город Иркутск |
|
07 июня 2021 г. |
Дело N А58-3109/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 июня 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Рудых А.И., Шелёминой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 02 октября 2020 года по делу N А58-3109/2020, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 февраля 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском к сельскохозяйственному потребительскому животноводческому кооперативу "Крестях" (ОГРН 1081419000926, ИНН 1424007690, далее - СХПК "Крестях", кооператив) о взыскании 12 651 370 рублей субсидии, выделенной по соглашению N С-1893/11 от 11.11.2015.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 02 октября 2020 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 февраля 2021 года, в удовлетворении искового требования отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, Министерство обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование кассационной жалобы истец ссылается на то, что ответчик, не предоставляя отчеты об использовании средств гранта, нарушил условия предоставления гранта, что в свою очередь является основанием для возврата суммы гранта.
Отзыв на кассационную жалобу представлен не был.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), явку в судебное заседание не обеспечили, представителей не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между Министерством и СХПК "Крестях" 11.11.2015 заключено соглашение N С-1893/11 о предоставлении грантов в форме субсидий на поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы.
Предметом указанного соглашения является предоставление гранта в размере 12 651 370 рублей на строительство убойного пункта (цеха) и приобретение технологического оборудования с учетом транспортных расходов до пункта назначения для убоя скота и (или) переработки мяса и мясной продукции.
Кооператив обязан использовать грант исключительно по целевому назначению, в соответствии с планом расходов, представленным на конкурсный отбор в течение 18 месяцев со дня поступления средств на счет неделимого фонда кооператива, открытого в кредитной организации (пункт 2.2.2 соглашения).
В соответствии с пунктом 2.2.4 соглашения кооператив обязать предоставлять один раз в полугодие отчет о целевом расходовании средств гранта по форме, установленной Министерством согласно приложению 1 к настоящему соглашению, но не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным полугодием. Отчет предоставляется до полного использования средств гранта, но не позднее 18 месяцев со дня поступления на счет неделимого фонда кооператива средств гранта.
Согласно пункту 2.2.10 соглашения кооператив обязан предоставлять в Министерство копии заверенных платежных документов о расходовании гранта по целевому назначению в сроки, установленные пунктом 2.2.4 соглашения
Согласно пункту 5.1 соглашения в случае использования Кооперативом гранта не по целевому назначению, в случае установления фактов нарушения условий предоставления гранта установленных Порядком и настоящего Соглашения, выявленных в результате проверок, проводимых Министерством и иными уполномоченными государственными органами контроля и надзора, в случае образования остатков бюджетных средств, неиспользованных в течение 18 месяцев со дня поступления на счет кооператива в форме гранта, а также в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Кооперативом обязательств, предусмотренных пунктом 2.2. настоящего Соглашения, Кооператив перечисляет на лицевой счет Министерства сумму средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и федерального бюджета, полученных в форме гранта.
Субсидия в указанном выше размере перечислена ответчику платежными поручениями N 4043 и N 4044 от 12.11.2015 и заявкой на кассовый расход N 00001346 от 17.11.2015.
Управлением Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) 10.10.2018 в отношении Министерства вынесено представление N 16-19-20/4417 о выявленных нарушениях, в том числе о не соблюдении условий предоставления грантов в форме субсидий на поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы, а именно не осуществлен возврат неиспользованных остатков средств субсидии из федерального бюджета, предоставленных СХПК "Крестях". Нарушение в денежном выражении по представлению составило 3 980 168 рублей 41 копейка, дата (период) совершения нарушения - 2017 год. В представлении указано на нарушение пункта 2.2.10 соглашения N С-1893/11 от 11.11.2015. Документом, подтверждающим нарушение, указан отчет о целевом расходовании средств гранта сельскохозяйственным потребительским кооперативом для развития материально-технической базы по состоянию на 01.01.2016 с приложением копий платежных документов о расходовании гранта по целевому назначению.
Уведомлением N 13/П-АВ-8059/03 от 31.10.2019 Министерство обратилось к ответчику о возврате суммы субсидии, в связи с выявленными нарушениями несоблюдения условий предоставления грантов в форме субсидии.
Истец, полагая, что ответчик, не достигнув значений показателей результативности, нарушил условия соглашения N С-1893/11 от 11.11.2015, обратился в суд с настоящим иском о возврате предоставленной субсидии в полном объеме.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из отсутствия нарушения ответчиком условий предоставления гранта и достижения кооперативом установленных в соглашении целей.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
В силу статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) в основе использования денежных средств находится принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Пунктом 1 статьи 78 БК РФ определено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии со статьей 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Согласно пункту 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств (пункт 1 статьи 306.4 БК РФ).
В суд первой инстанции были представлены пояснения кооператива, согласно которым одним из продавцов не были исполнены его обязательства по продаже мясного цеха (спор рассматривался в рамках дела N А40-97631/2018), в связи с чем были изменены планы расходов. Так, кооперативом произведены следующие виды работ: приобретено и произведен монтаж морозильного оборудования на старом леднике объемом на 214 м3 с плановым хранением 150 тонн мяса на сумму 2 300 000 рублей, который введен в эксплуатацию в 2017 году; по договору подряда N "СУ-17" произведены СМР здания убойного пункта на сумму - 3 000 000 рублей. Таким образом, кооператив в срок до 18 месяцев использовал выделенные средства по плану расходов на сумму 11 252 340 рублей 82 копейки, и, не нарушая целевого назначения гранта с изменением плана расходов, на сумму 5 300 000 рублей. Всего использовано по гранту 16 066 373 рублей 82 копейки.
Администрацией муниципального района "Сунтарский улус (район)" Республики Саха (Якутия) 07.05.2020 убойный цех с. Крестях введен в эксплуатацию, о чем СХПК "Крестях" выдано разрешение N 14-RU14506000-033-2020.
Руководствуясь приведенными положениями законодательства, оценив и исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций установили достижение ответчиком целей соглашения, недоказанность факта нецелевого использования средств.
Министерство в своем заявлении в суде первой инстанции и также в кассационной жалобе ссылается на то, что СХПК "Крестях" не предоставляло Министерству отчеты о целевом расходовании средств гранта, на основании чего истцом и был сделан вывод о недостижении значений показателей результативности. Министерство ссылается на то, что указанное бездействие СХПК "Крестях" в соответствии с пунктом 5.1 соглашения свидетельствует о наличии оснований для возврата средств субсидии.
Между тем, судами установлено, из материалов дела следует и Министерством не оспаривается, что при проведении Управлением Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) выездной внеплановой проверки деятельности Министерства по использованию средств на грантовую поддержу сельскохозяйственных потребительских кооперативов одним из документов, подтверждающих выявленное УФК по Республике Саха (Якутия) нарушение, выступает Отчет о целевом расходовании СХПК "Крестях" средств гранта для развития материально-технической базы по состоянию на 01.01.2016 с приложением копий платежных документов о расходовании гранта по целевому назначению, ссылка на которой имеется в предоставленном истцом судам представлении N 16-19-20/4417 от 10.10.2018.
Вместе с этим суд округа отмечает, что при условии доказанности целевого использования субсидии, нарушение получателем субсидии обязательства по предоставлению отчетности не является достаточным основанием для истребования у него суммы субсидии.
В силу статьи 78 БК РФ возврат бюджетных средств предполагается при выдаче субсидии лицу, не имеющему права на ее получение и при нецелевом использовании субсидии. Данные обстоятельства судами первой и апелляционной инстанций не установлены, о таковых Министерством заявлено не было.
Аналогичная правовая позиция отображена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.11.2016 N 308-ЭС16-16453.
При таких обстоятельствах судами правомерно установлена необоснованность требований Министерства о возврате средств субсидии.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверены судом кассационной инстанции и подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, не опровергают выводы судов, по существу основаны на неправильном толковании норм права и направлены на переоценку доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции..
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, и на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 02 октября 2020 года по делу N А58-3109/2020, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 февраля 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Ананьина |
Судьи |
А.И. Рудых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств (пункт 1 статьи 306.4 БК РФ).
...
В силу статьи 78 БК РФ возврат бюджетных средств предполагается при выдаче субсидии лицу, не имеющему права на ее получение и при нецелевом использовании субсидии. Данные обстоятельства судами первой и апелляционной инстанций не установлены, о таковых Министерством заявлено не было.
Аналогичная правовая позиция отображена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.11.2016 N 308-ЭС16-16453."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 7 июня 2021 г. N Ф02-2486/21 по делу N А58-3109/2020