город Иркутск |
|
24 мая 2021 г. |
Дело N А19-5768/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 мая 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Ананьиной Г.В., Левошко А.Н.,
при участии в судебном заседании представителя: Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска Ведерниковой А.П. (доверенность от 18.01.2021, диплом),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 ноября 2020 года по делу N А19-5768/2020, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 17 февраля 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения от 27.12.2019 N 038/1392/19 Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутское УФАС России, Управление, антимонопольный орган).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Мир развлечений" (ОГРН 1173850022114, ИНН 3811446754, г. Иркутск; далее - ООО "Мир развлечений", Общество), индивидуальный предприниматель Извечная Василиса Михайловна (ОГРНИП 318385000029211, ИНН 381257957018, г. Иркутск; далее - предприниматель Извечная В.М.).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 18 ноября 2020 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 февраля 2021 года, в удовлетворении требований отказано.
Комитет обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами статьи 4, части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), постановления администрации г. Иркутска от 30.12.2011 N 031-06-3192/11 "Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов" (далее - Постановление N 031-06-3192/11), статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, договор на размещение нестационарного торгового объекта (НТО) заключен с ООО "Мир развлечений" по результатам проведения торгов с соблюдением установленных требований в соответствии с документацией; в Схеме размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной Постановлением N 031-06-3192/11, по строке 198 предусмотрено место размещения НТО купава площадью 8 кв. м, место расположения: бул. Гагарина, слева от памятника Александру III, в аллее, иная информация в схеме размещения НТО отсутствует, следовательно, выводы судов о создании Обществу необоснованных и незаконных преимуществ размещением НТО на условиях, не предусмотренных условиями торгов и, более того, Схемой расположения НТО, предоставление ему более выгодных условий, являются необоснованными и не соответствующими фактическим обстоятельствам дела; нарушение условий договора допущено не Комитетом, а Обществом, следовательно, отношения в рамках заключенного договора, являются гражданско-правовыми; размер платы, определяемый в отношении земельного участка с одним кадастровым номером, не мог измениться при изменении местоположения НТО в пределах этого участка; смещение НТО на несколько метров не могло повлиять на товарный рынок по реализации мороженого и ограничить конкуренцию, поскольку торги уже были проведены, договор заключен с победителем - ООО "Мир развлечений"; антимонопольным органом не были выявлены товарный рынок и состояние конкуренции на нем.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Представитель Комитета в судебном заседании подтвердила доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в Иркутское УФАС России поступило заявление предпринимателя Извечной В.М. на действия Комитета в отношении размещения НТО на б. Гагарина, о. Юность и о. Конный.
Антимонопольным органом установлено, что 26.03.2018 Комитетом опубликовано извещение о проведении аукциона на право заключения договора на размещение нестационарных торговых объектов, расположенного на территории г. Иркутска.
По результатам рассмотрения заявок 27.04.2018 по лоту N 3 - б. Гагарина, слева от памятника Александру III, в аллее, в аукционе по размещению НТО - купавы победителем признано ООО "Мир развлечений". На основании результатов аукциона с данным хозяйствующим субъектом заключен договор от 28.04.2018 N 002-куп.
В договоре от 28.04.2018 N 002-куп место размещения нестационарного торгового объекта определено по адресу: б. Гагарина, слева от памятника Александру III, в алее.
В ходе антимонопольного расследования осуществлен осмотр мест размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на б. Гагарина, по результатам которого Управлением установлено, что НТО, принадлежащий ООО "Мир развлечений", находится вне места, указанного в аукционной документации к протоколу от 20.03.2018 N 29 и договоре от 28.04.2018 N 002-куп, по адресу: б. Гагарина, по левой стороне круглой части пешеходной дорожки, которая идет от памятника Александра III в сторону памятника Ю. Гагарина.
Антимонопольный орган посчитал, что бездействие Комитета, выразившееся в непринятии мер по контролю за размещением НТО содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в связи с чем на основании части 2 статьи 39.1 названного Закона выдал Комитету предупреждение от 04.09.2019 N 038/45/19 о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства путем принятия исчерпывающих мер, направленных на приведение фактического местонахождения указанного НТО в соответствие с договором от 28.04.2018 N 002-куп в срок до 20.09.2019.
23.09.2019 Комитет обратился в Управление с заявлением от 20.09.2019 о продлении срока выполнения предупреждения, сославшись на направление Обществу уведомления об устранении нарушений.
Управлением в удовлетворении указанного заявления Комитета отказано, поскольку оно подано по истечении установленного срока выполнения предупреждения, а также по причине недостаточности оснований для его продления.
В связи с неисполнением в установленный срок предупреждения от 04.09.2019 N 038/45/19 приказом антимонопольного органа от 04.10.2019 возбуждено дело N 038/01/15-1544/2019 о нарушении антимонопольного законодательства, проведен анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке в соответствии с требованиями части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, приказа Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 N 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке".
В ходе проведения анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке Управление установило, что продуктовыми границами товарного рынка являются - розничная торговля мороженым и замороженными десертами. Географические границы - г. Иркутск, б. Гагарина. Бездействие Комитета, выразившееся в непринятии мер по контролю за размещением НТО, установленного на основании договора от 28.04.2018, заключенного по результатам торгов с ООО "Мир развлечений", приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на товарном рынке розничной реализации мороженого и замороженных десертов, в том числе к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности иными хозяйствующими субъектами, желающими осуществлять предпринимательскую деятельность с использованием муниципального имущества в установленном порядке в указанных географических границах.
Предоставление Обществу возможности получения права размещения НТО на условиях, не предусмотренных схемой размещения НТО, также договором, заключенным по результатам аукциона, создает необоснованные и незаконные преимущества, при которых ООО "Мир развлечений" поставлено в неравные, более выгодные условия деятельности, нежели другие хозяйствующие субъекты на рынке розничной продажи мороженого и замороженных десертов.
Решением Иркутского УФАС России от 27.12.2019 N 038-1392/19 по делу N 038/01/15-1544/2019 Комитет признан нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в связи с непринятием мер по контролю за размещением НТО, установленного на основании договора от 28.04.2018 N 002-куп, заключенного по результатам торгов с ООО "Мир развлечений", что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Комитет обратился в Арбитражный суд Иркутской области с указанным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что оспариваемый ненормативный правовой акт не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Согласно пункту 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение НТО на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения НТО с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В соответствии с Положением о размещении нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Иркутска или государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Администрации г. Иркутска от 29.10.2018 N 031-06-961/8 (далее - Положение N 031-06-961/8) размещение нестационарных торговых объектов (павильонов, киосков, остановочно-торговых комплексов, вендинговых автоматов, бахчевых развалов, объектов развозной и разносной торговли, торговых палаток) осуществляется в соответствии со схемой, утвержденной постановлением Администрации города Иркутска, на основании договора на размещение нестационарного торгового объекта путем предоставления места (пункт 6). Заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта осуществляется по результатам торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых в соответствии с Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 10.02.2010 N 67 (пункт 7).
На основании подпункта 5 пункта 10 Положения N 031-06-961/8, пунктов 3.3.4, 3.3.5 Положения о комитете по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска, утвержденного решением Думы города Иркутска от 25.12.2015 N 006-20-160257/5 (в редакции, действующей на момент рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства), Комитет осуществляет контроль за исполнением условий заключенных договоров на размещение НТО.
Судами установлено и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что нестационарный торговый объект, предоставленный ООО "Мир развлечений" на основании договора от 28.04.2018 N 002-куп по результатам проведения торгов с местом размещения - б. Гагарина, слева от памятника Александру III, в алее, расположен слева от памятника Александру III по левой стороне круглой части пешеходной дорожки, которая идет от памятника Александру III в сторону памятника Ю. Гагарину, что не соответствует ни аукционной документации, ни договору на размещение НТО, ни Схеме размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной постановлением Администрации города Иркутска от 30.12.2011 N 031-06-3192/11 (далее - Схема).
По результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных доказательств и доводов сторон суды обоснованно признали доказанным антимонопольным органом, что бездействие Комитета, выразившееся в непринятии мер по контролю за размещением нестационарного торгового объекта, установленного на основании договора от 28.04.2018 N 002-куп, заключенного по результатам торгов с ООО "Мир развлечений", приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на товарном рынке розничной реализации мороженого и замороженных десертов в границах г. Иркутска, б. Гагарина, в том числе может привести к необоснованному препятствованию осуществления предпринимательской деятельности иными хозяйствующими субъектами, желающими осуществлять предпринимательскую деятельность в установленном порядке в указанных географических границах.
Суд апелляционной инстанции верно отметил, что установленный законодательством порядок предоставления права для размещения НТО путем проведения публичных процедур направлен, в том числе на пресечение недобросовестной конкуренции, недопущения, ограничения, устранения конкуренции, обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической и предпринимательской деятельности в Российской Федерации, защиту конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, повышение эффективности, результативности осуществления использования муниципального имущества, обеспечения гласности и прозрачности при осуществлении распоряжения муниципальным имуществом, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в данной сфере. Следовательно, непринятие мер в отношении лиц, которые получили в ходе публичных процедур право на размещение нестационарного торгового объекта, но отступили от условий его предоставления, являющихся публичными, то есть одинаковыми для всех потенциальных участников публичных процедур, свидетельствует о создании органом местного самоуправления своим бездействием исключительных условий для данного, по сравнению с теми условиями, которые были доведены для всех потенциальных участников публичных процедур, что свидетельствует о нарушении органом местного самоуправления запрета на бездействие, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции установленного статьей 15 Закона о защите конкуренции.
Названные выводы соответствуют правовой позиции, поддержанной Верховным Судом Российской Федерации в Определении от 13 мая 2021 года N 302-ЭС21-5544.
Ссылка Комитета на законность проведенных публичных торгов и заключения по их итогам договора не влияет на правильность выводов судов, поскольку Комитету не вменяется нарушение правил проведения аукциона, либо заключения договора; антимонопольный орган указывает на отсутствие со стороны Комитета контроля за соблюдением условий заключенных договоров.
Доводы Комитета о том, что сложившимся между Комитетом и Обществом правоотношениям должна быть дана оценка на предмет соответствия требованиям гражданского, а не антимонопольного законодательства, не имеют правового значения для рассмотрения настоящего дела, поскольку предметом судебного исследования являются охраняемые законом правоотношения в области защиты конкуренции, которые не подпадают под диспозитивный метод правового регулирования гражданского законодательства.
Довод Комитета о возможности изменения условий заключенного по результатам торгов договора обоснованно отклонен судами, как несостоятельный в правовом отношении. Данный договор заключен в ходе публичных процедур, в связи с чем не допускается изменение существенных условий договора. Место размещения нестационарного торгового объекта является существенным условием такого договора.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя кассационной жалобы, оспаривающие данные выводы судов, не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего спора, и по существу направлены на иную оценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, исходя из предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределов его компетенции.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 ноября 2020 года по делу N А19-5768/2020, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 17 февраля 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд апелляционной инстанции верно отметил, что установленный законодательством порядок предоставления права для размещения НТО путем проведения публичных процедур направлен, в том числе на пресечение недобросовестной конкуренции, недопущения, ограничения, устранения конкуренции, обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической и предпринимательской деятельности в Российской Федерации, защиту конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, повышение эффективности, результативности осуществления использования муниципального имущества, обеспечения гласности и прозрачности при осуществлении распоряжения муниципальным имуществом, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в данной сфере. Следовательно, непринятие мер в отношении лиц, которые получили в ходе публичных процедур право на размещение нестационарного торгового объекта, но отступили от условий его предоставления, являющихся публичными, то есть одинаковыми для всех потенциальных участников публичных процедур, свидетельствует о создании органом местного самоуправления своим бездействием исключительных условий для данного, по сравнению с теми условиями, которые были доведены для всех потенциальных участников публичных процедур, что свидетельствует о нарушении органом местного самоуправления запрета на бездействие, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции установленного статьей 15 Закона о защите конкуренции.
Названные выводы соответствуют правовой позиции, поддержанной Верховным Судом Российской Федерации в Определении от 13 мая 2021 года N 302-ЭС21-5544."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24 мая 2021 г. N Ф02-2319/21 по делу N А19-5768/2020