город Иркутск |
|
09 июня 2021 г. |
Дело N А58-1310/2020 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Рудых А.И.,
судей: Загвоздина В.Д.,Шелёминой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 21 декабря 2020 года по делу N А58-1310/2020, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 02 марта 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное бюджетное учреждение "Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей" (ОГРН 1021401057655, ИНН 1435033691, далее - ФБУ "Администрация Ленского бассейна", учреждение) обратилось в суд с заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска (ОГРН 1031402045905, ИНН 1435134280, далее - Департамент) о признании незаконным отказа принять в муниципальную собственность сети электроснабжения с кадастровыми номерами 14-14-01/040/2013-780 и 14-14-01/006/2012-827, расположенные по адресам: г. Якутск, ул. Ленина, д.4 и ул. Хабарова, д.42, изложенного в письме от 18.02.2020 N 253.
К участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Окружная администрация города Якутска (далее - Администрация), Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) (далее - Министерство), публичное акционерное общество (ПАО) "Якутскэнерго" (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 21 декабря 2020 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 02 марта 2021 года, заявленные требования удовлетворены.
Судебные акты приняты, со ссылкой на статью 212 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральные законы: от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и N 122-ФЗ ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ и Закон N 122-ФЗ); постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление N 3020-1), постановление Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации" (далее - постановление N 374), правовую позицию, изложенную в пункте 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" (далее - информационное письмо N 15).
В кассационной жалобе Департамент, ссылаясь на нарушение норм материального права (статьи 1, 130, 134, 135 ГК РФ, статья 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закона об электроэнергетике)), несоблюдение норм процессуального права (статья 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), определение Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2006 N 542-О, просит решение и постановление отменить, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению Департамента: разделение спорных сетей электроснабжения от трансформаторных подстанций, принадлежащих ПАО "Якутскэнерго", невозможно, в связи с чем сети не могут быть приняты в муниципальную собственность, а должны передаваться в ПАО "Якутскэнерго"; учреждением пропущен установленный статьей 198 АПК РФ 3-х месячный срок для обращения в суд.
Заявитель кассационной жалобы полагает: судами не учтено, что при передаче имущества, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность, должно учитываться мнение органа местного самоуправления.
Учреждение в отзыве на кассационную жалобу против её доводов возразило, ссылаясь на их несостоятельность.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 121-123, 186 АПК РФ (почтовые уведомления о вручении первичных извещений о судебных заседаниях, информация о рассмотрении кассационной жалобы размещена в установленном порядке (в сети "Интернет" на сайтах fasvso.arbitr.ru, kad.arbitr.ru), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в порядке главы 35 АПК РФ правильность применения арбитражными судами норм материального и соблюдение норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно неё, суд округа приходит к следующим выводам.
ФБУ "Администрация Ленского бассейна" на праве оперативного управления принадлежат сети электроснабжения протяженностью 260 м и 700 м с кадастровыми (или условными номерами) 14-14-01/040/2013-780, 14-14-01/006/2012-827, расположенные в г. Якутск, пр. Ленина, д. 4 и ул. Хабарова, д. 42.
Письмом от 08.06.2015 собственник сетей разрешил передачу указанных сетей электроснабжения, из федеральной собственности в муниципальную собственность.
13.09.2019 учреждением в целях согласования вопроса о передаче сетей электроснабжения в Администрацию направлено письмо с приложением документов, в ответ на которое Администрация письмом от 08.10.2019 предложила осуществить передачу вышеуказанных сетей в собственность ПАО "Якутскэнерго".
07.11.2019 учреждением для решения вопроса о передаче сетей направлено письмо в Министерство, в ответ на которое последнее 25.12.2019 сообщило об отсутствии возможности принятия сетей электроснабжения в государственную собственность.
24.01.2020 заявитель обратился к Главе городского округа Город Якутск о принятии спорных инженерных сетей в муниципальную собственность
18.02.2020 письмом N 253 Департамент отказал в принятии спорных сетей электроснабжения в муниципальную собственность, ссылаясь на то, что данные сети обеспечиваются электроэнергией от трансформаторных подстанций, принадлежащих ПАО "Якутскэнерго", и предложил рассмотреть вопрос передачи указанных объектов напрямую в ПАО "Якутскэнерго".
Не согласившись с указанным отказом, ФБУ "Администрация Ленского бассейна" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым требованием.
Удовлетворяя заявленное требование, суды исходили из отсутствия у Департамента правовых оснований не принимать в муниципальную собственность передаваемое имущество.
Суд округа оснований для отмены судебных актов не усматривает в силу следующего.
Имущество в силу положений статьи 212 ГК РФ может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В пункте 2 постановления N 3020-1 разъяснено, что объекты государственной собственности, указанные в приложении 3 к постановлению, в том числе электрические сети, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 5 информационного письма N 15 объекты, указанные в приложении 3 к постановлению, являются объектами муниципальной собственности в силу прямого указания закона.
В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в числе прочего, организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Имущество, находящееся в федеральной собственности, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в силу части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Статьей 154 Закона N 122-ФЗ установлен исчерпывающий перечень имущества, которое может находиться в федеральной собственности.
Находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или, муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
На основании абзаца семнадцатого статьи 11 Закона N 122-ФЗ решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ постановлением N 374 от 13.06.2006 органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом.
Правильно применив указанные нормы права, арбитражные суды, оценив доводы сторон и представленные в их обоснование доказательства, установили следующее.
Спорные электрические сети не относятся к имуществу, указанному в части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ, которое может находиться в федеральной собственности, а предназначено для решения вопросов местного значения и подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в силу пункта 3 части 7 статьи 85 Закона N 131-ФЗ
В настоящем случае существует объективная необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий, поскольку данные сети осуществляют электроснабжение жилых домов (домов муниципального жилищного фонда), что относится в силу Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения.
Установив данные обстоятельства, которые заявителем кассационной жалобы по существу не оспорены и не опровергнуты, суды пришли к обоснованным выводам: о наличии у Администрации обязанности принять спорные электрические сети в муниципальную собственность; о незаконности и необоснованности отказа в их принятии и, как следствие, о наличии оснований для удовлетворения заявления учреждения.
Данные выводы основаны на правильном истолковании и применении положений приведенных выше норм права к установленным по данному делу обстоятельствам.
Выводы судов об установленных обстоятельствах соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств, при оценке которых и распределении бремени доказывания необходимых для правильного разрешения спора обстоятельств, требования главы 7 и статьи 200 АПК РФ судами не нарушены.
При этом, судами правильно указано на то, что решение органа местного самоуправления об отказе от согласования передачи имущества не должно быть произвольным и препятствовать процедуре передачи имущества в случаях, установленных законом. При установленных по данному делу обстоятельствах отсутствие волеизъявления ответчика на принятие объекта в муниципальную собственность не может препятствовать процедуре передачи имущества с учетом законных на то оснований.
Довод о пропуске учреждением срока на обращение в суд судами рассмотрен и обоснованно отклонен со ссылкой на буквальное содержание имеющихся в деле писем и установленного по результатам их оценки факта соблюдения учреждением предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ срока обжалования, изложив мотивы его непринятия на странице 5 решения, страницах 4 и 5 постановления.
Довод о неделимости передаваемых сетей и трансформаторной подстанции, принадлежащей ПАО "Якутскэнерго", со ссылкой на статьи 130, 131 и 135 ГК РФ апелляционным судом рассмотрен и обоснованно отклонен со ссылкой на положения статей 3 и 26 Закона об электроэнергетике и установление факта отсутствия оформления и регистрации спорных сетей и трансформаторной подстанции как единого имущественного комплекса, изложив мотивы его непринятия на странице 8 постановления.
Оснований для иной оценки данного довода и имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции не имеется в силу его полномочий, определенных в статьях 286 и 287 АПК РФ.
Иные доводы кассационной жалобы, несмотря на ссылку на нарушение норм материального и процессуального права, по существу выражают несогласие с результатами оценки доказательств, направлены на их переоценку и установление иных фактических обстоятельств, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, определенных в главе 35 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, не установлено.
В связи с изложенным, суд округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права и на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 АПК РФ, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 21 декабря 2020 года по делу N А58-1310/2020, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 02 марта 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Рудых |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Спорные электрические сети не относятся к имуществу, указанному в части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ, которое может находиться в федеральной собственности, а предназначено для решения вопросов местного значения и подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в силу пункта 3 части 7 статьи 85 Закона N 131-ФЗ
В настоящем случае существует объективная необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий, поскольку данные сети осуществляют электроснабжение жилых домов (домов муниципального жилищного фонда), что относится в силу Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения.
...
Довод о неделимости передаваемых сетей и трансформаторной подстанции, принадлежащей ПАО "Якутскэнерго", со ссылкой на статьи 130, 131 и 135 ГК РФ апелляционным судом рассмотрен и обоснованно отклонен со ссылкой на положения статей 3 и 26 Закона об электроэнергетике и установление факта отсутствия оформления и регистрации спорных сетей и трансформаторной подстанции как единого имущественного комплекса, изложив мотивы его непринятия на странице 8 постановления."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 9 июня 2021 г. N Ф02-2776/21 по делу N А58-1310/2020