город Иркутск |
|
31 марта 2021 г. |
Дело N А19-7476/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 марта 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Загвоздина В.Д.,
судей: Новогородского И.Б., Рудых А.И.,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Магистраль-Транзит" - Морозова Д.Н. (доверенность от 10.12.2020, диплом о высшем юридическом образовании),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Магистраль-Транзит" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 2 октября 2020 года по делу N А19-7476/2020, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 декабря 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Магистраль-Транзит" (ОГРН: 1073818000222, ИНН: 3818021800, далее - ООО "Магистраль-Транзит", истец, общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконными действий Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Качугскому лесничеству (далее - Качугское лесничество, управление) по непредставлению государственной услуги по приему лесной декларации, признании незаконным извещения управления от 03.02.2020 N 131 об отказе в приеме лесной декларации, обязании Качугского лесничества предоставить государственную услугу по приему лесной декларации.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 2 октября 2020 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 декабря 2020 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение.
Общество полагает, что согласно тексту оспариваемого извещения причиной отказа в приеме лесной декларации явилось наличие на арендуемом обществом лесном участке территории традиционного природопользования коренных и малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Данное основание отказа судами на предмет законности не проверено.
Как указано в кассационной жалобе, отсутствие в лесной декларации даты и номера не приведено управлением в качестве основания отказа в ее принятии, равно как в извещении отсутствует информация о том, в чем конкретно выразилась недостоверность приведенных в лесной декларации сведений. По своей форме и содержанию представленная декларация полностью соответствует нормативным требованиям.
Присутствующий в судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы.
Качугское лесничество о времени и месте проведения судебного заседания судом округа извещено по правилам статей 121-123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, информация о рассмотрении кассационной жалобы размещена в установленном порядке в сети "Интернет" по адресам http://fasvso.arbitr.ru и http://kad.arbitr.ru, однако в заседание суда представителя не направило.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального и соблюдения норм процессуального права, а также соответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "Магистраль-Транзит" осуществляет свою деятельность в Качугском лесничестве на лесном участке, расположенном на территории Качугского района Иркутской области по договору аренды лесного участка для заготовки древесины от 24.11.2011 N 91-441/11 (в редакции договора уступки прав и обязанностей по указанному договору).
В порядке и сроки, установленные договором аренды, был разработан проект освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду ООО "Магистраль-Транзит", который прошел государственную экспертизу и был утвержден распоряжением Министерства лесного комплекса Иркутской области от 25.12.2018 N 4468-мр.
20.12.2019 на основании статьи 26 Лесного кодекса Российской Федерации общество представило в Качугское лесничество лесную декларацию без номера и даты, в которой отражено, что данный документ составлен в отношении лесного участка, расположенного на территории Казачинско-Ленского лесничества Иркутской области, однако при этом в обоснование права пользования декларируемым участком сослалось на поименованные выше договоры и распоряжение, оформленные в отношении участка, расположенного в Качугском лесничестве.
Извещением от 03.02.2020 N 131 управление отказало в приеме лесной декларации на основании подпунктов 2 и 3 пункта 2.11.1 Административного регламента предоставление органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использования лесов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2016 N 641 (далее - Административный регламент), в связи недостоверностью сведений, указанных в лесной декларации, несоответствием лесной декларации форме и требованиям, установленным к ее содержанию.
Суды двух инстанций пришли к выводу о законности отказа в принятии лесной декларации, установив, что декларация содержит недостоверные и противоречивые сведения о лесном участке, не соответствует требованиям, установленным к ее содержанию.
Суд округа полагает обжалуемые судебные акты подлежащими оставлению без изменения на основании следующего.
Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 2.11.1 Административного регламента основаниями для отказа приема лесных деклараций являются: недостоверность сведений, указанных в лесной декларации; несоответствие лесной декларации форме и требованиям, установленным к ее содержанию.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.01.2015 N 17 утвержден Порядок заполнения и подачи лесной декларации, требования к формату лесной декларации в электронной форме (далее - Порядок).
Пунктами 3, 4, 4.1 - 4.4 Порядка установлены требования к лесной декларации. В частности, в лесной декларации отражается информация о договоре аренды лесного участка или ином документе, в соответствии с которым осуществляется использование лесов; о местоположении лесного участка (пункт 3 Порядка).
Из установленных судами обстоятельств, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами, следует, что в представленной обществом декларации имелись недостоверные сведения о лесном участке, и она не соответствовала требованиям, предъявляемым к достоверности ее содержания. Так, сведения о местоположении участка (Казачинско-Ленское лесничество Казачинско-Ленского района Иркутской области) прямо противоречили указанной в декларации информации о договоре аренды лесного участка и иных документах, в соответствии с которыми ООО "Магистраль-Транзит" осуществляет использование лесов (в отношении участка, расположенного в Качугском лесничестве Качугского района Иркутской области). Суд округа полагает необходимым отметить, что в результате данного противоречия, указывающего на недостоверность заявленных в декларации сведений, обязательных к указанию в ней, невозможно установить действительное волеизъявление общества при подаче лесной декларации (в отношении какого участка производится декларирование).
Указанных обстоятельств применительно к подпунктам 2 и 3 пункта 2.11.1 Административного регламента достаточно для отказа в приеме лесной декларации.
При этом суд кассационной инстанции округа считает, что установленное обжалуемыми судебными актами отсутствие в декларации номера и даты является излишне формальным нарушением порядка оформления лесной декларации, не предусмотренным пунктами 3, 4, 4.1 - 4.4 Порядка, однако выводы судов по указанному вопросу не привели к принятию неправильных по существу решения и постановления.
Доводы общества о том, что отказ в приеме лесой декларации связан только с наличием на лесном участке территории традиционного природопользования коренных и малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, правильно отклонен апелляционным судом, как не соответствующие тексту оспариваемого извещения.
В извещении от 03.02.2020 N 13 имеется справочная информация (в виде сноски с отметкой "*" о правовом регулировании использования территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов), однако из материалов дела (в том числе представлявшихся Качугским лесничеством отзыва и письменных пояснений) не следует, что рассматриваемый отказ в приеме лесной декларации связан с данным правовым регулированием.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что в извещении от 03.02.2020 N 13 отсутствуют сведения о конкретных нарушениях при составлении лесной декларации применительно к подпунктам 2 и 3 пункта 2.11.1 Административного регламента, судом округа не может быть принят, поскольку соответствующие нарушения при рассмотрении дела доказаны и соответствуют приведенному в извещении правовому обоснованию.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не имеется.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение относятся на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 2 октября 2020 года по делу N А19-7476/2020, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 декабря 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Д. Загвоздин |
Судьи |
И.Б. Новогородский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из установленных судами обстоятельств, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами, следует, что в представленной обществом декларации имелись недостоверные сведения о лесном участке, и она не соответствовала требованиям, предъявляемым к достоверности ее содержания. Так, сведения о местоположении участка (Казачинско-Ленское лесничество Казачинско-Ленского района Иркутской области) прямо противоречили указанной в декларации информации о договоре аренды лесного участка и иных документах, в соответствии с которыми ООО "Магистраль-Транзит" осуществляет использование лесов (в отношении участка, расположенного в Качугском лесничестве Качугского района Иркутской области). Суд округа полагает необходимым отметить, что в результате данного противоречия, указывающего на недостоверность заявленных в декларации сведений, обязательных к указанию в ней, невозможно установить действительное волеизъявление общества при подаче лесной декларации (в отношении какого участка производится декларирование).
Указанных обстоятельств применительно к подпунктам 2 и 3 пункта 2.11.1 Административного регламента достаточно для отказа в приеме лесной декларации.
При этом суд кассационной инстанции округа считает, что установленное обжалуемыми судебными актами отсутствие в декларации номера и даты является излишне формальным нарушением порядка оформления лесной декларации, не предусмотренным пунктами 3, 4, 4.1 - 4.4 Порядка, однако выводы судов по указанному вопросу не привели к принятию неправильных по существу решения и постановления."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 31 марта 2021 г. N Ф02-1057/21 по делу N А19-7476/2020