город Иркутск |
|
01 июня 2021 г. |
Дело N А19-13151/2020 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе судьи Клепиковой М.А.,
рассмотрев кассационную жалобу ответчика - общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Вектор" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 01 октября 2020 года по делу N А19-13151/2020 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 января 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Иркутское публичное акционерное общество энергетики и электрификации (ОГРН 1023801003313, ИНН 3800000220, г. Иркутск, далее - ПАО "Иркутскэнерго", истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Вектор" (ОГРН 1123850011218, ИНН 3811159083, г. Иркутск, далее - ООО УК "Вектор", ответчик) о взыскании долга за февраль-май 2020 года по договору горячего водоснабжения в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме 01.01.2017 N 11361 в размере 69 695 рублей 25 копеек.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 01 октября 2020 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 января 2021 года, исковые требования удовлетворены.
ООО УК "Вектор" в кассационной жалобе просит вынесенные по делу судебные акты отменить, поскольку в спорный период не являлся управляющей организацией в отношении спорных многоквартирных домов. ООО УК "Вектор" считает, что принятые судами сведения с неофициального сайта "Реформа ЖКХ" не могут являться допустимыми и достоверными доказательствами.
ПАО "Иркутскэнерго" в отзыве на кассационную жалобу просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Поступившие в суд округа 07.05.2021 дополнения к кассационной жалобе судом не рассматриваются, поскольку доказательств их направления (вручения) истцу не представлено (пункт 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 этого же Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Согласно части 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 настоящей статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов с учетом требований статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к следующим выводам.
Предметом иска по настоящему делу является требование ресурсоснабжающей организации к управляющей организации о взыскании задолженности за горячую воду, потребленную на общедомовые нужды.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, между ПАО "Иркутскэнерго" (единая теплоснабжающая организация) и ООО УК "Вектор" (потребителем) заключен договор горячего водоснабжения N 11361 от 01.01.2017, по условиям которого истец обязался подавать ответчику через присоединенную сеть горячую воду до точки (точек) поставки в количестве, необходимом потребителю для предоставления коммунальных услуг в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, а ответчик обязался принимать и оплачивать горячую воду.
Истец в период с февраля по май 2020 года поставил горячую воду в многоквартирные дома, расположенные по адресам: ул. Советская, 176/191, Советская, 176/197, Советская, 176/189, Советская, 176/203, Советская, 176/204, Советская, 176/168, Ядринцева, 7, Ядринцева, 17.
Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из того, что ответчик является управляющей организацией в отношении спорных многоквартирных домов, обязан предоставлять коммунальные услуги владельцам помещений в таких домах, а также оплачивать потребленные на общедомовые нужды коммунальные ресурсы.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что принятые по делу судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
В силу статьи 161, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться одним из способов управления таким домом. При выборе собственниками управляющей организации последняя несет ответственность перед ними за предоставление коммунальных услуг и должна заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями, поставляющими коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 195 Жилищного кодекса Российской Федерации реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Как предусмотрено частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
В целях создания правовых и организационных основ для обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций информацией о жилищно-коммунальном хозяйстве принят Федеральный закон от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон о государственной информационной системе), в котором определены: основные понятия, принципы и порядок создания государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, предъявляемые к ней требования, полномочия Российской Федерации, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области создания, модернизации и эксплуатации ГИС ЖКХ на территории Российской Федерации.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 6 Закона о государственной информационной системе в системе должна размещаться информация о лицах, осуществляющих деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества, по предоставлению коммунальных услуг
В соответствии с пунктом 18 статьи 7 Закона о государственной информационной системе лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по предоставлению коммунальных услуг, размещают в системе информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 6, 7, 21 - 25, 28 - 33, 35 - 40 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 статьи 9 Закона о государственной информационной системе информация, содержащаяся в системе, является официальной. Государственный информационный ресурс системы подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
Приказом Минкомсвязи России N 504, Минстроя России N 934/пр от 30.12.2014 "Об определении официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", зарегистрированным в Минюсте России 20.02.2015 N 36121, определен адрес официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"- www.dom.gosuslugi.ru.
Согласно пункту 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты прекращения действия договора ресурсоснабжения в части приобретения коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Ответчик в обоснование доводов, о том, что он не является управляющей организацией в отношении спорных многоквартирных домов, представил выписки с официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства https://dom.gosuslugi.ru/ (т.1, л.д. 14).
В нарушение статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды не оценили данные доказательства. Делая вывод об управлении ООО УК "Вектор" спорными многоквартирными домами, суды сослались на сведения, содержащиеся на сайте "Реформа ЖКХ" - https://www.reformagkh.ru/, который не является официальным, и не проверили сведения, размещенные на официальном сайте государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства.
Таким образом, в нарушение статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выводы судов первой и апелляционной инстанций об управлении ООО УК "Вектор" спорными многоквартирными домами в период с февраля по май 2020 года и, как следствие, об обязанности оплатить горячую воду, потребленную на общедомовые нужды, не могут быть признаны законными и обоснованными.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые решение и постановление приняты с существенными нарушениями норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем указанные судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела Арбитражному суду Иркутской области следует учесть рекомендации, изложенные в настоящем постановлении, установить все обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делу, рассмотреть спор по существу.
Согласно части 3 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается арбитражным судом, вновь рассматривающим дело.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 01 октября 2020 года по делу N А19-13151/2020 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 января 2021 года по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Судья |
М.А. Клепикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приказом Минкомсвязи России N 504, Минстроя России N 934/пр от 30.12.2014 "Об определении официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", зарегистрированным в Минюсте России 20.02.2015 N 36121, определен адрес официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"- www.dom.gosuslugi.ru.
Согласно пункту 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты прекращения действия договора ресурсоснабжения в части приобретения коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
...
В нарушение статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды не оценили данные доказательства. Делая вывод об управлении ООО УК "Вектор" спорными многоквартирными домами, суды сослались на сведения, содержащиеся на сайте "Реформа ЖКХ" - https://www.reformagkh.ru/, который не является официальным, и не проверили сведения, размещенные на официальном сайте государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 1 июня 2021 г. N Ф02-1677/21 по делу N А19-13151/2020