Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 9 июня 2021 г. N Ф02-2776/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Чита |
|
2 марта 2021 г. |
Дело N А58-1310/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 2 марта 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Желтоухова Е.В., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 21 декабря 2020 года по делу N А58-1310/2020,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное бюджетное учреждение "Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей" (ОГРН 1021401057655, ИНН 1435033691, далее - заявитель, ФБУ "Администрация Ленского бассейна") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска (ОГРН 1031402045905, ИНН 1435134280, далее - заинтересованное лицо, департамент) о признании незаконным отказа принять в муниципальную собственность сетей электроснабжения с кадастровым номером 14-14-01/040/2013-780, расположенных по адресу: г. Якутск, ул. Ленина, д.4; с кадастровым номером 14-14-01/006/2012-827, расположенные по адресу: г. Якутск, ул. Хабарова, д.42, изложенного в письме от 18.02.2020 N 253.
К участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Окружная администрация города Якутска (ОГРН 1031402045124, ИНН 1435133907), Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1021401067995, ИНН 1435027592), Публичное акционерное общество "Якутскэнерго" (ОГРН 1021401047260, ИНН 1435028701).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 21 декабря 2020 года по делу N А58-1310/2020 заявленное требование удовлетворено.
Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт полагает, что судом неправомерно не принято во внимание, что разделение спорных сетей электроснабжения от трансформаторных подстанций, принадлежащих ПАО "Якутскэнерго", невозможно, в связи с этим эти сети не могут быть приняты в муниципальную собственность, а должны передаваться в ПАО "Якутскэнерго". Кроме того, считает, что заявитель пропустил установленный статьей 198 АПК РФ 3-х месячный срок для обращения в суд. В данном случае срок обращения в суд должен исчисляться с 09.10.2019 г., т.е. с момента получения первого письма Окружной администрации, в котором администрация ясно отказывает в принятии электрических сетей. Также полает, что судом не учтено, что при передаче имущества, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность должно учитываться мнение органа местного самоуправления.
Заявитель в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласился.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 30.01.2021. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ФБУ "Администрация Ленского бассейна" на праве оперативного управления принадлежит следующее недвижимое имущество:
- сети электроснабжения протяженностью 260 м с кадастровым (или условным номером) 14-14-01/040/2013-780, расположенные по адресу г. Якутск, пр. Ленина, д. 4 (свидетельство о государственной регистрации права N 14-АБ 091353 от 29.08.2013) (т.1 л.д.35);
- сети электроснабжения протяженностью 700 м с кадастровым (или условным номером) 14-14-01/006/2012-827, расположенные по адресу г. Якутск, ул. Хабарова, д. 42 (свидетельство о государственной регистрации права N 14-АБ 060115 от 15.05.2013) (т.1 л.д.34).
В соответствии с письмом от 08.06.2015 N КС-27/5954 от Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) поступило разрешение на передачу объектов сетей электроснабжения, расположенных по адресам: г. Якутск, пр. Ленина, д. 4 и г. Якутск, ул. Хабарова, д. 42, из федеральной собственности в муниципальную собственность (т.1 л.д.36-37).
13.09.2019 заявителем в целях согласования вопроса о передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность недвижимого имущества - инженерных сетей (сетей электроснабжения), расположенных по адресам: г. Якутск, пр. Ленина, д. 4 и г. Якутск, ул. Хабарова, д. 42, в Окружную администрацию города Якутска было направлено письмо с приложением документов.
Письмом от 08.10.2019 N 874 Окружная администрация города Якутска предложила осуществить передачу вышеуказанных сетей в собственность ПАО "Якутскэнерго".
В адрес Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) заявителем было направлено письмо N А10-5814 от 07.11.2019 о рассмотрении вопроса передачи объектов недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность Республики Саха (Якутия).
Письмом N 04/и-09-13344 от 25.12.2019 Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) сообщило об отсутствии возможности принятия сетей электроснабжения в государственную собственность.
24.01.2020 заявитель обратился к Главе городского округа Город Якутск о принятии спорных инженерных сетей в муниципальную собственность (письмо N А10-289 от 24.01.2020) (т.1 л.д.38).
18.02.2020 в письме N 253 департамент отказал в принятии инженерных сетей (сетей электроснабжения), расположенных по адресам: г. Якутск, пр. Ленина, д. 4 и г. Якутск, ул. Хабарова, д. 42 в муниципальную собственность, ввиду того, что данные сети обеспечиваются электроэнергией от трансформаторных подстанций, принадлежащих ПАО "Якутскэнерго". Кроме того, предложил рассмотреть вопрос передачи указанных объектов напрямую в ПАО "Якутскэнерго".
Не согласившись с указанным отказом, ФБУ "Администрация Ленского бассейна" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
Частью 4 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Апеллянтом заявлено о пропуске ФБУ "Администрация Ленского бассейна" срока на обжалование решения об отказе в принятии в муниципальную собственность спорных объектов, мотивированное тем, что оспариваемый отказ от 18.02.2020 N 253 является повторным, изначально письмом от 08.10.2019 N 874 Окружная администрация города Якутска предложила осуществить передачу вышеуказанных сетей в собственность ПАО "Якутскэнерго", таким образом, отказав в принятии в муниципальную собственность указанных объектов.
Между тем заявитель не оспаривает письмо от 08.10.2019 N 874. Письмо Окружной администрации города Якутска исх. N 874 от 08.10.2019 не является решением об отказе в принятии недвижимого имущества (инженерных сетей) в муниципальную собственность, поскольку прямого волеизъявления относительно принятия указанного федерального имущества не содержит. Содержание данного письма носило рекомендательный характер, а именно предложение по осуществлению передачи инженерных сетей в собственность ПАО "Якутскэнерго".
Решение об отказе в принятии инженерных сетей (сечей электроснабжения), расположенных по адресам: г. Якутск, пр. Ленина, д. 4 и г. Якутск, ул. Хабарова, д.42 в муниципальную собственность, содержится в письме N 253 от 18.02.2020.
Из материалов дела следует, что письмо N 253 от 18.02.2020 получено заявителем 25.02.2020, следовательно, обращаясь в суд 28.02.2020 с заявлением о признании его незаконным, срок, предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ, соблюден.
Таким образом, доводы о пропуске срока на обращение в суд, апелляционная коллегия находит несостоятельными.
На основании статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В пункте 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" разъяснено, что объекты государственной собственности, указанные в приложении 3 к постановлению, в том числе жилищный и нежилой фонд, объекты инженерной инфраструктуры городов (сооружения и сети водопровода и канализации, котельные, тепловые сети, электрические сети и так далее), независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
В соответствии с пунктом 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" объекты, указанные в приложении 3 к постановлению, являются объектами муниципальной собственности в силу прямого указания закона.
Согласно пункту 4 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в числе прочего, организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность определен Федеральным законом N 122-ФЗ ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ).
В силу части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ имущество, находящееся в федеральной собственности, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Статьей 154 Закона N 122-ФЗ, установлен исчерпывающий перечень имущества, которое может находиться в федеральной собственности.
Находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или, муниципальную собственность в случае если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
На основании абзаца семнадцатого статьи 11 Закона N 122-ФЗ решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ, Постановлением Правительства РФ N 374 от 13.06.2006, органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что департамент неправомерно уклонился от выполнения необходимых действий по принятию в муниципальную собственность спорных сетей, поскольку спорное имущество не относится к имуществу, указанному в части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ, которое может находиться в федеральной собственности, а предназначено для решения вопросов местного значения и подлежащего безвозмездной передаче в муниципальную собственность в силу пункта 3 части 7 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
В данном случае суд первой инстанции правомерно исходил из того, что существует объективная необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий, поскольку данные сети осуществляют электроснабжение жилых домов (домов муниципального жилищного фонда), что относится в силу Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения.
Суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции, что правовых оснований для отказа в приятии в муниципальную собственность спорного имущества у департамента не имелось.
При этом судом правильно учтено, что решение органа местного самоуправления об отказе от согласования передачи имущества не должно быть произвольным и препятствовать процедуре передачи имущества в случаях, установленных законом. При данных обстоятельствах отсутствие волеизъявления департамента на принятие объекта в муниципальную собственность не может препятствовать процедуре передачи имущества с учетом законных на то оснований.
Доводы департамента о неправомерности требований заявителя в силу того, что спорное имущество и трансформаторные подстанции ПАО "Якутскэнерго" образуют единый имущественный комплекс, несостоятельны в силу того, что указанные сети представляют собой самостоятельные объекты, что не может препятствовать передаче электрических сетей из федеральной собственности в муниципальную.
Так, из материалов дела не следует и ответчиком не представлено соответствующих доказательств того, что электрические сети, расположенные по адресам: г. Якутск, пр. Ленина, д. 4 и г. Якутск, ул. Хабарова, д.42, и трансформаторные подстанции, принадлежащие ПАО "Якугскэнерго", оформлялись как единый имущественный комплекс, права на такой комплекс регистрировались.
Кроме того, в силу части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрооперации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Следовательно, объекты электросетевого хозяйства, к которым в соответствии со ст. 3 Закона об электроэнергетике относятся, в том числе линии электропередачи, могут находиться как в собственности сетевых организаций, так и в собственности иных лиц. Положения Закона об электроэнергетике не содержат ограничений/запретов в части приобретения права собственности па объекты электросетевого хозяйства лицом, не являющимся сетевой организацией, следовательно, нахождение таких объектов в муниципальной собственности не может противоречить нормам действующего законодательства.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 21 декабря 2020 года по делу N А58-1310/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-1310/2020
Истец: Федеральное бюджетное учреждение "Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей"
Ответчик: Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска
Третье лицо: Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия), Окружная администрация города Якутска, ПАО "Якутскэнерго"