город Иркутск |
|
25 мая 2021 г. |
Дело N А10-269/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 мая 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кореневой Т.И.,
судей: Васиной Т.П., Палащенко И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Перевозчик" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 15 октября 2020 года по делу N А10-269/2020, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 января 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Перевозчик" (ОГРН 1140327002177, ИНН 0326520397, далее - ООО "Перевозчик", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с исковым заявлением к муниципальному учреждению "Комитет по транспорту, потребительскому рынку и предпринимательству администрации г. Улан-Удэ" (ОГРН 1020300973021, ИНН 0326012058, далее - МУ "Комитет по транспорту, потребительскому рынку и предпринимательству", комитет, ответчик) о признании муниципального контракта от 12.11.2019 N 4 на выполнение работ по осуществлению регулярных перевозок по регулируемым тарифам по городским маршрутам N 33 "мкр. Исток - ул. 3-я Транспортная", N 46 "мкр. Исток - ул. 3-я Транспортная" незаключенным, об обязании ответчика выдать ООО "Перевозчик" свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по городским маршрутам N 33 "мкр. Исток - ул. 3-я Транспортная", N 46 "мкр. Исток - ул. 3-я Транспортная" сроком действия с 12.11.2019 по 11.11.2024 с исполнением решения суда в этой части к немедленному исполнению.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 15 октября 2020 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 января 2021 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
ООО "Перевозчик" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 15 октября 2020 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 января 2021 года отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заявитель кассационной жалобы ссылается на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, полагает, что обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, надлежащим образом не исследованы.
Комитет представил отзыв на кассационную жалобу, в котором указал на законность состоявшихся по делу судебных актов.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ; определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), не явились.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, 12.11.2014 между муниципальным учреждением "Управление транспорта и связи Администрации г. Улан-Удэ" (организатор пассажирских перевозок) и ООО "Перевозчик" (перевозчик) заключен договор (далее - договор) N 14 на право транспортного обслуживания населения по городским маршрутам N 33, N 46 г. Улан-Удэ, по условиям которого организатор пассажирских перевозок обязался поручить, а перевозчик своими и привлеченными силами - осуществить пассажирские перевозки автобусами по городским постоянным автобусным маршрутам N 33 и N 46 г. Улан-Удэ, в соответствии с утвержденными паспортом, схемой маршрута и графиком (расписанием) движения по маршруту.
Срок действия договора 5 лет (пункт 4.1 договора).
Комитетом обществу выданы карты маршрута регулярных перевозок серии 03 N 0000660 и N 00000983 со сроком действия с 12.11.2014 по 11.11.2019.
08.11.2019 общество, в связи с окончанием срока действия карт маршрута, просило выдать свидетельства об осуществлении регулярных перевозок и новые карты маршрута.
На основании представленного обществом заявления, и сведений как о перевозчике пассажиров на маршрутах N 33 и N 46 г. Улан-Удэ по регулируемым тарифам, 12.11.2019 комитет (заказчик) и общество (исполнитель) заключили муниципальный контракт N 4 (далее - контракт) на выполнение работ по осуществлению регулярных перевозок по регулируемым тарифам по городским маршрутам N 33 "мкр. Исток - ул.3-я Транспортная", N 46 "мкр. Исток - ул. 3-я Транспортная".
Цена контракта - 3 рубля (пункт 2.1 контракта).
По условиям контракта исполнитель обязался осуществлять перевозку пассажиров и багажа по тарифам, установленным решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов и действующим в момент выполнения работ по перевозке пассажиров и багажа (пункт 2.4 контракта).
Согласно пункту 2.5 контракта исполнитель должен был оставлять полученную им плату за проезд пассажиров и провоз багажа в своем распоряжении, в том числе наличные денежные средства, полученные от пассажиров, перечисления денежных средств за перевозку пассажиров по системам безналичного расчета.
Срок выполнения работ: с 12.11.2019 по 11.11.2022 (пункт 3.1 контракта).
Истец, ссылаясь на незаключенность контракта ввиду несогласованности сторонами цены, а также указывая на невыдачу ответчиком свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Арбитражные суды, отказывая в иске, исходили из его необоснованности.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ) регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки).
Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона N 220-ФЗ осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3 статьи 14 Федерального закона N 220-ФЗ предметом государственного или муниципального контракта является выполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт (далее - подрядчик), работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, в соответствии с требованиями, установленными государственным или муниципальным заказчиком.
В соответствии с частью 2 статьи 17 Федерального закона N 220-ФЗ право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ в течение тридцати дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые после дня официального опубликования настоящего Федерального закона осуществляли регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, направляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено ведение реестров соответствующих маршрутов регулярных перевозок, сведения о данных маршрутах регулярных перевозок, предусмотренные частью 1 статьи 26 настоящего Федерального закона.
В части 2 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ установлено, что по истечении тридцати дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона и до истечения ста восьмидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено ведение реестров маршрутов регулярных перевозок: организуют проверку указанных в части 1 настоящей статьи сведений, по результатам которой принимают решение о включении или об отказе во включении указанных сведений в соответствующие реестры; размещают на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" указанные в части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведения о маршрутах регулярных перевозок, которые установлены в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, действовавшими до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, и включены в соответствующие реестры.
Как установлено в части 3 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ, до истечения двухсот семидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией выдают юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по маршрутам регулярных перевозок, включенным в соответствующие реестры, карты данных маршрутов. Указанные карты выдаются на срок, на который этим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предоставлено право осуществления регулярных перевозок по данным маршрутам в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, либо, если это право предоставлено без указания срока или срок, на который предоставлено это право, истек, до истечения одного года со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией до окончания срока действия указанных в части 3 настоящей статьи карт: выдают их владельцам свидетельство об осуществлении регулярных перевозок по данному маршруту и новые карты данного маршрута.
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частью 1 статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Судами по делу установлено, что сведения о маршрутах N 33 и N 46 обществом были направлены в уполномоченный орган 14.08.2015, то есть в срок, установленный законом.
При этом указанные сведения содержали информацию, в том числе и о виде осуществляемых регулярных перевозок - "регулярные перевозки по регулируемым тарифам" (том 1 листы дела 55-61).
В реестр городских маршрутов данные маршруты включены с видом регулярных перевозок по регулируемым тарифам, то есть в соответствии с информацией, представленной самим истцом.
Из материалов дела также усматривается, что обществу комитетом были выданы карты маршрута регулярных перевозок серия 03 N 0000660, серия 03 N 0000983 на маршруты N 33 и N 46 на период с 12.11.2014 по 11.11.2019, то есть на срок действия ранее заключенных договоров (том 1 листы дела 36-37).
Однако, как верно отмечено судами, вышеназванные действия комитета по выдаче карт маршрута обществу, осуществляющему регулярные перевозки по регулируемым тарифам, противоречат требованиям части 3 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ (карты маршрутов подлежат выдаче только по регулярным перевозкам, не оплачиваемым за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов);
их совершение само по себе не влечет возникновение у общества права на получение истребуемого свидетельства.
Принимая во внимание изложенное, арбитражные суды, правильно руководствуясь приведенными положениями законодательства, пришли к верному заключению о том, что в настоящем случае требования истца о выдаче свидетельств об осуществлении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршрутам N 33 и N 46, в условиях осуществления им регулярных перевозок по регулируемым тарифам, необоснованно.
Рассматривая требования истца о признании незаключенным контракта N 4 и признавая их не подлежащими удовлетворению, арбитражные суды также верно исходили из того, что, вопреки утверждениям общества, условие о цене данной сделки сторонами было согласовано, что следует из содержания соответствующего условия - пункт 2.1 контрактов.
При этом суды обоснованно отметили, что довод истца о том, что цена контрактов определена в нарушение Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденного приказом Минтранса России от 30.05.2019 N 158, не является основанием для признания контракта незаключенным. Кроме того, как следует из материалов дела и сторонами не оспаривается, названная сделка сторонами обоюдно исполняется, что исходя из положений пункта 1, 2 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, международного правового принципа "Эстоппель" исключает право истца, как стороны этого контракта, ссылаться на его незаключенность.
При совокупности изложенных обстоятельств, в иске судами отказано правомерно.
Доводы общества, приведенные в кассационной жалобе, по существу связаны с доказательственной стороной спора, исследование и оценка которой являются прерогативой судов первой и апелляционной инстанций, и не принимаются судом кассационной инстанции, в полномочия которого в силу положений главы 35 АПК РФ не входит переоценка доказательств и фактических обстоятельств дела.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 АПК РФ), также не установлены.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 15 октября 2020 года по делу N А10-269/2020, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 января 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.И. Коренева |
Судьи |
Т.П. Васина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Рассматривая требования истца о признании незаключенным контракта N 4 и признавая их не подлежащими удовлетворению, арбитражные суды также верно исходили из того, что, вопреки утверждениям общества, условие о цене данной сделки сторонами было согласовано, что следует из содержания соответствующего условия - пункт 2.1 контрактов.
При этом суды обоснованно отметили, что довод истца о том, что цена контрактов определена в нарушение Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденного приказом Минтранса России от 30.05.2019 N 158, не является основанием для признания контракта незаключенным. Кроме того, как следует из материалов дела и сторонами не оспаривается, названная сделка сторонами обоюдно исполняется, что исходя из положений пункта 1, 2 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, международного правового принципа "Эстоппель" исключает право истца, как стороны этого контракта, ссылаться на его незаключенность."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25 мая 2021 г. N Ф02-1969/21 по делу N А10-269/2020