город Иркутск |
|
22 июня 2021 г. |
Дело N А19-7473/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 июня 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Ананьиной Г.В., ЗагвоздинаВ.Д.,
при участии в судебном заседании представителей: Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области Кузнецова С.С. (доверенность от 09.09.2020, диплом), общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "ЕвроСибЭнерго" Шиховой М.В. (доверенность от 19.02.2021, диплом),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 декабря 2020 года, дополнительное решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 декабря 2020 года по делу N А19-7473/2020, постановления Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 05 марта 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "ЕвроСибЭнерго" (ОГРН 11053808017185, ИНН 3808118560, г. Иркутск; далее - ООО "ТД "ЕвроСибЭнерго", Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения от 06.02.2020 N 038/01/17-1099/2019 Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутское УФАС России, Управление, антимонопольный орган).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Аквакомплект" (ОГРН 1025203741815, ИНН 5262094559), общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Заводские сети" (ОГРН 1045207048590, ИНН 5256049340, г. Нижний Новгород), общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Метахим" (ОГРН 1067746651950, ИНН 7722578594, г. Москва).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 07 декабря 2020 года решение Иркутского УФАС России от 06.02.2020 N 038/01/17-1099/2019 признано незаконным. Дополнительным решением от 30 декабря 2020 года на Управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества.
Постановлениями Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05 марта 2021 года решение и дополнительное решение суда первой инстанции оставлены без изменения.
Иркутское УФАС России обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, Положение о закупках ООО "ТД "ЕвроСибЭнерго", утвержденное решением общего собрания участников ООО "ТД "ЕвроСибЭнерго" от 12.02.2016 (далее - Положение о закупках), Регламент взаимодействия Общества и заказчиков по согласованию содержания закупочной документации и технической оценке предложений участников закупочных процедур, утвержденный приказом генерального директора ООО "ТД "ЕвроСибЭнерго" от 20.06.2018 N 400/400/125 (далее - Регламент), не содержат норм о возможности проведения технической комиссией лабораторных, промышленных и иных видов испытаний в отношении заявленного к поставке товара, не определен порядок проведения таких испытаний; необоснованным является вывод судов о соответствии минимальной эффективной дозы коагулянта АХГ и экономически неэффективном применении коагулянта ОХА-18, поскольку доведение воды до норм СанПиН фактически может быть обеспечено коагулянтом ОХА-18, а учитывая более выгодное предложение ООО "Метахим", затраты на приготовление воды питьевого качества в марте 2019 года окажутся ниже, чем затраты при применении коагулянта АХГ; по результатам лабораторных и промышленных испытаний коагулянта ОХА-18 решение о допуске или об отказе в допуске к дальнейшему участию принято не было, в связи с чем у Общества отсутствовали основания для отказа от закупки и заключения договора с единственным поставщиком; суды неправомерно приняли во внимание ссылку Общества и ООО "Аквакомплект" на возникновение аварийной ситуации у заказчика в связи исчерпанием запасов коагулянта, поскольку возникновение указанной ситуации явилось следствием неоднократного нарушения ООО "ТД "ЕвроСибЭнерго" антимонопольного законодательства при проведении закупки и выдачи предписаний об аннулировании закупок; указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии антиконкурентного соглашения.
В отзывах на кассационную жалобу ООО "ТД "ЕвроСибЭнерго" и ООО "Аквакомплект" считают ее доводы несостоятельными, судебные акты - законными и обоснованными.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), ООО "Аквакомплект", ООО "Метахим", ООО "Заводские сети" своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Представители Иркутского УФАС России и ООО "ТД "ЕвроСибЭнерго", в судебном заседании подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "ТД "ЕвроСибЭнерго" в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) разработано и утверждено Положение о закупках, определяющее единые правила закупочной деятельности Общества.
29.09.2018 на официальном сайте в сети интернет zakupki.gov.ru ООО "ТД "ЕвроСибЭнерго" размещены извещение и документация по проведению закупки в форме запроса предложений на поставку коагулянта алюминий хлоргидрат очищенный 2 и коагулянта водного раствора сернокислого алюминия для нужд ООО "Заводские сети" в 2019 году (закупка N 3180697314).
ООО "Метахим" обратилось с жалобой в Иркутское УФАС России на положения закупочной документации в части необоснованного установления требований к товару, ограничивающих конкуренцию участников, в части установления требования о соответствии коагулянта алюминия хлоргидрата конкретному ТУ 2621-063-00205067-2000, разработчиком которого является ОАО "Аурат" и его производство принадлежит только разработчику.
По результатам рассмотрения указанной жалобы Управлением вынесено решение N 1265/18 о признании жалобы обоснованной и заказчику выдано предписание об аннулировании закупки, которое исполнено ООО "ТД "ЕвроСибЭнерго".
30.11.2018 на сайте zakupki.gov.ru ООО "ТД "ЕвроСибЭнерго" вновь размещено извещение и документация по проведению закупки в форме запроса предложений на поставку коагулянта алюминий хлоргидрат очищенный 2 (оксихлорид алюминия) в количестве 880 т и коагулянта водного раствора сернокислого алюминия в количестве 4899,4 т для нужд ООО "Заводские сети" в 2019 году (закупка N 31807228536). Техническим заданием, являющимся приложением к документации по проведению закупки, установлены требования к поставляемому товару, в том числе физико-химические свойства коагулянта, а также к предоставлению документации на коагулянт, включающий в себя установленный перечень документов.
05.12.2018 ООО "Метахим" подана жалоба в Нижегородское УФАС России в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения которой принято решение от 19.12.2018, жалоба признана обоснованной ввиду установления заказчиком необоснованных требований к поставляемому товару, которые ограничивают конкуренцию по отношению к участникам закупки, в том числе требования о том, что коагулянты должны работать в паре друг с другом в определенной пропорции, в определенной дозе в определенные времена года, и обеспечивать соответствие качества воды требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01. "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" (далее - СанПиН 2.1.4.1074-01).
Заказчику выдано предписание о внесении изменений в документацию о закупке до 11.01.2019.
Указанное предписание антимонопольного органа ООО "ТД "ЕвроСибЭнерго" исполнено и в документацию по проведению закупки N 31807228536 внесены изменения (информация размещена в единой информационной системе zakupki.gov.ru 11.01.2019), а именно: Техническим заданием, утвержденным 10.01.2019 техническим директором ООО "Заводские сети", установлены, в частности, следующие требования к поставляемому коагулянту: физико-химические свойства: растворимость в воде - полная; согласно законодательству Российской Федерации коагулянт должен обеспечивать качество очищенной воды в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01; коагулянт должен обеспечить безаварийную работу действующего на станции оборудования; гарантийный срок хранения коагулянта в банках-хранилищах должен составлять не менее 1 года.
24.01.2019 в единой информационной системе (далее - ЕИС) ООО "ТД "ЕвроСибЭнерго" размещено уведомление о продлении срока подведения итогов по открытому запросу предложений до 15 час. 00 мин. (время московское) 15.02.2019.
В дальнейшем ООО "ТД "ЕвроСибЭнерго" дважды осуществлялось продление сроков подведения итогов закупки N 31807228536 (08.12.2019 и 26.03.2019 со сроком подведения итогов - до 31.03.2019).
На участие в закупке N 31807228536 подано 2 заявки хозяйствующих субъектов со следующими коммерческими предложениями:
- ООО "Аквакомплект" (цена договора - 30 532 260 рублей (коагулянт алюминий хлоргидрат очищенный - 16 324 000 рублей (цена за 1т = 18 550 рублей), коагулянт водного раствора сернокислого алюминия - 14 208 260 рублей));
- ООО "Метахим" (цена договора - 30 492 536 рублей 60 копеек (коагулянт оксихлорид алюминия технический жидкий - 10 486 669 рублей 60 копеек (цена за 1т = 11 916 рублей 67 копеек); коагулянт водного раствора сернокислого алюминия - 20 005 867 рублей)).
Протоколом от 29.01.2019 N 7 заседания технического совета по оценке технических предложений участников закупки (поставка коагулянтов для ЦВК ООО "Заводский сети" в 2019 году) указано, что окончательное решение о возможности использования коагулянта ООО "Метахим" будет вынесено после проведения лабораторных и промышленных испытаний.
Протоколом совещания технического совета ООО "Заводские сети" от 18.03.2019 N 12 установлено, что по результатам промышленных испытаний коагулянта ОХА-18 для определения рабочих доз и эффективности работы реагента выявлено, что поставленная партия ОХА-18 не соответствует постоянному технологическому регламенту ТР N 02-2018 по показателю "внешний вид" (мутный, не прозрачный, резкий запах, осадок). Кроме этого, при стабильной работе на дозе 25 мг/л выявлено увеличение окисляемости, цветности и количество спор сульфитредуцирующих клостридий по скорым фильтрам. В связи со стабильным качеством речной воды по химическим показателям доза ОХА-18 является непоказательной. Принято решение по приведению в соответствие с нормативными документами коагулянта ОХА-18 (внешний вид, запах) и продолжить промышленные испытания в другие времена года (весна, лето, осень).
Предложено на апрель месяц 2019 года закупить коагулянт АХГ, а с мая по ноябрь закупить сернокислый алюминий.
Также решено подготовить письмо в адрес ООО "Метахим" по приведению в соответствие с нормативными документами (ТР N 02-2018) коагулянта ОХА-18 (внешний вид, запах) при условии согласия продолжить промышленные испытания в другие времена года (весна, лето, осень). Подготовить аварийную заявку на ООО "ТД "ЕвроСибЭнерго" о дополнительной закупке реагентов в апреле 2019 года.
Результаты промышленных испытаний ОХА-18 ООО "Заводские сети" отражены в отчете промышленных испытаний на Автозаводской водопроводной станции ЦВК.
Протоколом совещания технического совета ООО "Заводские сети" от 19.03.2019 N 13 установлено соответствие техническим требованиям заказчика коагулянта алюминий хлоргидрат очищенный в количестве 880 т (ООО "Аквакомплект").
На соответствие техническим требованиям заказчика коагулянта алюминия хлоргидрат очищенный ООО "Метахим" в количестве 880 т по результатам промышленных испытаний коагулянта ОХА-18 для определения рабочих доз и эффективности работы реагента выявлено, что поставленная партия ОХА-18 не соответствует ТР N 02-2018 по показателю "внешний вид" (мутный, не прозрачный, резкий запах, осадок). Кроме этого, при стабильной работе на дозе 25 мг/л выявлено увеличение окисляемости, цветности и количество спор сульфитредуцирующих клостридий по скорым фильтрам.
Наряду с этим принято решение о соответствии техническим требованиям заказчика коагулянта водного раствора сернокислого алюминия с содержанием активной части (позиция N 2) ООО "Аквакомплект" и ООО "Метахим".
12.04.2019 ген. директором ООО "Заводские сети" на имя директора филиала ООО "ТД "ЕвроСибЭнерго" "Нижегородский" направлено письмо N ЗС/2019-941, согласно которому приготовление воды питьевого качества, соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "невозможно без применения коагулянта и данный процесс имеет непрерывный характер. В настоящее время коагулянта осталось на несколько суток, без учета аварийного запаса. Отсутствие данного реагента может создать угрозу остановки производственного процесса по приготовлению воды питьевого качества, что в свою очередь, может привести к ограничению холодного и горячего водоснабжения населения Автозаводского района г. Нижнего Новгорода, и соответственно, привести к созданию чрезвычайной ситуации в районе. В связи с длительным отсутствием договора на закупку коагулянта на 2019 год прошу в аварийном порядке провести закупку в апреле 2019 года коагулянта алюминий хлоридгидрат 50% раствор очищенный марки 2 производства ООО "Аурат-ВВ" в количестве 176 тонн".
12.04.2019 в ЕИС на сайте zakupki.gov.ru ООО "ТД "Евросибэнерго" размещен протокол рассмотрения заявок и подведения итогов по проведению запроса предложений N 31807228536 от 27.03.2019 N 379, исходя из которого:
- закупочная комиссия рассмотрела заявку каждого участника процедуры закупки на соответствие требованиям, установленным в документации о запросе предложений в неэлектронной форме, и приняла решение по поз. 2 - коагулянт водного раствора сернокислого алюминия допустить к участию в запросе предложений всех участников закупки;
- закупочной комиссией проведены телефонные переговоры и запрос о снижении цены, в ходе которых участники процедуры предоставили обновленные коммерческие предложения: ООО "Аквакомплект" - 14 208 260 рублей, ООО "Метахим" - 11 855 580 рублей;
- ООО "ТД "Евросибэнерго", руководствуясь пунктом 13 Извещения о проведении открытого запроса предложений, принято решение отказаться от проведения открытого запроса предложений по поз. N 1 - коагулянт алюминий хлоргидрат очищенный;
- заключить договор поставки коагулянта водного раствора сернокислого алюминия (производство ООО "Аква-реагент") с ООО "Метахим" г. Москва.
При этом также 12.04.2019 ООО ТД "ЕвроСибЭнерго" в план-закупки, размещенный на сайте zakupki.gov.ru, внесены изменения и добавлена позиция 695 по закупке у единственного поставщика коагулянта алюминия хлоргидрата очищенного 2 марки ТУ 2621-063-00205067-2004 ОАО "Аурат" для Нижегородского филиала Общества в 2019 году. Начальная (максимальная) цена договора составила 3 150 400 рублей (цена за 1т = 17 900 руб.).
Выбор способа заключения договора с единственным поставщиком согласно пояснениям ООО "ТД "ЕвроСибЭнерго" обусловлен наличием срочной потребности в продукции (раздел 5 Положения о закупках, пункт 5.1.7.3).
Антимонопольный орган в связи с обращением ООО "Метахим" установил, что действия ООО "ТД "ВотСибЭнерго" по установлению требований к подлежащему поставке коагулянту алюминий хлоргидрат очищенный 2 или его эквивалента, которые по решениям территориальных органов управлений ФАС России были признаны недопустимыми, поскольку ограничивают круг потенциальных участников закупки, проведением в течение длительного периода испытаний предложенного к поставке ООО "Метахим" реагента, наличием обращений ООО "Заводские сети" в адрес ООО "ТД "ЕвроСибЭнерго" о необходимости поставки именно коагулянта производства "Аурат-СВ", и отказа Общества от проведения закупки по поз. N 1 запроса предложений N 31807228536, формально соответствующего Положению о закупках Общества, в совокупности с дальнейшим заключением договора поставки коагулянта с ООО "Аквакомплект", являвшимся также участником названного запроса предложений, и предложившим поставку коагулянта по цене, уступающей предложению ООО "Метахим", свидетельствуют о наличии в действиях ООО "ТД "ЕвроСибЭнерго" и ООО "Аквакомплект" нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившегося в достижении антиконкурентного соглашения, целью которого является ограничение конкуренции на товарном рынке и создание преимущественных условий ООО "Аквакомплект" по поставке коагулянта алюминий хлоргидрата очищенного 2 марки ТУ 2621-063-00205067-2004 производства ОАО "Аурат".
Решением Иркутского УФАС России от 06.02.2020 по делу N 038/01/17-1099/2019 ООО "ТД "ЕвроСибЭнерго" и ООО "Аквакомплект" признаны нарушившими пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в части заключения и реализации соглашения, которое имело своей целью либо которое привело или способно привести к ограничению конкуренции и созданию преимущественных условий для хозяйствующего субъекта - ООО "Аквакомплект", результатом которого явилось осуществление закупки на поставку коагулянта алюминия хлоргидрата очищенного 2 марки ТУ 2621-063-00205067-2004 ОАО "Аурат" для Нижегородского филиала общества в 2019 году с единственным поставщиком.
ООО "ТД "ЕвроСибЭнерго" оспорило данное решение в Арбитражный суд Иркутской области.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в частности, координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Положения части 1 настоящей статьи распространяются, в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (часть 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции).
Частью 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий: информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов (путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке); обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки; описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи (часть 3 статьи 3 Закона о закупках).
Неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке (часть 3.2 статьи 3 Закона о закупках).
Порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке (статья 3.6 Закона о закупках).
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Судами установлено, что Положением о закупках ООО "ТД "ЕвроСибЭнерго" определено, что для оценки технических предложений участников закупки Заказчиком формируется техническая комиссия. Персональный состав технической комиссии и порядок ее работы устанавливается локальным нормативным документом Заказчика. В состав технической комиссии могут входить как сотрудники заказчика, так и сторонние лица (пункт 9.9.1.4). По результатам рассмотрения технических предложений участников закупки техническая комиссия дает заключение, в соответствии с которым рекомендует либо не рекомендует к приобретению предложенную продукцию (пункт 9.9.1.7).
В соответствии с Регламентом, разработанным для организации взаимодействия ООО "ТД "ЕвроСибЭнерго" и Заказчиков в рамках согласования содержания закупочной документации и технической оценки предложений участников закупочных процедур, при осуществлении закупок ООО "ТД "ЕвроСибЭнерго", оценку соответствия предложений участников осуществляет Техническая комиссия (раздел 7, пункты 8.5, 8.6 Регламента).
В целях исполнения приказа от 17.01.2019 N 7/НФТДЕСЭ "О создании комиссий по осуществлению процедур закупки для Нижегородского филиала ООО "ТД "ЕвроСибЭнерго" ООО "ТД "ЕвроСибЭнерго" и ООО "Заводские сети" совместным решением от 18.01.2019 N 1 была создана техническая комиссия в составе квалифицированных профильных технических специалистов ООО "Заводские сети" (в рамках исполнения договора поставки N НФ/Р/268/17 от 20.12.2017). Согласно решению от 18.01.2019 N 1 в процессе оценки технических предложений участников закупочной процедуры Техническая комиссия ООО "Заводские сети" выполняет:
- оценку соответствия предлагаемых участниками закупочной процедуры ТМЦ техническим требованиям, указанным в закупочной документации;
- оценку полноты и качества документов, указанных в закупочной документации, подтверждающих квалификацию участника закупочной процедуры и качество предлагаемых ТМЦ:
- оценку полноты и возможности использовании предлагаемых к поставке ТМЦ, включая предлагаемые аналоги.
Решение технической комиссии должно содержать рекомендации закупочной комиссии ООО "ТД "ЕвроСибЭнерго" по каждому участнику закупочной процедуры: о допуске или недопуске его к дальнейшему участию в закупочной процедуре, а также при необходимости, рекомендации по запросу у участника дополнительной информации.
На основании изложенного, суды обоснованно признали, что вопреки доводам антимонопольного органа, техническая комиссия в рамках оценки полноты и возможности использования предлагаемого к поставке ООО "Метахим" коагулянта ОХА-18 была вправе принять решение о проведении в отношении данного коагулянта лабораторных и промышленных испытаний.
Судами также установлено, что лабораторные и промышленные испытания коагулянта ОХА-18 ООО "Метахим" проводились специалистами заказчика - ООО "Заводские сети" в присутствии представителя ООО "Метахим".
Протоколом совещания технического совета ООО "Заводские сети" от 19.03.2019 N 13 установлено соответствие техническим требованиям заказчика коагулянта алюминий хлоргидрат очищенный в количестве 880 т (ООО "Аквакомплект").
На соответствие техническим требованиям заказчика коагулянта алюминия хлоргидрат очищенный ООО "Метахим" в количестве 880 т по результатам промышленных испытаний коагулянта ОХА-18 для определения рабочих доз и эффективности работы реагента выявлено, что поставленная партия ОХА-18 не соответствует ТР N 02-2018 по показателю "внешний вид" (мутный, не прозрачный, резкий запах, осадок). Кроме этого при стабильной работе на дозе 25 мг/л выявлено увеличение окисляемости, цветности и количество спор сульфитредуцирующих клостридий по скорым фильтрам.
Испытаниями коагулянта ОХА-18 ООО "Заводские сети" было выявлено несоответствие коагулянта по микробиологическим показателям СанПиН 2.1.4.1074-01, что является нарушением требования установленного пунктом 3 раздела 5 Технического задания.
Заключение Технической комиссии ООО "Заводские сети" не опровергнуто ООО "Метахим", а также и Управлением.
Суды установили, что выявленные при проведении исследований нарушения приведут к увеличению расходов на хлорсодержащие реагенты, электроэнергию для повышенного озонирования. Применение высоких доз хлора и озона также может привести и к повышенному содержанию последних, которые также регламентируются СанПиН 2.1.4.1074-01. Следовательно, затраты на приготовление воды питьевого качества в случае применения коагулянта ОХА-18 окажутся выше, чем затраты при применении коагулянта АХГ в связи с более высокой нормой расхода необходимой для получения воды, соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01.
Таким образом, доводы заявителя кассационной жалобы о том, что доведение воды до норм СанПиН фактически может быть обеспечено коагулянтом ОХА-18, а учитывая более выгодное предложение ООО "Метахим", затраты на приготовление воды питьевого качества в марте 2019 года окажутся ниже, чем затраты при применении коагулянта АХГ, не могут быть приняты во внимание, как противоречащие фактическим обстоятельствам дела, установленным судами.
Суды также приняли во внимание, что закупка ограниченного объема коагулянта была проведена ООО "ТД "ЕвроСибЭнерго" способом у единственного поставщика, на основании поз. 19 (5 "ж") п. 5.3.4. раздела 5 Положения о закупках: "срочная потребность в продукции, в том числе вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, при необходимости срочного медицинского вмешательства, а также для предотвращения угрозы возникновения указанных ситуаций".
Избрание ООО "ТД "ЕвроСибЭнего" неконкурентного способа закупки по поставке коагулянта АХГ было вызвано обращением ООО "Заводские сети" в адрес ООО "ТД "ЕвроСибЭнерго" об отсутствии коагулянта, что могло в свою очередь создать угрозу остановки производственного процесса по приготовлению воды питьевого качества, привести к ограничению водоснабжения населения Автозаводского района г. Н. Новгород, то есть созданию чрезвычайной ситуации.
С учетом того, что из 2-х коагулянтов, предложенных в рамках конкурентной закупочной процедуры, соответствовал только один в марте 2019 года, у ООО "Заводские сети" отсутствовала альтернатива использования коагулянта АХГ. При проведении закупки предложение о поставке данного вида коагулянта исходило только от ООО "Аквакомплект".
Таким образом, поскольку антимонопольный орган не доказал соответствие закону оспариваемого решения, а заявитель представил доказательства нарушения этим решением его прав и законных интересов, суды, исследовав и оценив в порядке статей 71, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, в соответствии с требованиями части 2 статьи 201 названного Кодекса правомерно удовлетворили заявленные требования.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя кассационной жалобы не свидетельствуют о нарушении судами двух инстанций норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего спора, направлены, по сути, исключительно на переоценку фактических обстоятельств, установленных судами при вынесении обжалуемых судебных актов, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, исходя из предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределов его компетенции.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 декабря 2020 года, дополнительное решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 декабря 2020 года по делу N А19-7473/2020, постановления Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 05 марта 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.