город Иркутск |
|
29 марта 2021 г. |
Дело N А19-10475/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 марта 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Загвоздина В.Д.,
судей: Новогородского И.Б.., Рудых А.И.,
при участии в судебном заседании представителей Администрации города Иркутска - Сотникова И.С. (доверенность от 30.12.2020, диплом о высшем юридическом образовании), а также Службы государственного жилищного надзора Иркутской области - Степановой И.С. (доверенность от 11.01.2021, диплом о высшем юридическом образовании),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 ноября 2020 года по делу N А19-10475/2020,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Иркутска (далее - администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением признании недействительным предписания Службы государственного жилищного надзора Иркутской области (далее - Служба, надзорный орган) от 18.03.2020 N 261/20.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 16 ноября 2020 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 декабря 2020 года апелляционная жалоба администрации возвращена заявителю ввиду пропуска процессуального срока на подачу апелляционной жалобы и отказа в удовлетворении ходатайства о его восстановлении.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, заявленные требования удовлетворить.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что оснований для проведения администрацией конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Иркутск, ул. Безбокова, 5/1 (далее - МКД), не имеется, поскольку к управлению МКД фактически приступила выбранная жильцами управляющая компания. Данной компанией заключены договоры с ресурсоснабжающими организациями (ООО "Иркутскэнергосбыт", МУП "Водоканал").
Кроме того, в настоящем случае отсутствуют основания для проведения указанного конкурса, предусмотренные частью 5 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ). Невнесение в реестр лицензий сведений о лице, в управлении которого находится МКД, основанием для проведения администрацией конкурса по отбору управляющей организации не является.
Служба в отзыве на кассационную жалобу выразила несогласие с ее доводами, просила обжалуемый судебный акт оставить без изменения как законный и обоснованный.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте проведения заседания судом округа извещены в соответствии с положениями статей 121-123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (первичные извещения - т.1 л.д. 1а, 1б, информация о рассмотрении настоящей кассационной жалобы размещена в установленном порядке на сайтах Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа и картотеки арбитражных дел в сети "Интернет").
Представители администрации и надзорного органа в судебном заседании поддержали соответственно доводы кассационной жалобы и отзыва на нее.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов суда первой инстанции установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, В ГИС ЖКХ и реестре лицензий субъекта Российской Федерации отсутствует информация о способе управления, а также об управляющей организации, осуществляющей деятельность по управлению рассматриваемым МКД.
Службой в установленном законодательством порядке осуществлена проверка информации, содержащейся в письме администрации, поступившем в надзорный орган 30.12.2019, по факту не проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации в целях заключения договора управления МКД, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном ЖК РФ, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, а также сведений о нарушениях, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также возникновение массовых нарушений прав граждан - собственников помещений в МКД в результате его нахождения без управления.
По результатам проверки должностным лицом Службы 18.03.2020 составлен акт N 261/20 и в отношении администрации вынесено предписание от 18.03.2020 N 261/20 в котором установлено нарушение положений жилищного законодательства и предложено их устранить в срок до 01.08.2020 путем организации проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации в целях заключения с ней договора управления МКД, а также определить управляющую организацию в порядке, установленном частью 17 статьи 161 ЖК РФ.
Считая предписание от 18.03.2020 N 261/20 незаконным, Администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением о его оспаривании.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, пришел к выводу о соответствии предписания действующему законодательству и отсутствии нарушения прав и законных интересов администрации.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усматривает оснований для отмены принятого по делу судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Судом установлено и заявителем не оспаривается, что предписание выдано Службой в пределах предоставленных ей полномочий и в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В соответствии с частью 7 статьи 162 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 31.12.2017 N 485-ФЗ) управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления МКД с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом.
Согласно статье 198 ЖК РФ сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (часть 1). В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в названной информационной системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2).
В силу частей 3, 4 статьи 198 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 данной статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. При выполнении требований о размещении указанных сведений в системе и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 названного кодекса, за исключением случая, указанного в части 7 данной статьи.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр утвержден Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2 Порядка изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании решения этого органа, принятого в соответствии с частями 3, 3.1, 5 - 5.4 статьи 198 ЖК РФ, или при непоступлении в установленный срок заявления о продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, либо на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом, заявления о внесении изменений в реестр.
При этом, возникновение права на управление многоквартирным домом до вступления в силу изменений, введенных в действие Федеральным законом от 31.12.2017 N 485-ФЗ, не исключает необходимости внесения необходимой информации в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (постановление Верховного Суда Российской Федерации от 19.10.2020 N 66-АД20-7).
В соответствии с частью 4 статьи 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, в частности, в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления МКД, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Реализация принятого решения о выборе способа управления МКД предполагает осуществление такой деятельности только после обязательного внесения необходимых сведений об управляющей организации в ГИС ЖКХ и реестр лицензий.
Исходя из приведенного выше правового регулирования и установленных судом первой инстанции обстоятельств отсутствия сведений об организации, осуществляющей управление МКД в ГИС ЖКХ и реестре лицензий субъекта Российской Федерации, администрация обязана принять предусмотренные частями 4, 17 статьи 161 ЖК РФ меры по организации проведения конкурса по отбору управляющей организации в целях заключения с ней договора управления МКД и определению управляющей организации, осуществляющей управление МКД.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на то, что в отношении рассматриваемого дома уже заключены договоры с ресурсоснабжающими организациями, отклоняется, как не свидетельствующая о фактической реализации принятого жильцами решения о выборе способа управления этим домом применительно к приведенным выше положениям части 7 статьи 162, частей 1-4 статьи 198 ЖК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятого по делу судебного акта, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что судебный акт на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 ноября 2020 года по делу N А19-10475/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Д. Загвоздин |
Судьи |
И.Б. Новогородский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 4 статьи 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, в частности, в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления МКД, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
...
Исходя из приведенного выше правового регулирования и установленных судом первой инстанции обстоятельств отсутствия сведений об организации, осуществляющей управление МКД в ГИС ЖКХ и реестре лицензий субъекта Российской Федерации, администрация обязана принять предусмотренные частями 4, 17 статьи 161 ЖК РФ меры по организации проведения конкурса по отбору управляющей организации в целях заключения с ней договора управления МКД и определению управляющей организации, осуществляющей управление МКД.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на то, что в отношении рассматриваемого дома уже заключены договоры с ресурсоснабжающими организациями, отклоняется, как не свидетельствующая о фактической реализации принятого жильцами решения о выборе способа управления этим домом применительно к приведенным выше положениям части 7 статьи 162, частей 1-4 статьи 198 ЖК РФ."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29 марта 2021 г. N Ф02-923/21 по делу N А19-10475/2020