город Иркутск |
|
16 июня 2021 г. |
Дело N А74-6851/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 июня 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Рудых А.И., Шелёминой М.М.,
при ведении протокола судебного заседания в Арбитражном суде Восточно-Сибирского округа помощником судьи Васильевым Е.В.,
с участием судьи Арбитражного суда Республики Хакасия, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Курочкиной И.А., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Кузнецовой Н.В.,
при участии в судебном заседании представителей публичного акционерного общества "Россети Сибирь" Космыниной Л.А. (доверенность от 25.12.2020, диплом, паспорт), Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия Тукачевой А.А. (доверенность от 11.01.2021, диплом, служебное удостоверение),
рассмотрев в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Сибирь" на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 01 февраля 2021 года по делу N А74-6851/2020, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 26 марта 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Сибирь" (ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527, далее - общество, ПАО "Россети Сибирь") обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее - Хакасское УФАС России, Управление) о признании незаконным и отмене постановления 13.07.2020 о назначении административного наказания по делу N 019/04/9.21-103/2020 об административном правонарушении.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Малунов Игорь Александрович.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 01 февраля 2021 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 26 марта 2021 года, постановление Управления признано незаконным и изменено в части назначения административного наказания; размер штрафа снижен судом до 300 000 рублей.
Общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции по мотивам неправильного применения судами пунктов 3, 7, 8, 16(6), 85, 90 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения), статей 9.21, 25.2, 26.1, 29.10, 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, и принять новое решение об удовлетворении заявленного требования.
В обоснование кассационной жалобы общество указывает на отсутствие состава вменяемого ему правонарушении ввиду невозможности осуществления технологического присоединения в установленный срок, поскольку потребитель свои обязательства по договору не выполнил - не представил в сетевую организацию уведомление о выполнении им технических условий в предусмотренный договором срок; срок исполнения сетевой организацией обязательства по фактическому технологическому присоединению начинает течь после осмотра присоединяемой электроустановки; в отсутствие уведомления потребителя ПАО "Россети Сибирь" не нарушало его прав на технологическое присоединение энергопринимающего устройства к электрическим сетям; судами не учтено, что потребитель обратился в ненадлежащую сетевую организацию, так как имелись сети, находящиеся на наименьшем расстоянии от его участка.
Также заявитель кассационной жалобы не согласен с выводами судов об отсутствии нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, указывает, что судом апелляционной инстанции неправильно установлены обстоятельства о проведении плановой проверки; судом первой инстанции не учтено, что дело возбуждено протоколом, а не определением от 23.06.2020.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (определение, выполненное в форме электронного документа и подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), третье лицо явку в судебное заседание не обеспечило, представителя не направило, в связи с чем, кассационная жалоба рассматривается в его отсутствие.
В судебном заседании представитель общества доводы кассационной жалобы поддержала; представитель Хакасского УФАС России указала на законность и обоснованность судебных актов.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (далее - ПАО "МРСК Сибири") переименовано в публичное акционерное общество "Россети Сибирь".
Между ПАО "МРСК Сибири" и Малуновым И.А. (потребитель) 10.08.2018 заключен договор N 20.1900.3606.18 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, по условиям которого общество приняло на себя обязательства по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя электроустановок жилого дома, в том числе, по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства (включая их проектирование, строительство, реконструкцию) к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства.
Пунктом 5 договора установлен срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению - 1 год со дня заключения договора.
На основании поступивших в Управление 14.11.2019 из Госкомтарифэнерго Хакасии обращения гражданина (вх. N 6339) на действия ПАО "МРСК Сибири" в части нарушения сроков технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств объектов потребителя, 20.12.2019 материалов проверки Прокуратуры Усть-Абаканского района по поступившей жалобе Малунова И.А., ответов ПАО "МРСК Сибири" (на уведомления о составлении протокола об административном правонарушении) от 02.12.2019 о рассмотрении вопроса об изменении технических условий по договору с потребителем, от 13.03.2020 об отсутствии технической возможности осуществления технологического присоединения объекта потребителя, в связи с наличием сетей (и охранных зон) иных организаций, и расторжении 21.01.2020 договора с Малуновым И.А., антимонопольным органом вынесено определение от 23.06.2020 о возбуждении в отношении ПАО "МРСК Сибири" дела N 019/04/9.21-103/2020 об административном правонарушении по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ и проведении административного расследования.
По результатам административного расследования, с учетом представленных 29.07.2020 обществом дополнительных документов и пояснений по указанному договору об осуществлении технологического присоединения к сетям, а также пояснений общества с ограниченной ответственностью "Межрайонные распределительные электрические сети", представленных по запросу Управления о расстоянии сетей до участка потребителя, по факту выявленного нарушения субъектом естественной монополии - ПАО "МРСК Сибири", порядка подключения к электрическим сетям, должностным лицом Управления в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 019/04/9.21-103/2020 от 03.07.2020 по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановлением Управления N 019/04/9.21-103/2020 от 13.07.2020 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей.
Не согласившись с постановлением антимонопольного органа, общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности наличия в действиях общества состава вменяемого правонарушения, отсутствии существенных нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности. Вместе с тем, применяя положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, суд счел возможным снизить размер штрафа и назначить обществу административное наказание в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения), в том числе, к электрическим сетям.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи Кодекса, влечёт административную ответственность в соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом, в сроки, установленные Правилами технологического присоединения. Заключение договора является обязательным для сетевой организации (абзац 3 части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике, пункт 6 Правил технологического присоединения).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 16 Правил (в редакции, действовавшей в период привлечения к административной ответственности) срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, а также для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, при технологическом присоединении к объектам электросетевого хозяйства организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью.
Данная норма носит императивный характер и направлена на недопустимость злоупотребления сетевой организацией как сильной стороной в договоре с потребителем услуги.
Пункты 7, 18 Правил технологического присоединения предусматривают процедуру выполнения сторонами договора об осуществлении технологического присоединения объекта к электрическим сетям мероприятий по технологическому присоединению. Мероприятия по технологическому присоединению включают в себя, в том числе, выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией.
Как следует из материалов дела, в рамках заключенного 10.08.2018 с Малуновым И.А. договора присоединения N 20.1900.3606.18 ПАО "МРСК Сибири" приняло на себя обязательства по технологическому присоединению жилого дома потребителя к электрическим сетям.
Приложением к данному договору являются Технические условия, которыми определен перечень и объем обязательств для каждой из сторон; предусмотрено, в том числе, что сетевая организация выполняет проектную документацию и согласовывает ее со всеми заинтересованными организациями, осуществляет в соответствии с проектной документацией: строительство ЛЭП-10 кВ от ближайшей опоры ВЛ 10 кВ ф. 29-05 Черногорская-городская-РТП 3А до места установки новой ТП-10/0,4 кВ; установку новой ТП-10/0,4 кВ; строительство ЛЭП-0,4 кВ от РУ-0,4 кВ новой ТП-10/0,4 кВ до границ земельного участка заявителя.
Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению установлен договором - 1 год со дня заключения договора.
Согласно пункту 6 договора общество обязуется надлежащим образом исполнить обязательства по договору, в том числе по выполнению возложенных на сетевую организацию мероприятий по технологическому присоединению (включая урегулирование отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя (потребителя), указанные в технических условиях.
Заключая двусторонний возмездный договор, порядок исполнения которого предусмотрен императивными нормами публичного права, сетевая организация, как профессиональный участник рынка, берет на себя все риски его исполнения, исходя из статуса сторон, а также с учетом того, что такие риски являются неотъемлемо сопутствующими коммерческой деятельности сетевой организации в силу пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, сетевая организация обязана надлежаще исполнить соответствующие мероприятия в установленный законом и договором срок.
Вместе с тем, как установлено судами и Управлением, сетевой организацией обязательства по договору N 20.1900.3606.18 от 10.08.2018 в срок до 10.08.2019 не исполнены, мероприятия согласно техническим условиям, требуемые для присоединения к электрическим сетям, не выполнены.
Доводы заявителя кассационной жалобы о наличии объективных причин невозможности своевременного исполнения договора ввиду неисполнения потребителем договора об осуществлении технологического присоединения не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции.
Действующее законодательство возлагает именно на сетевую организацию обязанность по соблюдению правил технологического присоединения к электрическим сетям, в том числе в части сроков осуществления технологического присоединения; отсутствие уведомления потребителя об исполнении им технических условий не препятствуют осуществлению обществом мероприятий, предусмотренных техническими условиями, для технологического присоединения объекта потребителя.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что до 10.08.2019 обществом со своей стороны были в полном объеме выполнены требования Технических условий, являющихся приложением к договору.
Принимая во внимание приведенное правовое регулирование, по результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных доказательств и доводов сторон, суды обоснованно признали доказанным антимонопольным органом наличие в действиях общества состава вменяемого правонарушения.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что потребитель обратился в ненадлежащую сетевую организацию - ПАО "МРСК Сибири", так как имелись иные сети, находящиеся на наименьшем расстоянии от его участка, не может быть учтен, поскольку указанное не освобождает общество от исполнения обязательств по заключенному договору на технологическое присоединение устройств потребителя к сетям и не свидетельствует об отсутствии в действиях (бездействии) общества состава вменяемого правонарушения.
В рассматриваемом случае судами обоснованно учтено, что договор с потребителем был расторгнут только 21.01.2020, то есть после истечения установленного Правилами технологического присоединения и договором от 10.08.2018 срока на технологическое присоединение, а также правомерно отмечено, что Правила технологического присоединения не предусматривают такого основания для отказа сетевой организации в заключении договора технологического присоединения к электрическим сетям, как имеющаяся информация о расположении объекта иной сетевой организации вблизи участка заявителя.
Нарушение процедуры привлечения общества к административной ответственности судами не установлено.
Доводы общества о противоречии выводов судов в части непроведения административного расследования, не могут быть приняты во внимание.
Суд округа отмечает, что статьей 28.7 КоАП РФ не регламентирован исчерпывающий перечень процессуальных действий административного органа, осуществление которых проводится в рамках административного расследования. Назначение административного расследования относится к исключительной компетенции административного органа при выявлении факта совершения административного правонарушения в областях, предусмотренных частью 1 указанной статьи.
В рассматриваемом случае истребование, получение и анализ сведений и документов в ходе возбужденного дела при проведении административного расследования, не свидетельствуют, вопреки выводам апелляционного суда, о непроведении Управлением административного расследования. Вместе с тем, при наличии обоснованных выводов судов об отсутствии существенных нарушений со стороны административного органа при производстве по делу об административном правонарушении, в том числе установленных статьями 25.2, 26.1, 29.10, 29.11 требований, соответствующие доводы заявителя жалобы подлежат отклонению.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела. Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Доводы, указанные в кассационной жалобе, иное толкование действующего законодательства, не опровергают выводы судов и не влияют на законность принятых по делу судебных актов, направлены на переоценку доказательств и установлению по делу иных фактических обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 01 февраля 2021 года по делу N А74-6851/2020, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 26 марта 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Ананьина |
Судьи |
А.И. Рудых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пункты 7, 18 Правил технологического присоединения предусматривают процедуру выполнения сторонами договора об осуществлении технологического присоединения объекта к электрическим сетям мероприятий по технологическому присоединению. Мероприятия по технологическому присоединению включают в себя, в том числе, выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией.
...
Заключая двусторонний возмездный договор, порядок исполнения которого предусмотрен императивными нормами публичного права, сетевая организация, как профессиональный участник рынка, берет на себя все риски его исполнения, исходя из статуса сторон, а также с учетом того, что такие риски являются неотъемлемо сопутствующими коммерческой деятельности сетевой организации в силу пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации.
...
Суд округа отмечает, что статьей 28.7 КоАП РФ не регламентирован исчерпывающий перечень процессуальных действий административного органа, осуществление которых проводится в рамках административного расследования. Назначение административного расследования относится к исключительной компетенции административного органа при выявлении факта совершения административного правонарушения в областях, предусмотренных частью 1 указанной статьи."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16 июня 2021 г. N Ф02-2390/21 по делу N А74-6851/2020