город Иркутск |
|
1 июня 2021 г. |
N А19-26702/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 1 июня 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе
председательствующего Тютриной Н.Н.,
судей: Белоножко Т.В., Соколовой Л.М.,
при участии представителя от истца - Махняевой Виктории Вячеславовны (доверенность от 11.01.2021),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства финансов Иркутской области и Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 ноября 2020 года по делу N А19-26702/2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 марта 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Ритуал" г. Иркутска (ОГРН 1023801543765, ИНН 3810002523, далее - предприятие) обратилось в арбитражный суд с иском к Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области (ОГРН 1083808000154, ИНН 3808171299), Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (ОГРН 1073808028271, ИНН 3808170986) о взыскании 265 053 рублей 03 копеек убытков.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований по предмету спора, привлечена Администрация города Иркутска.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 30 ноября 2020 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 марта 2021 года, иск удовлетворен в полном объеме за счет Министерства финансов Иркутской области. В удовлетворении требований к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области отказано.
В кассационных жалобах заявители просят проверить законность принятых судебных актов в связи с неправильным применением судами норм материального права.
По мнению ответчиков возмещение предъявленных расходов по погребению умерших не являются расходными обязательствами Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области или Министерства социального развития как главного распорядителя средств областного бюджета на данные цели; расходы подлежат возмещению в пределах размера социального пособия на погребение, установленного статьей 10 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении), и с учетом районного коэффициента, а не по тарифам, установленным органом местного самоуправления.
Истец отклонил доводы кассационных жалоб, указав на их несостоятельность (письменные отзывы от 20.05.2021). В судебном заседании представитель предприятия поддержал доводы, приведенные в отзывах на жалобы, и просил принятые судебные акты оставить без изменения. От иных лиц отзывы на жалобы не поступили. Ответчики и третье лицо уведомлены о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, однако своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 названного Кодекса не является препятствием для рассмотрения жалоб.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из представленных материалов, предприятие является специализированной службой по вопросам похоронного дела на территории г. Иркутска; в период с января 2017 по декабрь 2018 года предприятием осуществлено погребение 66 умерших, не являющихся работающими и пенсионерами на день смерти на общую сумму 712 345 рублей 80 копеек (с применением тарифов, утвержденных постановлением администрации г. Иркутска от 18.12.2014 N 031-06-1525/14).
Произведено возмещение истцу расходов по погребению на сумму 447 292 рубля 77 копеек (исходя из размера социального пособия на погребение).
Ссылаясь на невозмещение понесенных расходов в размере 265 053 рубля 03 копейки, предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал иск подлежащим удовлетворению за счет Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив доводы жалобы, не находит оснований для отмены принятых судебных актов в силу следующего.
В силу абзаца 5 пункта 3 статьи 9 Закона о погребении в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, возмещение стоимости услуг специализированной службе по вопросам похоронного дела производится за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
При этом стоимость ритуальных услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с уполномоченными органами (абзац 1 пункта 3 статьи 9 Закона о погребении).
В рассматриваемом случае судами установлено, что к возмещению предъявлены расходы, оказанные предприятием на безвозмездной основе родственникам и иным лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, на основании их заявления согласно гарантированному перечню услуг по погребению (не работающие, не пенсионеры на день смерти). Факт несения расходов по погребению в предъявленном размере, наличие задолженности подтверждены материалами дела и не опровергнуты ответчиком.
Согласно Положению о Министерстве финансов Иркутской области, утвержденному постановлением Правительства Иркутской области от 23.12.2008 N 120-пп, исполнение судебных актов о взыскании средств с областного бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством, осуществляет Министерство финансов Иркутской области. Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области не обладает статусом главного распорядителя бюджетных средств по компенсации расходов по погребению.
Стоимость предоставленных ритуальных услуг определена истцом с применением тарифа, установленного постановлением администрации г. Иркутска N 031-06-113/13 от 21.01.2013 "О тарифах на ритуальные услуги муниципального унитарного предприятия "Ритуал г. Иркутска" (в редакции постановления от 18.12.2014 N 031-06-1525/14), согласованного со Службой по тарифам Иркутской области. Указанный нормативный акт является действующим.
Ограничение выплат на погребение специализированной службе по вопросам похоронного дела в пределах размера социального пособия на погребение, подлежащего выплате гражданам, действующим законодательством не предусмотрено.
Доказательства выделения Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области из областного бюджета денежных средств на возмещение разницы между фактическими затратами предприятия по погребению и полученными им расходами в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает правомерным вывод судов о том, что понесенные расходы должны быть возмещены за счет средств Иркутской области в полном объеме.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном применении норм материального права применительно к установленным фактическим обстоятельствам дела (в частности, статей 9, 10 Закона о погребении, статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации), не противоречат сложившейся судебно-арбитражной практике.
Иное толкование заявителями кассационных жалоб положений закона не является достаточным основанием для отмены принятых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения и постановления, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Вопрос о распределении судебных расходов не рассматривается, поскольку в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчики освобождены от уплаты государственной пошлины при подаче кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 ноября 2020 года по делу N А19-26702/2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 марта 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Тютрина |
Судьи |
Т.В. Белоножко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу абзаца 5 пункта 3 статьи 9 Закона о погребении в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, возмещение стоимости услуг специализированной службе по вопросам похоронного дела производится за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
При этом стоимость ритуальных услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с уполномоченными органами (абзац 1 пункта 3 статьи 9 Закона о погребении).
...
Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном применении норм материального права применительно к установленным фактическим обстоятельствам дела (в частности, статей 9, 10 Закона о погребении, статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации), не противоречат сложившейся судебно-арбитражной практике."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 1 июня 2021 г. N Ф02-2517/21 по делу N А19-26702/2019