город Иркутск |
|
30 апреля 2021 г. |
Дело N А10-3387/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Левошко А.Н., Новогородского И.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального учреждения "Комитет по транспорту, потребительскому рынку и предпринимательству администрации г. Улан-Удэ" на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 04 февраля 2021 года по делу N А10-3387/2020 Арбитражного суда Республики Бурятия,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Колонна N 8" (ОГРН 1080326001205, ИНН 0326474020, далее - ООО "Колонна N 8", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к муниципальному учреждению "Комитет по транспорту, потребительскому рынку и предпринимательству администрации г. Улан-Удэ" (ОГРН 1020300973021, ИНН 0326012058, далее - Комитет по транспорту, Комитет) о признании незаконным бездействия по невыдаче свидетельства об осуществлении регулярных пассажирских перевозок по нерегулируемым тарифам по городским маршрутам N 3, N 54 города Улан-Удэ и новых карт маршрута, о возложении обязанности совершить указанные действия.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 09 ноября 2020 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 04 февраля 2021 года решение суда первой инстанции отменено, принят новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования, оспариваемое бездействие признано незаконным, на Комитет возложена обязанность рассмотреть заявление общества о выдаче свидетельства об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок N 3, N 54 и карт маршрутов, по итогам чего принять соответствующее решение и письменно уведомить общество о принятом решении в срок до 01.04.2021.
Не согласившись с принятым по делу постановлением суда апелляционной инстанции, Комитет обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, оставить в силе ранее принятое решение суда первой инстанции.
Заявитель кассационной жалобы ссылается на то, что судом апелляционной инстанции неверно определены заявленные обществом требования и при принятии судебного акта суд вышел за их пределы; нормы Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее -Закон N 59-ФЗ) не применимы к отношениям, регулируемым Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ).
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
В судебном заседании 22 апреля 2021 года в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 11 часов 00 минут 29 апреля 2021 года. До и после перерыва лица, участвующие в деле, не явились, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Комитетом заявлено ходатайство об отложении судебного разбирательства, мотивированное тем, что имеется необходимость личного участия в судебном заседании, и судом округа отклонены ходатайства о проведении судебного заседания посредством видеоконференц-связи, а также об участии в онлайн-заседании.
Рассмотрев заявленное ходатайство, суд кассационной инстанции не находит в соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для его удовлетворения.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов суда о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, муниципальное учреждение "Управление транспорта и связи администрации г. Улан-Удэ" и ООО "Колонна N 8" заключили договор от 30.04.2015 на право транспортного обслуживания населения по городским маршрутам N 3, N 54 города Улан-Удэ, по условиям которого общество приняло на себя обязательство осуществлять пассажирские перевозки автобусами по указанным городским маршрутам, в соответствии с утвержденными паспортами, схемами маршрутов и графиками (расписанием) движения по ним.
Комитетом по транспорту обществу выданы карты маршрутов регулярных перевозок сроком действия с 30.04.2015 по 29.04.2020.
ООО "Колонна N 8" 11.03.2020, до истечения срока действия ранее выданных карт маршрутов, обратилось в Комитет по транспорту с заявлением о выдаче свидетельства об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок и новых карт маршрутов.
Не получив ответа, а также запрашиваемых свидетельства и новых карт маршрутов, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями Закона N 220-ФЗ, пришел к выводам, что спорные маршруты отнесены к виду регулярных перевозок по регулируемым тарифам, которые и осуществлялись обществом, в связи с чем у Комитета отсутствовала обязанность выдавать обществу свидетельство об осуществлении перевозок по соответствующим маршрутам.
Суд апелляционной инстанции установил наличие со стороны Комитета факт бездействия, не рассмотрение поступившего от общества в адрес Комитета заявления, признал выводы суда первой инстанции о причинах отказа обществу в выдаче свидетельства преждевременными и недопустимыми ввиду отсутствия решения Комитета об отказе в выдаче свидетельства, которое бы содержало в себе обоснование отказа, позволяющее судам произвести оценку законности его оснований и причин. Отменяя решение суда и признавая бездействие Комитета по транспорту незаконным, суд апелляционной инстанции указал на необходимость вынесения решения по итогам рассмотрения уполномоченным органом поступившего заявления, чего со стороны Комитета сделано не было.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 19 статьи 3 Закона N 220-ФЗ свидетельством об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок выступает документ, подтверждающий право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок. Карта маршрута регулярных перевозок - документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту (пункт 20).
В соответствии с пунктами 3.9.7 и 3.9.8 Положения о Комитете по транспорту, потребительскому рынку и предпринимательству администрации г. Улан-Удэ", утвержденного решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов N 298-28 от 09.02.2017, Комитет выдает, переоформляет, прекращает и (или) приостанавливает действие свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам и карт маршрутов регулярных перевозок.
Частью 3 статьи 39 Закона N 220-ФЗ определено, что до истечения двухсот семидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией выдает юридическим лицам, которые осуществляют регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов местных бюджетов, по маршрутам регулярных перевозок, включенным в соответствующие реестры, карты данных маршрутов. Указанные карты выдаются на срок, на который этим юридическим лицам предоставлено право осуществления регулярных перевозок по данным маршрутам в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
На основании пункта 1 части 4 статьи 39 Закона N 220-ФЗ уполномоченные органы местного самоуправления в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией до окончания срока действия указанных в части 3 настоящей статьи карт выдают их владельцам свидетельство об осуществлении регулярных перевозок по данному маршруту и новые карты данного маршрута. Указанные в части 4 настоящей статьи свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и новые карты маршрута регулярных перевозок выдаются на срок не менее чем пять лет и начинают действовать по истечении срока, на который юридическому лицу были выданы карты маршрута регулярных перевозок, предусмотренные частью 3 настоящей статьи (часть 5).
Согласно части 6 статьи 39 Закона N 220-ФЗ указанные в части 4 настоящей статьи свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и новые карты маршрута регулярных перевозок выдаются на основании заявлений, поданных в письменной форме юридическими лицами в уполномоченный орган местного самоуправления.
Суд кассационной инстанции соглашается с судом апелляционной инстанции о том, что установленное частью 6 статьи 39 Закона N 220-ФЗ право владельца карт маршрутов подать заявление о выдаче свидетельства об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок и новых карт маршрутов корреспондирует обязанности уполномоченного органа рассмотреть такое заявление, что согласуется с общей обязанностью органов местного самоуправления и должностных лиц, установленной Законом N 59-ФЗ, рассмотреть поступившие обращения.
Судом апелляционной инстанции установлено и Комитетом не оспаривается, что направленное ООО "Колонна N 8" в адрес Комитета по транспорту заявление не было рассмотрено, не был дан ответ с объяснением причин невыдачи запрашиваемых документов.
Суд округа признает верными выводы апелляционного суда о том, что отсутствие как такового решения по результатам рассмотрения заявления не позволяет суду подменять собой уполномоченный на рассмотрение такого заявления орган и устанавливать наличие или отсутствие тех или иных обстоятельств, оценивать наличие причин для удовлетворения или отказа в удовлетворении заявления.
Суд апелляционной инстанции правомерно указал на наличие в бездействии Комитета нарушения прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, суд апелляционной инстанции обоснованно указал на принятие судом первой инстанции решения при неполно выясненных обстоятельствах, имеющих значение для дела, несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, незаконности бездействия Комитета по транспорту.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что судом апелляционной инстанции неверно определены заявленные обществом требования, суд кассационной инстанции не принимает, так как в своем заявлении, направленном в суд первой инстанции, общество прямо заявляет о нарушении Комитетом пункта 1 части 4 статьи 39 Закона N 220-ФЗ путем не рассмотрения заявления, не направления письменного ответа на него, что является необходимыми к совершению действиями и предшествующими выдачи свидетельства об осуществлении регулярных перевозок и новых карт маршрутов. Рассмотрение поступившего в уполномоченный орган заявления является одним из действий процедуры по выдаче свидетельства об осуществлении регулярных перевозок и новых карт маршрутов.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверены судом кассационной инстанции и подлежат отклонению, поскольку не опровергают выводы суда апелляционной инстанции, по существу основаны на неправильном толковании норм права.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемый судебный акт основан на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принят с соблюдением норм материального и процессуального права, и на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 04 февраля 2021 года по делу N А10-3387/2020 Арбитражного суда Республики Бурятия оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Ананьина |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд кассационной инстанции соглашается с судом апелляционной инстанции о том, что установленное частью 6 статьи 39 Закона N 220-ФЗ право владельца карт маршрутов подать заявление о выдаче свидетельства об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок и новых карт маршрутов корреспондирует обязанности уполномоченного органа рассмотреть такое заявление, что согласуется с общей обязанностью органов местного самоуправления и должностных лиц, установленной Законом N 59-ФЗ, рассмотреть поступившие обращения.
...
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что судом апелляционной инстанции неверно определены заявленные обществом требования, суд кассационной инстанции не принимает, так как в своем заявлении, направленном в суд первой инстанции, общество прямо заявляет о нарушении Комитетом пункта 1 части 4 статьи 39 Закона N 220-ФЗ путем не рассмотрения заявления, не направления письменного ответа на него, что является необходимыми к совершению действиями и предшествующими выдачи свидетельства об осуществлении регулярных перевозок и новых карт маршрутов. Рассмотрение поступившего в уполномоченный орган заявления является одним из действий процедуры по выдаче свидетельства об осуществлении регулярных перевозок и новых карт маршрутов."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 30 апреля 2021 г. N Ф02-1307/21 по делу N А10-3387/2020