город Иркутск |
|
30 апреля 2021 г. |
Дело N А10-2919/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Левошко А.Н., Новогородского И.Б.,
при участии в судебном заседании представителя Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории Сакун М.Г. (доверенность от 28.07.2020, диплом, паспорт),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 13 ноября 2020 года по делу N А10-2919/2020, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 февраля 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к акционерному обществу "Теплоэнерго" (ОГРН 1093818001375, ИНН 3818026815, далее - АО "Теплоэнерго", общество) о взыскании 7 958 000 рублей 45 копеек, из них 6 443 203 рублей 35 копеек задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год, 1 514 797 рублей 10 копеек пени за период с 02.03.2018 по 24.09.2020.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 13 ноября 2020 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 февраля 2021 года, требования удовлетворены частично, с общества в пользу Управления взыскано 5 215 122 рублей 26 копеек - задолженность по плате, 423 337 рублей 55 копеек - пени за период с 02.03.2018 по 24.09.2020. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Управление обратилось с кассационной жалобой, в которой просит изменить судебные акты в части взыскания платы за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов производства, а также пени, начисленные за несвоевременную уплату платы за негативное воздействие на окружающую среду и удовлетворить требования в заявленном размере.
В кассационной жалобе заявитель указывает на неправильное применение судами пункта 7 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закона об отходах производства и потребления), считает необходимым применение повышенного пятикратного коэффициента в части начисления платы за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов производства в связи с непредставлением обществом отчетности, который является лимитом на размещение отходов. Также заявитель считает неверным произведенный судами расчет пени за несвоевременное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду от стационарных источников и за размещение отходов исходя из одной трехсотой ключевой ставки Банка России за весь период просрочки, и определения размера процентов ключевой ставки Банка России на день принятия судом решения. По мнению заявителя в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации с 31-го календарного дня просрочки подлежит применению ставка рефинансирования равная 1/150; размер процентов должен определяться ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периода просрочки.
В отзыве на кассационную жалобу общество не согласно с ее доводами, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (определение, выполненное в форме электронного документа и подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), общество явку в судебное заседание не обеспечило, представителя не направило, в связи с чем, кассационная жалоба рассматривается в его отсутствие.
В судебном заседании представитель Управления доводы кассационной жалобы поддержал.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, обществом эксплуатируются объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, расположенные в центральной экологической зоне Байкальской природной территории: Центральная котельная (г. Северобайкальск, ул. Промышленная, 4); котельная N 6 (г. Северобайкальск, п. Заречный, ул. 40 лет Победы, 34); котельная N 10 (г. Северобайкальск, п. Заречный, ул. 18 съезд ВЛКСМ, 2; котельная N 12 (г. Северобайкальск, ул. Космонавтов, 29).
03.07.2019 общество представило декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год, согласно которой размер платы составляет - за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами - 4 908 101 рублей 99 копеек, за размещение отходов производства - 1 535 101 рублей 36 копеек.
Управление Росприроднадзора по Республике Бурятия направило в адрес АО "Теплоэнерго" требование от 04.07.2019 N 07 о доначислении и довнесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в срок до 04.08.2019 платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год в размере 6 443 203 рублей 35 копеек, пени на сумму 783 355 рублей 19 копеек.
В связи с неисполнением требования от 04.07.2019 N 07 в установленный срок, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду и пени.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из наличия у общества обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду; наличия задолженности по плате за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами в сумме 4 908 101 рублей 99 копеек, рассчитанной с применением повышающего коэффициента.
Также суды пришли к выводу о том, что размер платы за размещение отходов необходимо рассчитывать с применением коэффициента 1, и обоснованности требования Управления в указанной части в размере 307 020 рублей 27 копеек; признали неверным расчет пени, указав на необходимость расчета исходя из одной трехсотой ключевой ставки и ее размера, действующего на дату вынесения судебного решения.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
В силу статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) негативное воздействие на окружающую среду является платным. Плата за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрена статьей 28 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", статьей 23 Закона об отходах производства и потребления.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
В соответствии с пунктом 1 статьи 16.3 Закона об охране окружающей среды плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин.
На основании пункта 4 статьи 16.3 Закона об охране окружающей среды ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительные коэффициенты устанавливаются Правительством Российской Федерации. Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 13 статьи 16.3 Закона об охране окружающей среды).
Как установлено судами, общество в декларации произвело исчисление платы за фактическое загрязнение окружающей природной среды за 2018 год. Размер платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами составил 4 908 101 рублей 99 копеек, за размещение отходов производства - 1 535 101 рублей 36 копеек.
АО "Теплоэнерго" на 2017-2018 годы не имело разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и документов об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, содержащих нормативы допустимого воздействия на окружающую среду.
С учетом положений пунктов 12, 20, 21 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 (далее - Правила N 255), при отсутствии разрешительной документации, учитывая отсутствие доказательств внесения ответчиком платы за негативное воздействие на окружающую среду, суды указали на правомерность требования Управления в части взыскания задолженности по плате за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами в размере 4 908 101 рублей 99 копеек, рассчитанного с применением повышающего коэффициента - 25.
В части требования Управления о взыскании с общества задолженности по плате за размещение отходов производства суды обоснованно исходили из следующего.
Пунктом 12 Правил N 255 установлено, что при отсутствии действующих разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разрешений на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, документов об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, содержащих нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, оформленных и выдаваемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, лица, обязанные вносить плату, для расчета платы используют формулы, указанные в пунктах 20 и 21 настоящих Правил N 255, то есть с применением пятикратного коэффициента.
В рассматриваемом случае размер задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов производства определен Управлением в размере 1 535 101 рублей 36 копеек с применением пятикратного коэффициента на основании пункта 12 Правил N 255.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона об отходах производства и потребления в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы.
Вместе с тем, согласно положениям статьи 18 указанного Закона и Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утвержденного приказом Минприроды РФ от 16.02.2010 N 30, субъекты малого предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, предоставляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или исполнительные органы власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность в уведомительном порядке.
Лимитами на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства являются количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) (пункт 2 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50).
Таким образом, установив, что общество с 10.08.2017 относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, освобождено от разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, суды обосновано указали на необходимость взимания платы за 2018 год за размещение отходов по факту без применения пятикратного коэффициента, что подтверждается также письмом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 01.07.2013 N ВК-06-01-36/9256 "О недопустимости применения повышающего коэффициента к расчетам платы за размещение отходов субъектов малого и среднего предпринимательства". Судами верно отмечено, что непредставление в срок отчетности не может служить основанием для непринятия расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов и применения пятикратного повышающего коэффициента к расчетам платы за текущий и предыдущий периоды.
Ввиду изложенного судебные инстанции, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, правомерно пришли к выводу о наличии у общества обязанности по уплате задолженности в размере 307 020 рублей 27 копеек, вместо заявленных 1 535 101 рублей 36 копеек.
В силу части 4 статьи 16.4 Закона об охране окружающей среды несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока, определенного пунктом 3 настоящей статьи.
Судами установлено, что Управлением расчет пени произведен за период с 02.03.2019 по 24.09.2020, в том числе с применением 1/150 ключевой ставки Банка России (с 31-го дня задолженности) и ее размера действующего в соответствующие периоды задолженности.
Как верно отмечено судами применение в расчете пени 1/150 ставки со ссылкой на пункт 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации необоснованно, поскольку порядок расчета определен пунктом 7 статьи 16.4 Закона об охране окружающей среды.
Также, руководствуясь буквальным толкованием пункта 4 статьи 16.4 Закона об охране окружающей среды, предусматривающего, что размер пеней подлежит исчислению по ставке, действующей на дату фактического платежа, принимая во внимание, что оплата задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в спорный период обществом не производилась, суды, обоснованно указали на необходимость применения размера ставки действующей на дату принятия решения. Указанное согласуется с правовой позицией, сформулированной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016), утвержденного Президиумом ВС РФ 19.10.2016, согласно которой в случае, когда одновременно с взысканием пени заявлено требование о взыскании задолженности, должна применяться ставка, действующая на дату вынесения решения (поскольку отсутствует дата фактической оплаты задолженности). Верховным судом отмечено, что данный механизм расчета неустойки позволит обеспечить правовую определенность в отношениях сторон на момент разрешения спора в суде.
Суды верно отметили, что в отсутствие прямого указания в законе не имеется оснований при расчете пени учитывать соответствующие периоды действия ставок рефинансирования в течение просрочки.
При таких обстоятельствах, суды обоснованно признали законными требования Управления о взыскании пени за несвоевременное внесение платы за 2018 год в общем размере 423 337 рублей 55 копеек.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
У суда кассационной инстанции отсутствуют основания для иной оценки установленных судами обстоятельств и имеющихся в деле доказательств.
Доводы заявителя кассационной жалобы, оспаривающие выводы судов, по существу основаны на неправильном толковании приведенных выше норм права, не опровергают выводы судов и не влияют на законность принятых по делу судебных актов.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Бурятия и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 13 ноября 2020 года по делу N А10-2919/2020, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 февраля 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Ананьина |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как верно отмечено судами применение в расчете пени 1/150 ставки со ссылкой на пункт 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации необоснованно, поскольку порядок расчета определен пунктом 7 статьи 16.4 Закона об охране окружающей среды.
Также, руководствуясь буквальным толкованием пункта 4 статьи 16.4 Закона об охране окружающей среды, предусматривающего, что размер пеней подлежит исчислению по ставке, действующей на дату фактического платежа, принимая во внимание, что оплата задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в спорный период обществом не производилась, суды, обоснованно указали на необходимость применения размера ставки действующей на дату принятия решения. Указанное согласуется с правовой позицией, сформулированной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016), утвержденного Президиумом ВС РФ 19.10.2016, согласно которой в случае, когда одновременно с взысканием пени заявлено требование о взыскании задолженности, должна применяться ставка, действующая на дату вынесения решения (поскольку отсутствует дата фактической оплаты задолженности). Верховным судом отмечено, что данный механизм расчета неустойки позволит обеспечить правовую определенность в отношениях сторон на момент разрешения спора в суде."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 30 апреля 2021 г. N Ф02-1568/21 по делу N А10-2919/2020