город Иркутск |
|
05 мая 2021 г. |
Дело N А19-13404/2020 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе судьи Звечаровской Т.А.,
рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Вектор" в лице конкурсного управляющего Тимошина Ю.В. на решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 октября 2020 года по делу N А19-13404/2020, рассмотренному в порядке упрощенного производства, и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 января 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Иркутская энергосбытовая компания" (ОГРН: 1073808009659, ИНН: 3808166404, г. Иркутск, далее - ООО "Иркутскэнергосбыт", истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Вектор" (ОГРН: 1123850011218, ИНН: 3811159083, г. Иркутск, далее - ООО УК "Вектор", ответчик) о взыскании задолженности за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды по договору энергоснабжения от 15.05.2013 N 11756, в размере 10 642 рублей 78 копеек.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 07 октября 2020 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 января 2021 года, исковые требования удовлетворены.
ООО УК "Вектор", не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что он в спорный период не являлся управляющей компанией в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Иркутск, ул. Глеба Успенского, 6, 8, 8 А, ул. Советская, 176, соответственно, не должен оплачивать задолженность. Кроме того, ООО УК "Вектор" считает, что принятые судами сведения с неофициального сайта Реформа ЖКХ, не могут являться допустимым доказательством по делу.
ООО "Иркутскэнергосбыт" в отзыве на кассационную жалобу просило обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 этого же Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Согласно части 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 настоящей статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов с учетом требований статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к следующим выводам.
Предметом иска по настоящему делу является требование гарантирующего поставщика к управляющей компании о взыскании задолженности за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, между ООО "Иркутскэнергосбыт" (гарантирующий поставщик) и ООО УК "Вектор" (потребителем) заключен договор энергоснабжения от 15.05.2013 N 11756, по условиям которого гарантирующий поставщик обязался подавать потребителю через присоединенную сеть электрическую энергию (мощность), а потребитель - оплачивать принятую электрическую энергию. Истец в период с февраля по май 2020 поставил электрическую энергию в многоквартирные дома, расположенные по адресам: г. Иркутск, ул. Глеба Успенского, 6, 8, 8А, ул. Советская, 176.
Истец, ссылаясь на обязанность ответчика как управляющей компании оплатить электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что ответчик является управляющей компанией в отношении спорных многоквартирных домов, обязан предоставлять коммунальные услуги владельцам помещений в таких домах, а так же оплачивать потребленные на общедомовые нужды коммунальные ресурсы.
Между тем судами не учтено следующее.
В силу статьи 161, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться одним из способов управления таким домом. При выборе собственниками управляющей организации последняя несет ответственность перед ними за предоставление коммунальных услуг и должна заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями, поставляющими коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 195 Жилищного кодекса Российской Федерации реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Как предусмотрено частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
В целях создания правовых и организационных основ для обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций информацией о жилищно-коммунальном хозяйстве принят Федеральный закон от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон о государственной информационной системе), в котором определены: основные понятия, принципы и порядок создания государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, предъявляемые к ней требования, полномочия Российской Федерации, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области создания, модернизации и эксплуатации ГИС ЖКХ на территории Российской Федерации.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 6 Закона о государственной информационной системе в системе должна размещаться информация о лицах, осуществляющих деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества, по предоставлению коммунальных услуг
В соответствии с пунктом 18 статьи 7 Закона о государственной информационной системе лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по предоставлению коммунальных услуг, размещают в системе информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 6, 7, 21 - 25, 28 - 33, 35 - 40 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 статьи 9 Закона о государственной информационной системе информация, содержащаяся в системе, является официальной. Государственный информационный ресурс системы подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
Приказом Минкомсвязи России N 504, Минстроя России N 934/пр от 30.12.2014 "Об определении официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", зарегистрированным в Минюсте России 20.02.2015 N 36121, определен адрес официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"- www.dom.gosuslugi.ru.
Согласно пункту 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты прекращения действия договора ресурсоснабжения в части приобретения коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Ответчик в обоснование доводов, о том, что он не является управляющей компанией в отношении спорных многоквартирных домов, представил выписки с официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства https://dom.gosuslugi.ru/.
Вместе с тем, суды первой и апелляционной инстанций, делая вывод об управлении ООО УК "Вектор" спорными многоквартирными домами, в нарушение требований статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, сослались на сведения, содержащиеся на сайте Реформа ЖКХ https://www.reformagkh.ru/, который не является официальным, без проверки сведений, размещенных на официальном сайте государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства.
Суд первой инстанции, оценивая представленные ответчиком выписки, установил, что часть из них не относится к многоквартирным домам в отношении которых, в настоящем деле взыскивается задолженность. Вместе с тем суд указал, что спорный жилой дом, расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. Глеба Успенского, 8, находится в управлении общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Успенский" с 25.12.2018. Однако, удовлетворяя исковые требования, взыскал с ответчика задолженность, в том числе и в отношении указанного дома, который в период с февраля по май 2020 года не находился в управлении ООО УК "Вектор".
Таким образом, в нарушение статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выводы судов первой и апелляционной инстанций об управлении ООО УК "Вектор" спорными многоквартирными домами в период с февраля по май 2020 года и как следствие об обязанности оплатить электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, не могут быть признаны законными и обоснованными.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 октября 2020 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 января 2021 года приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем указанные судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела Арбитражному суду Иркутской области следует учесть рекомендации, изложенные в настоящем постановлении, установить все обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делу, рассмотреть спор по существу, а так же распределить расходы по государственной пошлине за кассационное рассмотрение дела.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 октября 2020 года по делу N А19-13404/2020 рассмотренному в порядке упрощенного производства, и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 января 2021 года по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Судья |
Т.А. Звечаровская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты прекращения действия договора ресурсоснабжения в части приобретения коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
...
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 октября 2020 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 января 2021 года приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем указанные судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 5 мая 2021 г. N Ф02-1733/21 по делу N А19-13404/2020