подпункта 1 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
В абзаце четвертом пункта 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - Постановление N 73) разъяснено, что к договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Согласно пункту 19 Постановления N 73 арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" утверждены порядок, условий и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно подпункту "г" пункта 3 Правил N 582 в случае предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов для целей, указанных в настоящем пункте, арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере 1,5 процента в отношении земельного участка в случае заключения договора аренды в соответствии с пунктом 5 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, но не выше размера земельного налога, рассчитанного в отношении такого земельного участка.
Пунктом 5 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации урегулирован вопрос о применении льготной арендной платы для лиц, заключающих договор аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности.
Так, в соответствии с подпунктом 4 пункта 5 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в размере не выше размера земельного налога, рассчитанного в отношении такого земельного участка, в случае заключения договора аренды земельного участка в соответствии с пунктом 3 или 4 статьи 39.20 этого Кодекса с лицами, которым находящиеся на неделимом земельном участке здания, сооружения, помещения в них принадлежат на праве оперативного управления.
Пунктом 3 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что если помещения в здании, сооружении, расположенных на неделимом земельном участке, принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления либо на неделимом земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, такой земельный участок может быть предоставлен этим лицам в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
Таким образом, законодатель установил перечень лиц, имеющих право на льготное исчисление арендной платы при заключении договора с множественностью лиц на стороне арендатора в порядке пункта 3 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации - к таковым отнесены исключительно лица, владеющие зданиями, сооружениями, помещениями в них на праве оперативного управления.
В материалы настоящего дела ответчиком представлено распоряжение Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 16.10.2003 N 532-и о закреплении за ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области" недвижимого имущества, расположенного по адресу г. Иркутск, ул. Можайского, 2, на праве оперативного управления. Поименованные в данном распоряжение нежилые помещения находятся на 2 и 3-м этажах здания, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 38:36:000024:3111 площадью 1 300 кв.м.
Из положений пункта 3 вышеназванной статьи Земельного кодекса Российской Федерации следует, что если помещения в здании принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, то в таком случае земельный участок является неделимым и оформление прав на такой земельный участок возможно только путем заключения договора аренды земельного участка со множественностью лиц на стороне арендатора.
Делая выводы об отсутствии в материалах дела доказательств нахождения помещений, расположенных в здании по адресу г. Иркутск, ул. Можайского, 2, на неделимом земельном участке, и, как следствие, об отсутствии у ответчика права на применение льготного порядка исчисления арендной платы за пользование земельным участком, суды не учли, что на спорном земельном участке расположено здание, часть нежилых помещений в котором используется ответчиком (968,1 кв.м.), а часть - обществом "Международный аэропорт Иркутск" (2 687 кв.м). Вместе с тем вопрос о том, на каком праве третьему лицу принадлежат используемые им объекты здравоохранения, судами не выяснялся, в связи с чем выводы судов, фактически указавших, что земельный участок не является неделимым и сославшихся на отсутствие в деле доказательств нахождения здания на неделимом участке, являются неверными, поскольку сделаны без учета вышеприведенных норм материального права и без установления достаточной совокупности обстоятельств, позволяющих прийти к такому выводу.
По указанной причине без проверки и установления названных обстоятельств отклонение доводов ответчика о наличии у него права на льготное исчисление арендной платы за земельный участок, является необоснованным.
На основании изложенного, принятые судами решение и постановление не могут быть признаны законными и обоснованными как того требует часть 4 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 и частями 1 и 2 статьи 288 этого Кодекса подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное выше, исследовать и дать оценку всем имеющимся в материалах дела доказательствам, установить обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, по результатам чего разрешить имеющийся спор. Кроме того, при новом рассмотрении дела суду также следует распределить расходы по уплате государственной пошлины, понесенные ответчиком при подаче апелляционной и кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 августа 2020 года по делу N А19-27730/2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 декабря 2020 года по тому же делу отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.С. Яцкевич |
Судьи |
С.Б. Качуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 3 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что если помещения в здании, сооружении, расположенных на неделимом земельном участке, принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления либо на неделимом земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, такой земельный участок может быть предоставлен этим лицам в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
Таким образом, законодатель установил перечень лиц, имеющих право на льготное исчисление арендной платы при заключении договора с множественностью лиц на стороне арендатора в порядке пункта 3 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации - к таковым отнесены исключительно лица, владеющие зданиями, сооружениями, помещениями в них на праве оперативного управления.
...
Из положений пункта 3 вышеназванной статьи Земельного кодекса Российской Федерации следует, что если помещения в здании принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, то в таком случае земельный участок является неделимым и оформление прав на такой земельный участок возможно только путем заключения договора аренды земельного участка со множественностью лиц на стороне арендатора."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 марта 2021 г. N Ф02-800/21 по делу N А19-27730/2019
Хронология рассмотрения дела:
15.09.2021 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5052/20
06.07.2021 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-27730/19
22.03.2021 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-800/2021
14.12.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5052/20
17.08.2020 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-27730/19
25.11.2019 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-27730/19