город Иркутск |
|
19 мая 2021 г. |
Дело N А10-1046/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 мая 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Ананьиной Г.В., Левошко А.Н.,
при участии в судебном заседании представителей: общества с ограниченной ответственностью "Кавынах" Кашниковой Е.В. (доверенность от 09.04.2021, диплом), Республиканского агентства лесного хозяйства Кривобоковой В.В. (доверенность от 01.01.2021, доверенность),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кавынах" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 02 декабря 2020 года по делу N А10-1046/2020, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 26 февраля 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Кавынах" (ОГРН 1020300794580, ИНН 0317003466, г. Северобайкальск Республики Бурятия; далее - ООО "Кавынах", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Республиканского агентства лесного хозяйства (далее - Агентство) по отказу в заключении с ООО "Кавынах" договора аренды лесного участка с кадастровым номером 03:17:000000:6337, площадью 47,66 га, расположенного в Республике Бурятия, муниципальное образование "Северо-Байкальский район" в границах Северо-Байкальского лесничества, Прибайкальского участкового лесничества, квартал 826, выделы 36, 38, 40, 41, части выделов 32, 34, 35, 37, 39, квартал 827, часть выдела 25, квартал 859, выдел 7, части выделов 3, 5, 6, 8, 9, 30, квартал 860, выдел 8, части выделов 1, 2, 5, 7, 9,12, 29, 30; об обязании Агентства устранить нарушение прав и законных интересов ООО "Кавынах" путем подготовки, подписания и направления в адрес ООО "Кавынах" проекта договора аренды лесного участка с кадастровым номером 03:17:000000:6337, площадью 47,66 га, расположенного в Республике Бурятия, муниципальное образование "Северо-Байкальский район" в границах Северо-Байкальского лесничества, Прибайкальского участкового лесничества, квартал 826, выделы 36, 38, 40, 41, части выделов 32, 34, 35, 37, 39, квартал 827, часть выдела 25, квартал 859, выдел 7, части выделов 3, 5, 6, 8, 9, 30, квартал 860, выдел 8, части выделов 1, 2, 5, 7, 9,12, 29, 30 без проведения торгов на срок до 31.12.2024.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу, Забайкальское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 02 декабря 2020 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 февраля 2021 года, в удовлетворении требований отказано.
ООО "Кавынах" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами статей 43, 68, 68.2, 71 - 73.1, 119 Лесного кодекса Российской Федерации, статей 11, 23.2, 25.1 Закона от 21.02.1991 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2001 N 643 "Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории" (далее - Перечень N 643), Федерального закона от 01.05.1999 N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ), Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности "ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утвержденного приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами неправомерно не учтено, что спорный лесной участок не находится в водоохранной зоне озера Байкал, что подтверждается письмом Росреестра от 24.06.2019 N 12/06143-08, не оспаривается Агентством; обращение Общества с заявлением о заключении договора аренды лесного участка в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых соответствует целям, установленным статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации; Общество обладает действующей лицензией; необходимый Обществу лесной участок не является особо защитным участком леса, в его отношении решение о выделении особо защитных участков леса, а также об установлении или изменении границ земель не принималось; в соответствии с Перечнем N 643 в Центральной экологической зоне озера Байкал запрещена только разведка и разработка новых месторождений; разработка полезных ископаемых в указанном районе была начата еще в 60-х годах 19 века; также Общество не осуществляет строительство новых хозяйственных объектов, реконструкцию действующих хозяйственных объектов на этом участке, основания для применения статьи 6 Федерального закона N 94-ФЗ отсутствуют; Общество не осуществляет добычу рудного золота на спорном лесном участке, россыпное золото не является металлической рудой, добыча которого запрещена на спорном лесном участке; вывод судов о пропуске срока для обжалования отказа от 24.10.2019 является необоснованным, поскольку Обществом не заявлено требование о признании незаконным отказа от 24.10.2019.
В отзыве на кассационную жалобу Агентство считает ее доводы несостоятельными, судебные акты - законными и обоснованными.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Представители ООО "Кавынах", Агентства в судебном заседании подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Обществу выдана лицензия на право пользования недрами УДЭ 00593 БР от 27.09.2000 с целевым назначением и видами работ: поиски, разведка и добыча золота россыпи на ручье Кавынах (Нюрундукан), сроком действия до 03.06.2013. С учетом дополнения N 2 срок действия лицензии продлен до 31.12.2019. Дополнением N 3 к лицензии УДЭ 00593 БР от 04.12.2019 установлен срок окончания действия лицензии - 31.12.2024.
На основании распоряжения Агентства от 05.12.2018 N 385-рл "О предоставлении в аренду лесного участка" между Агентством (Арендодатель) и Обществом (Арендатор) 07.12.2018 заключен договор аренды лесного участка для выполнения работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых N 136-18 (государственная регистрация договора произведена 27.12.2018).
В соответствии с пунктом 1.2 договора лесной участок имеет следующие характеристики: площадь: 47,66 га (47 6939 кв. м); местоположение: Республика Бурятия, муниципальное образование "Северо-Байкальский район", в границах Северо-Байкальского лесничества. Прибайкальского участкового лесничества, квартал 826, выделы 36, 38, 40, 41, части выделов 32, 34, 35, 37, 39, квартал 827, часть выдела 25, квартал 859, выдел 7, части выделов 3, 5, 6, 8, 9, 30, квартал 860, выдел 8, части выделов 1, 2, 5, 7, 9, 12, 29, 30. Лесной участок поставлен на государственный кадастровый учет с кадастровым номером 03:17:000000:6337. Категория защитности: леса, расположенные в водоохранных зонах, на площади - 47,66 га. Вид разрешенного использования: для выполнения работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых.
15.10.2019 Общество обратилось в Агентство с заявлением о предоставлении в аренду лесного участка на новый срок.
Агентство письмом от 24.10.2019 N исх-19-5978 отказало в предоставлении лесного участка в аренду, указав, что испрашиваемый лесной участок входит в Центральную экологическую зону; в соответствии с Постановлением N 643 запрещена, в том числе добыча полезных ископаемых на акватории озера Байкал, в его водоохранной зоне, в руслах нерестовых рек и их водоохранных зонах, кроме добычи подземных вод для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также проведения дноуглубительных работ; а также в заявлении не указаны основания для предоставления лесного участка без проведения торгов.
05.12.2019 Общество вновь обратилось с заявлением о предоставлении лесного участка в аренду для разведки и добычи полезных ископаемых на новый срок.
17.12.2019 письмом N исх-19-7091 Агентство отказало в предоставлении лесного участка в аренду со ссылкой на Постановление N 643 о запрете добычи полезных ископаемых на акватории озера Байкал, в его водоохранной зоне, в руслах нерестовых рек и их водоохранных зонах; а также в связи с нарушением срока подачи заявления о заключении договора аренды лесного участка на новый срок.
Письмом от 06.03.2020 Агентство на обращение Общества от 26.02.2020 вновь отказало, сославшись на часть 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации и указав, что заявление подано с нарушением сроков подачи заявления (на данный момент действующих договоров нет), также в заявлении не указано обоснование для предоставления лесного участка в аренду без торгов.
Письмами от 28.04.2020 и от 12.08.2020 Агентство отказало в предоставлении в аренду лесного участка со ссылкой на положения Постановления N 643, также указав, что в соответствии с проектной документацией лесного участка испрашиваемый участок относится к защитным, с категорией защитности - леса, расположенные в водоохранной зоне, и входит в Центральную экологическую зону Байкальской природной территории. Кроме того, в заявлении вид использования лесов указан как "геологическое изучение недр и разработка месторождений полезных ископаемых", который не предусмотрен статьями 25 и 43 Лесного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 18.12.2018 N 471-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части совершенствования порядка предоставления лесных участков в безвозмездное пользование" были внесены изменения, в том числе в статью 43 Лесного кодекса Российской Федерации, "Использование лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых". Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на таких участках запрещена. Также Обществу выдана лицензия на пользование недрами УДЭ 00593 БР с целевым назначением поиск, разведка и добыча россыпного золота. Данный вид полезного ископаемого можно отнести к руде металлической. В соответствии с Постановлением N 643 в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории добыча металлических руд запрещена. Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона N 94-ФЗ на Байкальской природной территории запрещается строительство новых хозяйственных объектов, реконструкция действующих хозяйственных объектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации таких объектов.
Полагая, что действия Агентства по отказу в заключении договора аренды лесного участка являются незаконными, нарушающими его права, Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с указанным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что упомянутые действия Агентства не противоречат требованиям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 43 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с установлением или без установления сервитута (часть 1).
В силу статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора (часть 1). Без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются, в том числе в случае использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых (пункт 1 части 3).
В соответствии со статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации арендаторы находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившие договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров имеют право на заключение новых договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов в определённых случаях (часть 1). При этом заявление о заключении нового договора аренды такого лесного участка должно быть подано этим гражданином или этим юридическим лицом не ранее чем за три месяца и не позднее, чем за два месяца до истечения срока действия заключенного ранее договора аренды лесного участка (часть 2).
Федеральный закон N 94-ФЗ определяет правовые основы охраны озера Байкал, являющегося не только уникальной экологической системой Российской Федерации, но и объектом всемирного природного наследия.
В соответствии со статьёй 2 Федерального закона N 94-ФЗ Байкальская природная территория - территория, в состав которой входит озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территорий Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него. На Байкальской природной территории выделяют следующие экологические зоны: центральная экологическая зона - территория, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал; буферная экологическая зона - территория за пределами центральной экологической зоны, включающая в себя водосборную площадь Байкал в пределах территории Российской Федерации; экологическая зона атмосферного влияния - территория вне водосборной площади озера Байкал в пределах территории Российской Федерации шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него, на которой расположены хозяйственные объекты, деятельность которых оказывает негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона N 94-ФЗ на Байкальской природной территории запрещаются или ограничиваются виды деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал (часть 1). Перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне, утверждается Правительством Российской Федерации (часть 3).
Согласно Перечню N 643 (действовавшему в спорный период) в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории запрещена добыча металлических руд, полезных ископаемых на акватории озера Байкал, в его водоохранной зоне, в руслах нерестовых рек и их водоохранных зонах, кроме добычи подземных вод для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также проведения дноуглубительных работ.
Экологическое зонирование Байкальской природной территории осуществлено в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2000 N 661 "Об экологическом зонировании Байкальской природной территории и информировании населения о границах Байкальской природной территории, ее экологических зон и об особенностях режима экологических зон".
Границы Байкальской природной территории и ее экологических зон, в том числе центральной экологической зоны, и границы водоохранной зоны озера Байкал утверждены, соответственно, распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 N 1641-р "О границах Байкальской природной территории" и распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.03.2015 N 368-Р "Об утверждении границ водоохранной и рыбоохранной зон озера Байкал".
Судами установлено и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что требуемый Обществом лесной участок с кадастровым номером 03:17:000000:6337 находится в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории, составляющей 200 км на запад и северо-запад от Байкала.
Суд апелляционной инстанции верно указал, что Федеральный закон N 94-ФЗ наделяет Байкальскую природную территорию статусом территории, находящейся под особой охраной, при этом названный Федеральный закон не содержит положений о каком-либо разделении правового режима включенных в состав Байкальской природной территории экологических зон.
В соответствии приказом Агентства от 28.09.2017 N 790 "Об утверждении лесохозяйственного регламента Северо-Байкальского лесничества" участковое лесничество Прибайкальское (кварталы 301-1002) и участковое лесничество Северо-Байкальское (кварталы 1-436) отнесены к лесам, расположенным в водоохранных зонах (центральная экологическая зона Байкальской природной территории) (т. 3, л.д. 42-43).
Согласно статье 87 Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества, осуществляются в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества. Лесохозяйственные регламенты лесничеств утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления. Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества.
Таким образом, поскольку испрашиваемый лесной участок находится в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории, в водоохранной зоне озера Байкал, в которой добыча полезных ископаемых запрещена, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии у Агентства правовых оснований для предоставления Обществу в аренду лесного участка.
Ссылки заявителя жалобы на то, что Общество обладает действующей лицензией, Лесной кодекс Российской Федерации не содержит иной порядок для заключения договора аренды на основании лицензии; разработка полезных ископаемых в указанном районе была начата еще в 60-х годах 19 века, не влияют на правильность данного вывода.
Доводы Общества том, что в соответствии с Перечнем N 643 в Центральной экологической зоне озера Байкал запрещена только разведка и разработка новых месторождений, подлежит отклонению как несостоятельный в правовом отношении.
Кроме того, поскольку, как верно установлено судами, Обществом не соблюден определенный статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации срок на обращение за заключением договора на новый срок, названное также могло являться основанием для отказа в заключении договора аренды лесного участка на новый срок.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя кассационной жалобы проверены, однако не свидетельствуют о нарушении судами двух инстанций норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего спора, направлены, по сути, на переоценку фактических обстоятельств, установленных судами при вынесении обжалуемых судебных актов, поэтому не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, исходя из предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределов его компетенции.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Бурятия и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 02 декабря 2020 года по делу N А10-1046/2020, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 26 февраля 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 87 Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества, осуществляются в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества. Лесохозяйственные регламенты лесничеств утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления. Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества.
...
Ссылки заявителя жалобы на то, что Общество обладает действующей лицензией, Лесной кодекс Российской Федерации не содержит иной порядок для заключения договора аренды на основании лицензии; разработка полезных ископаемых в указанном районе была начата еще в 60-х годах 19 века, не влияют на правильность данного вывода.
Доводы Общества том, что в соответствии с Перечнем N 643 в Центральной экологической зоне озера Байкал запрещена только разведка и разработка новых месторождений, подлежит отклонению как несостоятельный в правовом отношении.
Кроме того, поскольку, как верно установлено судами, Обществом не соблюден определенный статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации срок на обращение за заключением договора на новый срок, названное также могло являться основанием для отказа в заключении договора аренды лесного участка на новый срок."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19 мая 2021 г. N Ф02-2000/21 по делу N А10-1046/2020
Хронология рассмотрения дела:
19.05.2021 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2000/2021
26.02.2021 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-99/2021
22.12.2020 Решение Арбитражного суда Республики Бурятия N А10-1046/20
02.12.2020 Решение Арбитражного суда Республики Бурятия N А10-1046/20