город Иркутск |
|
29 апреля 2021 г. |
Дело N А74-8347/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Загвоздина В.Д., Левошко А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания в Арбитражном суде Восточно-Сибирского округа помощником судьи Васильевым Е.В.,
с участием судьи Арбитражного суда Красноярского края, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Лескова Р.В., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Гусейновой А.Ф.
при участии в судебном заседании представителя публичного акционерного общества "Россети Сибирь" Даниленко М.В. (доверенность от 28.12.2020, диплом, паспорт),
рассмотрев в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Сибирь" на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 06 ноября 2020 года по делу N А74-8347/2020, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 20 января 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Сибирь" (ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527, далее - ПАО "Россети Сибирь", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее - Хакасское УФАС России, Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 11.08.2020 о назначении административного наказания по делу N 019/04/9.21-626/2020 об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 06 ноября 2020 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 20 января 2021 года, заявленное требование удовлетворено.
Общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит изменить мотивировочную часть решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции, исключив выводы о наличии в действиях ПАО "Россети Сибири" признаков административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами неправильно применены положения статей 25.2, 26.1, 29.10, 29.11 КоАП РФ, не применены пункты 85, 90 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения), и сделаны неверные выводы о наличии в действиях общества состава правонарушения.
В обоснование кассационной жалобы общество указывает, что в установленный договором срок гражданин не сообщил в сетевую организацию о готовности его энергопринимающего устройства к присоединению; срок исполнения сетевой организацией обязательства по фактическому технологическому присоединению начинает течь после осмотра присоединяемой электроустановки; сторонами договора подписано соглашение о его расторжении, ПАО "Россети Сибири" не нарушало прав гражданина на технологическое присоединение его энергопринимающего устройства к электрическим сетям; недопустимо формальное выполнение мероприятий сетевой организацией по выполнению технических условий в отсутствие востребованности гражданина в потреблении электрической энергии.
В отзыве на кассационную жалобу Управление не согласно с ее доводами, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (определение, выполненное в форме электронного документа и подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), Управление явку в судебное заседание не обеспечило, представителя не направило, в связи с чем, кассационная жалоба рассматривается в его отсутствие.
В судебном заседании представитель общества доводы кассационной жалобы поддержал.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Управлением на основании приказа N 111 от 12.07.2019 в отношении общества проведена плановая проверка, в ходе которой установлено и в акте проверки N 1 от 22.10.2019 отражено нарушение ПАО "Россети Сибири", установленного Правилами технологического присоединения, срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям по договору N 20.1900.525.19 от 15.03.2019, заключенному с гражданином Тюкпиековым А.В.
По факту выявленного нарушения должностным лицом Управления в отношении общества 23.07.2020 составлен протокол об административном правонарушении N 019/04/9.21-626/2020 по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановлением Управления N 019/04/9.21-626/2020 от 11.08.2020 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением антимонопольного органа, общество оспорило его в судебном порядке.
Суды, удовлетворяя заявленное требование, пришли к выводу о доказанности наличия в действиях общества состава вменяемого правонарушения, однако установив, что совершенное правонарушение является малозначительным, признали оспариваемое постановление незаконным.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для изменения мотивировочной части обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения), в том числе, к электрическим сетям.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи Кодекса, влечёт административную ответственность в соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом, в сроки, установленные Правилами технологического присоединения. Заключение договора является обязательным для сетевой организации (абзац 3 части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике, пункт 6 Правил технологического присоединения).
В силу подпункта "б" пункта 16 Правил технологического присоединения срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 6 месяцев для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Данная норма носит императивный характер и направлена на недопустимость злоупотребления сетевой организацией как сильной стороной в договоре с потребителем услуги.
Пункты 7, 18 Правил технологического присоединения предусматривают процедуру выполнения сторонами договора об осуществлении технологического присоединения объекта к электрическим сетям мероприятий по технологическому присоединению. Мероприятия по технологическому присоединению включают в себя, в том числе, выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией.
Как следует из материалов дела, 15.03.2019 между публичным акционерным обществом "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (сетевая организация) и гражданином Тюкпиековым А.В. (потребитель) заключен договор присоединения N 20.1900.525.19 для электроснабжения дачного дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 19:10:050201:2518.
Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" переименовано в публичное акционерное общество "Россети Сибирь".
Приложением к данному договору являются Технические условия, которыми определен перечень и объем обязательств для каждой из сторон; предусмотрено, в том числе, что сетевая организация выполняет проектную документацию и согласовывает ее со всеми заинтересованными организациями, осуществляет в соответствии с проектной документацией строительство ЛЭП-10кВ от ближайшей опоры ВЛ 10кВ ф. 27-10 до места установки новой ТП-10/0,4 кВ, установку новой ТП-10/0,4 кВ, строительство ЛЭП-0,4 кВ от РУ-0,4 кВ новой ТП-10/0,4 кВ до границ земельного участка заявителя.
Пунктом 5 договора установлен срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению - шесть месяцев со дня заключения данного договора.
Согласно пункту 6 договора общество обязуется надлежащим образом исполнить обязательства по договору, в том числе по выполнению возложенных на сетевую организацию мероприятий по технологическому присоединению (включая урегулирование отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя (потребителя), указанные в технических условиях.
Заключая двусторонний возмездный договор, порядок исполнения которого предусмотрен императивными нормами публичного права, сетевая организация, как профессиональный участник рынка, берет на себя все риски его исполнения, исходя из статуса сторон, а также с учетом того, что такие риски являются неотъемлемо сопутствующими коммерческой деятельности сетевой организации в силу пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, сетевая организация обязана надлежаще исполнить соответствующие мероприятия в установленный законом и договором срок.
Вместе с тем, как установлено судами и Управлением, сетевой организацией обязательства по договору N 20.1900.525.19 от 15.03.2019 в срок до 15.09.2019 не исполнены, мероприятия согласно техническим условиям, требуемые для присоединения к электрическим сетям, со стороны сетевой организации не выполнены.
Доказательств, подтверждающих выполнение обществом мероприятий по технологическому присоединению в период с 15.03.2019 по 15.09.2019, в материалах дела не имеется, в связи с чем суды обоснованно пришли к выводу о нарушении обществом, как субъектом естественной монополии, порядка технологического присоединения и наличии в его действиях события вменяемого правонарушения.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Заявитель кассационной жалобы ссылается на то, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения; гражданином (потребителем) в адрес общества не было направлено уведомление о выполнении мероприятий, предусмотренных техническими условиями; сторонами договора N 20.1900.525.19 от 15.03.2019 подписано соглашение о его расторжении от 16.12.2019.
Данные доводы являлись предметом надлежащей оценки судов первой и апелляционной инстанций и обоснованно отклонены как не свидетельствующие об отсутствии вины общества с указанием на невыполнение сетевой организацией со своей стороны мероприятий по технологическому присоединению согласно требованиям технических условий; судами верно учтено, что расторжение договора N 20.1900.525.19 от 15.03.2019 состоялось по истечении срока, установленного для исполнения обществом мероприятий по технологическому присоединению.
Учитывая положения части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, в рассматриваемом случае необходимость принятия всех возможных мер в целях недопущения совершения правонарушения не ограничивается проверкой выполнения технических условий гражданином, которая проводится после получения от него соответствующего уведомления. Принимая во внимание отсутствие в материалах дела доказательств, позволяющих установить принимаемые обществом в целях недопущения нарушения срока технологического присоединения меры, свидетельствующих о невозможности осуществить технологическое присоединение в установленные сроки лишь по причине ненаправления уведомления, суды пришли к верному выводу о наличии вины в действиях общества.
Исходя из изложенного, суды обоснованно пришли к выводу о доказанности наличия в действиях ПАО "Россети Сибири" состава вменяемого правонарушения.
Между тем, суды установили, что данное правонарушение может быть квалифицированно как малозначительное.
Освобождая ПАО "Россети Сибирь" от административной ответственности, суды руководствовались положениями пунктов 18, 18.1 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 10). Судами учтено отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, вредные и негативные последствия для потребителя. Оценивая конкретные обстоятельства совершения правонарушения, характер совершенного правонарушения и роль правонарушителя, степень общественной опасности, суды мотивированно признали возможным применение положений статьи 2.9 КоАП РФ и освободили общество от административной ответственности.
Выводы судов о возможности квалификации правонарушения как малозначительного в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и абзаца четвертого пункта 18.1 Постановления N 10 не подлежит переоценке судом кассационной инстанции.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела. Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Доводы ПАО "Россети Сибирь", указанные в кассационной жалобе, в обоснование изменения мотивировочной части обжалуемых судебных актов, иное толкование им действующего законодательства, не опровергают выводы судов и не влияют на законность принятых по делу судебных актов, направлены на переоценку доказательств и установлению по делу иных фактических обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Оснований для изменения мотивировочной части решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется, в связи с чем по результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 06 ноября 2020 года по делу N А74-8347/2020, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 20 января 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Ананьина |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Учитывая положения части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, в рассматриваемом случае необходимость принятия всех возможных мер в целях недопущения совершения правонарушения не ограничивается проверкой выполнения технических условий гражданином, которая проводится после получения от него соответствующего уведомления. Принимая во внимание отсутствие в материалах дела доказательств, позволяющих установить принимаемые обществом в целях недопущения нарушения срока технологического присоединения меры, свидетельствующих о невозможности осуществить технологическое присоединение в установленные сроки лишь по причине ненаправления уведомления, суды пришли к верному выводу о наличии вины в действиях общества.
...
Освобождая ПАО "Россети Сибирь" от административной ответственности, суды руководствовались положениями пунктов 18, 18.1 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 10). Судами учтено отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, вредные и негативные последствия для потребителя. Оценивая конкретные обстоятельства совершения правонарушения, характер совершенного правонарушения и роль правонарушителя, степень общественной опасности, суды мотивированно признали возможным применение положений статьи 2.9 КоАП РФ и освободили общество от административной ответственности.
Выводы судов о возможности квалификации правонарушения как малозначительного в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и абзаца четвертого пункта 18.1 Постановления N 10 не подлежит переоценке судом кассационной инстанции."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29 апреля 2021 г. N Ф02-1404/21 по делу N А74-8347/2020