город Иркутск |
|
07 апреля 2021 г. |
Дело N А74-209/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 7 апреля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 7 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Загвоздина В.Д.,
судей: Новогородского И.Б., Рудых А.И.
при участии в судебном заседании представителей Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Хакасия - Благун Л.Н. (доверенность от 11.01.2021, диплом о высшем юридическом образовании), Мосман Л.Ф. (доверенность от 11.01.2021),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Хакасия на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 8 октября 2020 года по делу N А74-209/2020, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 3 февраля 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Хакасия "Абаканская межрайонная клиническая больница" (ИНН 1901022668, ОГРН 1021900520410, далее - учреждение, ГБУЗ "АМКБ") обратилось в арбитражный суд с заявлением (с учетом уточнения) к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Республики Хакасия (далее - фонд, ТФОМС) о признании недействительными пунктов 2, 3 предписания (требования) от 25.12.2019 N Л-3098 в части обязательства по возврату средств, использованных не по назначению, в размере 648 482 рублей 99 копеек, а также штрафа в размере 64 848 рублей 30 копеек.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 8 октября 2020 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 3 февраля 2021 года, требования учреждения удовлетворены частично. Требование (предписание) фонда от 25.12.2019 N Л-3098 признано недействительным в отношении возврата на лицевой счет фонда средств, использованных не по назначению (нецелевое использование средств), в размере 57 681 рубля 03 копеек, штрафа за нецелевое использование средств в размере 5 768 рублей 10 копеек. В удовлетворении остальной части требований отказано.
ТФОМС, не согласившись с принятыми судебными актами в части удовлетворенных требований ГБУЗ "АМКБ", обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке их законности и обоснованности в связи с неправильным применением судами норм материального и процессуального права, просит обжалуемые судебные акты изменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Фонд указывает, что стоимость услуг по транспортировке пациентов ГБУЗ "АМКБ" машинами скорой медицинской помощи на сеансы заместительной почечной терапии методом гемодиализа в другое медицинское учреждение не включается в стоимость планового лечения и подлежит финансированию в рамках программы обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) как скорая медицинская помощь, которая в данном случае оказывается государственным бюджетным учреждением здравоохранения Республики Хакасия "Абаканская городская клиническая станция скорой медицинской помощи".
Лица, участвующие в деле, о времени и месте проведения судебного заседания судом округа извещены по правилам статей 121-123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, информация о рассмотрении кассационной жалобы размещена в установленном порядке в сети "Интернет" по адресам http://fasvso.arbitr.ru и http://kad.arbitr.ru.
В судебном заседании представители фонда поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального права и соблюдения норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами двух инстанций и следует из материалов дела, на основании приказа от 05.11.2019 N 608-п фондом проведена комплексная проверка учреждения за период с 01.01.2018 по 21.12.2018 с целью осуществления контроля за использованием средств ОМС.
Составлен акт от 13.12.2019, в котором зафиксировано нецелевое использование средств ОМС в 2018 году, в том числе:
- перечисление денежных средств за услуги по транспортировке пациентов машиной скорой медицинской помощи на сеансы заместительной почечной терапии методом гемодиализа от учреждения и до отделения государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия "Республиканская клиническая больница имени Г.Я. Ремишевской" (Центр Амбулаторного диализа) на сумму 57 681 рубль 3 копейки;
- перечисление денежных средств за работы по проведению текущего ремонта в здании (отделение медицинской профилактики) в сумме 590 801 рубль 96 копеек;
По результатам проверки выставлено требование (предписание) от 25.12.2019 N Л-3098 об устранении нарушений и возврате в бюджет фонда средств, использованных не по целевому назначению, а также уплате штрафа за нецелевое использование средств.
Не согласившись с выводами ТФОМС, учреждение обратилось в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, частично удовлетворяя требования учреждения по оспариваемому фондом в кассационной жалобе эпизоду, пришли к выводу о том, что стоимость транспортировки пациентов в рамках оказываемой учреждением медицинской помощи включена в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, в связи с чем, нецелевого использования средств ОМС на сумму 57 681 рубль 3 копейки не допущено.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа по результатам рассмотрения кассационной жалобы не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
На основании положений пункта 3 части 4 статьи 32 и части 4 статьи 35 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", пунктов 9, 11, 14 Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.06.2013 N 388н, суды пришли к обоснованному выводу, что перевозка пациентов учреждения на специализированном медицинском транспорте в другое медицинское учреждение на сеансы заместительной почечной терапии методом гемодиализа с последующим возвращением данных лиц и продолжением их планового лечения в ГБУЗ "АМКБ" не является скорой медицинской помощью, в том числе медицинской эвакуацией при оказании скорой медицинской помощи.
При этом суды установили, что ГБУЗ "АМКБ" не имеет на балансе специализированного медицинского транспорта для осуществления рассматриваемых перевозок собственными силами, в связи с чем для указанных целей обоснованно привлекает другую медицинскую организацию на возмездной основе.
Исходя из установленных по делу фактических обстоятельств суды пришли к обоснованному выводу, что спорные перевозки пациентов могут быть квалифицированы, как предусмотренные пунктом 3.14 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Хакасия на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 29.12.2017 N 711, транспортные услуги при сопровождении медицинским работником пациента, находящегося на лечении в стационарных условиях, в целях выполнения порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи.
Данный вывод согласуется с частью 7 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", пунктом 5 статьи 195 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2019 N 108н.
Исследование и оценка доказательств осуществлены судами по правилам главы 7 и статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы судов сделаны при правильном применении норм права, соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств и установленным по делу обстоятельствам.
Следовательно, является законным вывод судов о целевом использовании средств в размере 57 681 рубля 03 копеек, отсутствии основания для взыскания за их нецелевое использование штрафа в размере 5 768 рублей 10 копеек.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании и применении норм права самим заявителем, были предметом рассмотрения судов двух инстанций, получили надлежащую правовую оценку и на законности принятых по делу судебных актов не влияют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 8 октября 2020 года по делу N А74-209/2020, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 3 февраля 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Д. Загвоздин |
Судьи |
И.Б. Новогородский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании положений пункта 3 части 4 статьи 32 и части 4 статьи 35 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", пунктов 9, 11, 14 Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.06.2013 N 388н, суды пришли к обоснованному выводу, что перевозка пациентов учреждения на специализированном медицинском транспорте в другое медицинское учреждение на сеансы заместительной почечной терапии методом гемодиализа с последующим возвращением данных лиц и продолжением их планового лечения в ГБУЗ "АМКБ" не является скорой медицинской помощью, в том числе медицинской эвакуацией при оказании скорой медицинской помощи.
...
Исходя из установленных по делу фактических обстоятельств суды пришли к обоснованному выводу, что спорные перевозки пациентов могут быть квалифицированы, как предусмотренные пунктом 3.14 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Хакасия на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 29.12.2017 N 711, транспортные услуги при сопровождении медицинским работником пациента, находящегося на лечении в стационарных условиях, в целях выполнения порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи.
Данный вывод согласуется с частью 7 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", пунктом 5 статьи 195 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2019 N 108н."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 7 апреля 2021 г. N Ф02-1091/21 по делу N А74-209/2020