город Иркутск |
|
02 апреля 2021 г. |
Дело N А69-1/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Рудых А.И., Шелёминой М.М.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Эбауэр С.Ф.,
при содействии Арбитражного суда Республики Тыва (судья Калбак А.А., секретарь судебного заседания Кызыл-оол З.М.),
при участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференцсвязи в Арбитражном суде Республики Тыва представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва - Дадар-оол А.Б. (доверенность от 11.01.2021, паспорт, диплом о высшем юридическом образовании), руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва - Хаджиева Ф.А. (приказ N 1545-к от 07.09.2015, удостоверение),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва на решение Арбитражного суда Республики Тыва от 07 февраля 2020 года по делу N А69-1/2020 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 июня 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - управление, антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 017/04/19.5-318/2019 от 26.12.2019.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 07 февраля 2020 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 июня 2020 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, министерство обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт.
Согласно доводов кассационной жалобы министерство не согласно с выводами судов о правомерности привлечения его к административной ответственности за неисполнение предписания N 04-06-08/02-15-19 от 24.05.2019 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, указывает на то, что в декабре 2019 года между министерством и Обществом с ограниченной ответственностью "Экоразвитие" заключены договоры на проведение инструментальных измерений и определение нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на территории Республики Тыва; указанные работы проводятся в соответствии с Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269 (далее - Правила N 269); в соответствии с предписанием управления изменения в приказ министерства от 25.01.2018 N 14-од будут внесены по результатам указанных работ.
В представленном отзыве управление возражало против доводов кассационной жалобы, считало кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
На основании пункта 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) производство по кассационной жалобе министерства приостановлено до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Республики Тыва по делу N А69-2763/2019, о чем судом округа в составе председательствующего Левошко А.Н., судей Ананьиной Г.В., Шелёминой М.М. вынесено определение от 08 октября 2020 года.
На основании статьи 146 АПК РФ производство по кассационной жалобе министерства возобновлено, о чем судом округа в составе председательствующего Левошко А.Н., судей Ананьиной Г.В., Шелёминой М.М. вынесено определение от 18 февраля 2021 года.
Определением председателя первого судебного состава Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа Загвоздина В.Д. от 01 апреля 2021 года на основании статьи 18 АПК РФ в составе судей, рассматривающих настоящее дело, осуществлена замена судьи Ананьиной Г.В. на судью Рудых А.И. и рассмотрение дела в суде кассационной инстанции произведено с самого начала.
В судебном заседании представитель министерства и руководитель управления поддержали свои правовые позиции, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее соответственно.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения Арбитражным судом Республики Тыва и Третьим арбитражным апелляционным судом норм материального права и соблюдение ими норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, приказом министерства от 25.01.2018 N 14-од установлены нормативы ТКО на территории Республики Тыва, 23.08.2018 на основании приказа N 174-од в соответствующий приказ были внесены изменения в части категории объектов.
Решением от 24.05.2019 по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства N 04-06-08/02-15-19 министерство признано нарушившим часть 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ в части установления нормативов накопления ТКО, утвержденных приказом от 25.01.2018 N 14-од, без проведения расчетов в соответствии с Правилами N 269, что свидетельствует об ущемлении прав и законных интересов хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в том числе хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в нежилых помещениях, расположенных в МКД.
На основании указанного решения министерству выдано предписание N 04-06-08/02-15-19 от 24.05.2019 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, которым предписано произвести расчет нормативов накопления ТКО в соответствии с требованиями Правил N 269, в том числе с возможностью выделения отдельных категорий объектов - "нежилые помещения, расположенные в многоквартирном жилом доме" (магазины, аптеки, и т.п.), используемые для осуществления хозяйственной (предпринимательской) деятельности, с установлением отдельного норматива; после проведения расчетов, в случае изменения нормативов, внести изменения в приказ от 25.01.2018 N 14-од, письменно уведомить регионального оператора о необходимости проведения перерасчета выставленных счетов в случае уменьшения нормативов за период с 01.10.2018 по дату внесения изменений в приказ от 25.01.2018 N 14-од; в течение трех рабочих дней со дня окончания срока, установленного для исполнения предписания, информировать антимонопольный орган с приложением документов, подтверждающих исполнение вышеуказанных действий (срок исполнения предписания установлен в 60 дней со дня получения).
Указанные решение и предписание министерством в судебном порядке оспорены не были.
11.09.2019 министерство обратилось в управление с письмом о продлении срока исполнения предписания N 04-06-08/02-15-19 от 24.05.2019 в связи с тем, что на данный момент министерством проводятся мероприятия по корректировке Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, от 28.12.2016 N 220.
Определением от 12.09.2019 управление отказало министерству в продлении срока исполнения указанного предписания.
По факту неисполнения в установленный срок предписания должностным лицом административного органа в отношении министерства составлен протокол об административном правонарушении N 017/04/19.5-143/2019 от 29.08.2019, а постановлением N 017/04/19.5-143/2019 от 12.09.2019 министерство привлечено к административной ответственности по части 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 101 000 рублей.
12.09.2019 управлением вынесено определение об установлении новых сроков исполнения предписания N 04-06-08/02-15-19 от 24.05.2019, согласно которому в течение 60 дней со дня получения данного определения министерству необходимо исполнить предписание; о результатах исполнения предписания министерству предложено сообщить в адрес управления в течение семи дней со дня его исполнения с приложением подтверждающих документов. Новый срок исполнения предписания установлен до 19.11.2019.
В связи с непоступлением в адрес управления от министерства в указанный срок документальных доказательств исполнения предписания, 12.12.2019 антимонопольным органом в отношении министерства составлен протокол об административном правонарушении N 017/04/19.5-318/2019, а постановлением N 017/04/19.5-318/2019 от 26.12.2019 министерство повторно привлечено к административной ответственности по части 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 101 000 рублей.
Не согласившись с постановлением административного органа от 26.12.2019, министерство обратилось в арбитражный суд с заявлением о призвании его незаконным и отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, поддержанный апелляционным судом, пришел к выводу о наличии в деяниях министерства состава вмененного административного правонарушения, соблюдении управлением порядка привлечения к административной ответственности.
Из положений главы 25 АПК РФ следует, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения лица к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение, и не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности (часть 4 статьи 210 АПК РФ). При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела (часть 6 статьи 210 АПК РФ).
В силу положений части 1 статьи 28.3 и статьи 23.48 КоАП РФ, статьи 51 Закона N 135-ФЗ, пунктов 1 и 5 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, протокол об административном правонарушении составлен и оспариваемое постановление вынесено уполномоченными должностными лицами компетентного органа - управления.
Частью 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о естественных монополиях, законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении либо недопущении ограничивающих конкуренцию действий или законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о совершении предусмотренных законодательством Российской Федерации действий, за исключением случаев, предусмотренных частями 2.1 - 2.5 настоящей статьи.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ органам государственной власти субъектов Российской Федерации, к которым относится министерство, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Согласно части 1 статьи 50 названного закона по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу.
Из статьи 51 Закона N 135-ФЗ следует, что предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства подлежит исполнению в установленный им срок; антимонопольный орган осуществляет контроль за исполнением выданных предписаний (часть 1); неисполнение в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства влечет за собой административную ответственность (часть 2); под неисполнением в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства понимается исполнение предписания частично в указанный этим предписанием срок или уклонение от его исполнения; неисполнение в срок указанного предписания является нарушением антимонопольного законодательства (часть 4); в случае привлечения ответчика, ответчиков по делу к административной ответственности за невыполнение в срок предписания комиссия в течение пяти рабочих дней с даты вынесения постановления о назначении административного наказания выносит определение об установлении новых сроков исполнения ранее выданного предписания (часть 7).
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 09.07.2013 N 2423/13, существенным обстоятельством, подлежащим выяснению при рассмотрении дела об оспаривании постановления об административном правонарушении, является установление законности предписания, неисполнение которого вменялось; от установления данного обстоятельства зависит разрешение вопроса о наличии либо отсутствии события административного правонарушения; исполнимость предписания является другим важным требованием к этому виду ненормативного правового акта, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность; исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, привлекаемого к ответственности, устранить в указанный срок выявленное нарушение.
Судами установлено, что, оспариваемым постановлением министерство повторно привлечено к административной ответственности по части 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ в связи с неисполнением в установленный определением антимонопольного органа от 12.09.2019 новый срок предписания N 04-06-08/02-15-19 от 24.05.2019 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, выданного на основании решения от 24.05.2019 по делу N 04-06-08/02-15-19, которым министерство признано нарушившим требования части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Тыва от 16 ноября 2020 года по делу N А69-2763/2019, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 20 января 2021 года и постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 31 марта 2021 года, признано незаконным и отменено постановление управления от 12.09.2019 по делу об административном правонарушении N 017/04/19.5-143/2019 о признании министерства виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения названного дела судами установлено, что выданное управлением предписание N 04-06-08/02-15-19 от 24.05.2019, за неисполнение которого министерство привлечено к административной ответственности по части 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ, не отвечает обязательным требованиям законности и исполнимости, в связи с чем неисполнение его в установленный срок не свидетельствует о событии вмененного министерству административного правонарушения и на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Изложенные во вступивших в законную силу судебных актах выводы в силу части 1 статьи 16 АПК РФ являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации, а установленные ими обстоятельства на основании части 2 статьи 69 АПК РФ не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Поскольку основанием для привлечения к административной ответственности по части 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ оспариваемым постановлением являлось неисполнение министерством в новый срок, установленный определением от 12.09.2019, ранее выданного предписания управления N 04-06-08/02-15-19 от 24.05.2019, признанного не отвечающим требованиям законности и исполнимости вступившими в законную силу судебными актами по делу N А69-2763/2019 Арбитражного суда Республики Тыва, суд кассационной инстанции приходит к выводу наличии установленных частью 2 статьи 211 АПК РФ, пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Таким образом, решение Арбитражного суда Республики Тыва и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда на основании частей 1, 2 статьи 288 АПК РФ подлежат отмене. Учитывая, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены в ходе судебного разбирательства по делу на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, суд кассационной инстанции в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ считает возможным принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных министерством требований.
Руководствуясь статьями 211, 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Тыва от 07 февраля 2020 года по делу N А69-1/2020 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 июня 2020 года по тому же делу отменить.
Принять новое решение.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 26 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении N 017/04/19.5-318/2019 о привлечении Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва (ОГРН 1111719000414, ИНН 1701048813) к административной ответственности по части 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
А.И. Рудых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В ходе рассмотрения названного дела судами установлено, что выданное управлением предписание N 04-06-08/02-15-19 от 24.05.2019, за неисполнение которого министерство привлечено к административной ответственности по части 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ, не отвечает обязательным требованиям законности и исполнимости, в связи с чем неисполнение его в установленный срок не свидетельствует о событии вмененного министерству административного правонарушения и на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
...
Поскольку основанием для привлечения к административной ответственности по части 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ оспариваемым постановлением являлось неисполнение министерством в новый срок, установленный определением от 12.09.2019, ранее выданного предписания управления N 04-06-08/02-15-19 от 24.05.2019, признанного не отвечающим требованиям законности и исполнимости вступившими в законную силу судебными актами по делу N А69-2763/2019 Арбитражного суда Республики Тыва, суд кассационной инстанции приходит к выводу наличии установленных частью 2 статьи 211 АПК РФ, пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 2 апреля 2021 г. N Ф02-4684/20 по делу N А69-1/2020