город Иркутск |
|
25 марта 2021 г. |
Дело N А33-6777/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 марта 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Загвоздина В.Д., Левошко А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы акционерного общества "Губернские аптеки", Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю, общества с ограниченной ответственностью "Андерс-М" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 28 августа 2020 года по делу N А33-6777/2020, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 02 декабря 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "КопиКом" (ОГРН 1092468027486, ИНН 2465223927, г. Красноярск; далее - ООО "КомиКом") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными решения и предписания от 16.12.2019 N 024/07/3-857/2019 Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (далее - Красноярское УФАС России, Управление, антимонопольный орган).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: акционерное общество (АО) "Губернские аптеки", общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Андерс-М".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 28 августа 2020 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 02 декабря 2020 года, заявленные требования удовлетворены. Решение и предписание Управления признаны недействительными.
Красноярское УФАС России, АО "Губернские аптеки", ООО "Андерс-М" обратились в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационными жалобами, в которых просят отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 86-ФЗ), нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителей кассационных жалоб, неправомерны выводы судов двух инстанций о том, что расхождение в ценовом предложении ООО "КопиКом" значений на 12 копеек при подсчете общей стоимости работ по ремонту с применением построчного вычисления и сложения всех значений обусловлено погрешностью, связанной с округлением сумм; неверное значение в итоговой строке колонки "цена за ед. руб. (без НДС)" является арифметической ошибкой, а не результатом округления; в закупочной документации валютой, используемой при формировании цены и расчетов с заказчиком, указан российский рубль; согласно статье 27 Федерального закона N 86-ФЗ рубль состоит из 100 копеек, указанная норма законодательно фиксирует официальную денежную единицу Российской Федерации и ее легальные части; действующее законодательство не предусматривает более мелких кратных частей; следовательно, при формировании ценового предложения участники должны были указать цену в рублях и копейках (целое число - рубли, два знака после запятой); округление в данном случае возникнуть не могло; суды неправильно сослались на судебные акты по делу N А33-16766/2018.
ООО "КопиКом" в отзыве на кассационную жалобу АО "Губернские аптеки" считает ее доводы несостоятельными, судебные акты - законными и обоснованными.
Кассационные жалобы рассматриваются в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru); своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25 февраля 2021 года в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрение кассационной жалобы АО "Губернские аптеки" отложено на 23 марта 2021 года на 11 часов 15 минут, о чем лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений, информация на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в сети Интернет).
Определением суда от 23 марта 2021 года в соответствии со статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с длительным отсутствием ввиду нахождения в очередном отпуске судей Ананьиной Г.В., Новогородского И.Б., в составе судей, рассматривающих настоящее дело, произведена замена судей Ананьиной Г.В., Новогородского И.Б. судьями Левошко А.Н., Загвоздиным В.Д.
Рассмотрение кассационных жалоб произведено с самого начала.
Представители лиц, участвующих в деле, участия в судебном заседании 23 марта 2021 года не принимали.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационных жалобах и возражениях, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, организатором закупки - АО "Губернские аптеки" в соответствии с Законом о закупках совершены действия по проведению запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по техническому обслуживанию, ремонту копировально-множительной техники и заправке, восстановлению картриджей по программе "вечный картридж" N 46/ЗП (извещение N 31908518153).
Участие в запросе предложений в электронной форме приняли: ООО "КопиКом", ООО "Сервис-Енисей Плюс", ООО "Андерс-М".
Согласно итоговому протоколу заседания закупочной комиссии от 27.11.2019 ООО "КопиКом" признано победителем процедуры запроса предложений.
09.12.2019 в адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Андерс-М" на действия организатора закупки, закупочной комиссии, выразившиеся в неправомерном допуске заявки ООО "КопиКом" до участия в закупке.
Антимонопольным органом установлено из анализа ценового предложения ООО "КопиКом", приведенного в приложении N 1 к итоговому протоколу от 27.11.2019, что в графе "Цена б/НДС участника" указано 595,258, 33 руб., тогда как при сложении всех значений получается 595 285,45 руб., что на 12 копеек больше указанной участником суммы. Это, по мнению антимонопольного органа, свидетельствует о том, что ООО "КопиКом" в ценовом предложении допущена арифметическая ошибка.
Подпунктом 1 пункта 6.2. раздела 6 "Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке" документации о запросе предложений предусмотрено, что по результатам рассмотрения ценовых предложений участников закупочная комиссия вправе отклонить заявку участника в случае содержания в ценовом предложении участника арифметических ошибок.
Согласно итоговому протоколу заседания закупочной комиссии от 27.11.2019 заявка ООО "КопиКом" допущена до участия в закупке.
Кроме того, из итогового протокола от 27.11.2019 следует, что заявка ООО "Сервис-Енисей Плюс" была отклонена закупочной комиссией, в том числе за содержание в ценовом предложении участника арифметических ошибок. Отклонение заявки ООО "Сервис-Енисей Плюс" и неотклонение заявки ООО "КопиКом" за аналогичное нарушение антимонопольный орган посчитал свидетельствующим о различном подходе закупочной комиссии к рассмотрению заявок участников. Основания для отклонения заявок должны применяться в равной степени ко всем участникам закупки.
Таким образом, Управление пришло к выводу о том, что заявка ООО "КопиКом", содержащая арифметическую ошибку, необоснованно допущена до участия в закупке.
Решением Красноярского УФАС России от 16.12.2019 N 024/07/3-857/2019 жалоба ООО "Андерс-М" признана обоснованной (пункт 1). Закупочная комиссия признана нарушившей требования части 1 статьи 2 Закона о закупках (пункт 2).
Закупочной комиссии выдано предписание от 19.12.2019 N 024/07/3-857/2019 об устранении выявленного нарушения путем отмены итогового протокола от 27.11.2019 в части отклонения заявки ООО "КопиКом", повторного рассмотрения заявки ООО "КопиКом".
ООО "КопиКом" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с указанным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что оспариваемые ненормативные правовые акты не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Законом о закупках в целях обеспечения единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ и услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений установлены общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, названным Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 данной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе: требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик; требования к участникам такой закупки и перечень документов, представляемых участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункты 2, 3, 10, 14).
Как установлено судами и следует из материалов дела, согласно разделу 3 закупочной документация заявка участника закупки состоит из первой, второй частей и ценового предложения. Пунктом 6.2. раздела 6 "Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке" закупочной документацией предусмотрены основания для отклонения заявок участников, в частности, в случае содержания в ценовом предложении участника арифметических ошибок.
По результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных доказательств, том числе ценового предложения ООО "КопиКом" в приложении N 1 к итоговому протоколу от 27.11.2019, и доводов сторон суды установили, что несоответствие ценового предложения ООО "КопиКом" на 12 копеек в графе "Цена б/НДС участника" и при сложении всех значений возникло при подсчете суммы без НДС (вертикальный столбец). Сумма с НДС (вертикальный столбец) рассчитана верно. Также как соответствуют суммы, посчитанные построчно (горизонтально). Организатор закупки при рассмотрении заявок подсчитывал суммы построчно и определил победителем ООО "КопиКом", не найдя нарушений закупочной документации, в том числе арифметических ошибок.
Суды приняли во внимание пояснения ООО "КопиКом" о том, что при формировании ценового предложения оно использовало программу Microsoft Ехсеl. Названная программа при осуществлении расчетов позволяет использовать функции округления чисел (сведения о таких функциях, полученные на официальном сайте Microsoft) - "Изменение количества знаков после запятой без изменения значения", указывая в прайс-листе два знака после запятой в отношении приводимых значений (например, не 8,33333333333, а 8,33). Однако сам факт указания в ценовом предложении только двух знаков после запятой относительно отдельных значений не влияет на общий расчет данных значений при их сложении; программа учитывает и остальные знаки, не отображаемые в связи с применением избранной функции (то есть при сложении учитывается значение 8,33333333333, а не 8,33). В тоже время сложение значений, учитывающих только два знака после запятой, покажет иной итог.
То обстоятельство, что в случае использования программы Microsoft Excel с функцией округления чисел действительно может иметь место погрешность, лица, участвующие в деле, не отрицают.
При таких обстоятельствах суды мотивированно признали, что расхождение сумм на 12 копеек является следствием округления сумм; ценовое предложение, содержащееся в заявке ООО "КопиКом", не содержит арифметической ошибки, а является погрешностью при округлении сумм, которая не могла повлиять на результаты проведенной закупки.
Доводы заявителей кассационных жалоб со ссылкой на статью 27 Федерального закона N 86-ФЗ о том, что при формировании ценового предложения участники должны были указать цену в рублях и копейках (целое число - рубли, два знака после запятой); округление в данном случае возникнуть не могло, рассмотрены судебными инстанциями и обоснованно отклонены с учетом отсутствия в Положении о закупках условий, определяющих порядок расчета цены, том числе с учетом округления.
Кроме того, в ценовом предложении цена указана ООО "КопиКом" в рублях и копейках. Верный расчет предложенной ООО "КопиКом" суммы с НДС, а также сумм, посчитанных построчно, лица, участвующие в деле, не оспаривают. При этом при расчете цены отсутствует запрет на использование программы Microsoft Excel с функцией округления чисел.
Таким образом, поскольку антимонопольный орган не доказал соответствие закону оспариваемых ненормативных актов, а заявитель представил доказательства нарушения этими актами его прав и законных интересов, суды, исследовав и оценив в порядке статей 71, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, в соответствии с требованиями части 2 статьи 201 названного Кодекса правомерно удовлетворили заявленные требования.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеются ссылки в кассационных жалобах, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационных жалоб, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 28 августа 2020 года по делу N А33-6777/2020, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 02 декабря 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе: требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик; требования к участникам такой закупки и перечень документов, представляемых участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункты 2, 3, 10, 14).
...
Доводы заявителей кассационных жалоб со ссылкой на статью 27 Федерального закона N 86-ФЗ о том, что при формировании ценового предложения участники должны были указать цену в рублях и копейках (целое число - рубли, два знака после запятой); округление в данном случае возникнуть не могло, рассмотрены судебными инстанциями и обоснованно отклонены с учетом отсутствия в Положении о закупках условий, определяющих порядок расчета цены, том числе с учетом округления."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25 марта 2021 г. N Ф02-467/21 по делу N А33-6777/2020