город Иркутск |
|
05 июля 2021 г. |
Дело N А74-8008/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 июля 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
Председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Левошко А.Н., Рудых А.И.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Манзановой Н.Ю.,
с участием судьи Арбитражного суда Республики Хакасия, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Раковой О.В., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Мигалкиной Т.В.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Республики Хакасия представителя администрации города Абакана Кириченко Е.Ю. (доверенность от 22.12.2020 N 5001, диплом); индивидуального предпринимателя Лендела Эдуарда Ивановича (паспорт) и его представителя Чеботарева В.А. (доверенность от 26.09.2019, диплом),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Абакана на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 30 декабря 2020 года по делу N А74-8008/2020, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 11 марта 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Лендел Эдуард Иванович (ОГРНИП 311190129000032, ИНН 190120314545, г. Абакан; далее - предприниматель Лендел Э.И.) обратился в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о признании незаконным решения от 03.07.2020 N 2548 администрации города Абакана (далее - Администрация) об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка площадью 1 470 кв. м с кадастровым номером 19:01:040102:1265, расположенного в городе Абакане по улице Катерная, 50, с разрешённым использованием "многоэтажная жилая застройка в соответствии с проектом планировки и проектом межевания", выраженного в письме главы города Абакана; об обязании Администрации устранить нарушения прав и законных интересов заявителя путём предоставления разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка площадью 1 470 кв. м, с кадастровым номером 19:01:040102:1265, расположенного в городе Абакане по улице Катерная, 50, с разрешённым использованием "многоэтажная жилая застройка в соответствии с проектом планировки и проектом межевания".
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 30 декабря 2020 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 11 марта 2021 года, заявленные требования удовлетворены. Отказ Администрации признан незаконным; на Администрацию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путём повторного рассмотрения заявления предпринимателя Лендела Э.И. от 24.06.2019.
Администрация обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 36, 37, 39, 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства", утверждённого постановлением Администрации г. Абакана от 01.09.2017 N 1405, статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, неправомерен вывод судов о том, что при повторном рассмотрении заявления предпринимателя Администрация должна руководствоваться нормами, действовавшими на момент обращения предпринимателя с указанным заявлением; Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит положений о том, что решение вопроса о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования ставится в зависимость от градостроительного регламента территориальной зоны, действующего на момент обращения; Правила землепользования и застройки, утвержденные решением Совета депутатов города Абакана от 24.12.2019 N 134, не предусматривают переходных положений; при принятии решения орган местного самоуправления должен определять возможность размещения соответствующего объекта с учетом изменений, внесенных в правила землепользования и застройки, а также иных документов территориального планирования; судами не учтены пункт 2.1.2 Тома I, пункт 3.2 Тома II Проекта планировки IV жилого района города Абакана, в соответствии с которыми жилищное строительство планируется осуществлять за счет реконструкции территорий существующей индивидуальной жилой застройки, нового жилищного строительства не предполагается; документы по планировке территории не предусматривают размещение на территории отдельно стоящего многоквартирного дома; Проектом планировки IV жилого района города Абакана предусмотрено образование смежного с участком заявителя земельного участка с видом разрешенного использования "дошкольные образовательные учреждения"; представленным предпринимателем генеральным планом не подтверждено соответствие планируемого использования земельного участка требованиям технических регламентов в области пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического благополучия (в части размещения площадки для мусороконтейнеров с нарушением минимального значения до дошкольных образовательных учреждений, пожарных проездов, размещенных за пределами земельного участка предпринимателя).
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель Лендел Э.И. считает ее доводы несостоятельными, судебные акты - законными и обоснованными.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Представитель Администрации, предприниматель Лендел Э.И. и его представитель в судебном заседании подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 04.06.2015 серии 19АА N 710370 предпринимателю на основании договора купли-продажи земельного участка и жилого дома от 22.05.2015, на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: под индивидуальную жилую застройку и хозяйственную застройку, общей площадью 1 470 кв. м, с кадастровым номером 19:01:040102:1265, расположенный по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, Катерная, 50. На участке находится жилой дом, принадлежащий заявителю на праве собственности (свидетельство от 04.06.2015 N19АА710369).
На момент приобретения указанного земельного участка он располагался в территориальной зоне жилой застройки 2-4 эт. секционного типа (Ж-2) (градостроительный план от 21.02.2011). Покупка земельного участка соответствовала коммерческим целям заявителя в виде постройки на земельном участке в будущем жилого дома малой этажности.
В соответствии с градостроительным планом земельного участка с кадастровым номером 19:01:040102:1265 от 17.08.2016 N RU193010002006001-280, разрешённое использование земельного участка: Ж-1Б. Подзона жилой застройки, расположенной на территории перспективной застройки и (или) в пределах перспективного коридора улиц и дорог, основные виды разрешённого использования земельного участка: "индивидуальные жилые дома", "существующие одноэтажные многоквартирные дома", "улицы и дороги общегородского, районного и местного значения", условно разрешённые виды использования земельного участка: "многоэтажная жилая застройка в соответствии с проектом планировки и проектом межевания", "объекты обслуживания жилой застройки в соответствии с проектом планировки и проектом межевания".
В целях строительства 4-3-х этажного многоквартирного жилого дома предприниматель Лендел Э.И. 05.02.2019 обратился к Администрации с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка "многоэтажная жилая застройка в соответствии с проектом планировки и проектом межевания".
На основании постановления главы города Абакана от 08.02.2019 N 3 проведены публичные слушания по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка, испрошенный заявителем.
Согласно протоколу публичных слушаний от 06.03.2019 N 10 по результатам публичных слушаний составлено заключение от 06.03.2019, в котором отражены отрицательные рекомендации организатора публичных слушаний по проекту решения.
Предприниматель, устранив замечания комиссии, 24.06.2019 вновь обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка "многоэтажная жилая застройка в соответствии с проектом планировки и проектом межевания".
Письмом от 09.08.2019 N 2208 Администрация с учётом рекомендаций Комиссии по правилам землепользования и застройки города Абакана от 08.08.2019 по итогам публичных слушаний, проведённых 24.07.2019, отказала в выдаче разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка "многоэтажная жилая застройка в соответствии с проектом планировки и проектом межевания", сославшись на то, что принятие решения об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка обусловлено отсутствием в проекте планировки отдельного стоящего многоквартирного дома, размещением смежно расположенного детского дошкольного учреждения, имеющего огороженную территорию, наличием инженерных коммуникаций на прилегающей территории к земельному участку, ограниченностью площади земельного участка, предоставленного для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: г. Абакан, ул. Катерная, 50, недостаточного для размещения многоквартирного дома.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 04 февраля 2020 года по заявлению Лендела Э.И. названный отказ Администрации признан незаконным. На Администрацию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путём повторного рассмотрения заявления предпринимателя от 24.06.2019.
Во исполнение упомянутого решения арбитражного суда на основании постановления главы города Абакана N 6 от 25.05.2020 проведены публичные слушания, по результатам которых комиссия приняла решение направить в Администрацию рекомендации об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования для земельного участка (протокол от 02.07.2020).
Письмом от 03.07.2020 N 2548 Администрация с учётом рекомендаций Комиссии по правилам землепользования и застройки города Абакана от 02.07.2020 сообщила предпринимателю Ленделу Э.И. об отказе в выдаче разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка "многоэтажная жилая застройка в соответствии с проектом планировки и проектом межевания" в связи с несоблюдением условия о соответствии запрашиваемого условно разрешенного вида использования земельного участка требованиям технических регламентов, санитарным нормам и правилам, а также Правилам землепользования и застройки и Проекту планировки IV жилого района города Абакана, утвержденному постановлением Администрации от 27.02.2020 и Проекту межевания IV жилого района города Абакана, утвержденному постановлением Администрации от 14.04.2020 N 602.
Предприниматель Лендел Э.И. обратился в Арбитражный суд Республики Хакасия с указанным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что оспариваемый отказ не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства закреплен в статье 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Административном регламенте предоставления муниципальной услуги "Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства", утверждённого постановлением Администрации г. Абакана от 01.09.2017 N 1405 (далее - Административный регламент).
Судами установлено, что на основании постановления главы города Абакана от 25.05.2020 N 6 проведены публичные слушания, по результатам которых комиссия приняла решение направить в Администрацию рекомендации об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования для земельного участка площадью 1 470 кв. м с кадастровым номером 19:01:040102:1265 в связи с несоблюдением условий о соответствии запрашиваемого условно разрешенного вида использования земельного участка требованиям технических регламентов и санитарным нормам и правилам (протокол от 02.07.2020).
В соответствии с рекомендациями заключения о результатах публичных слушаний от 03.07.2020 предоставление разрешения на условно разрешённый вид использования спорного земельного участка "многоэтажная жилая застройка" нецелесообразно.
В протоколе Комиссии от 02.07.2020 указано, что действующая на момент принятия настоящего решения документация по планировке территории, а именно: Проект планировки IV жилого района города Абакана, утвержденный постановлением администрации города Абакана от 27.02.2020 N 292, Проект межевания IV жилого района города Абакана, утвержденный постановлением администрации города Абакана от 17.04.2020 N 602, в зависимость от которых поставлена возможность предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, не предусматривают размещения на рассматриваемой территории отдельно стоящего многоквартирного дома.
Из представленного заявителем генплана М 1:500 "Трехэтажный жилой дом по ул. Катерной в г. Абакане", разработанного ООО "Меклен", следует, что проектирование пожарных проездов планируется на смежном земельном участке, подлежащем образованию в соответствии с Проектом межевания IV жилого района города Абакана с видом разрешенного использования "дошкольные образовательные учреждения", что является недопустимым. В представленном заявителем экспертном заключении указаны сведения о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам площадки для размещения контейнеров для хранения ТКО от 21.05.2019 N 402, о возможности размещения площадки для установки контейнеров на расстоянии 10 метров от спортивной площадей и 15 метров от детской площадки, однако данные сведения противоречат нормам СанПиН 2.1.3550-19.
В соответствии с частью 6 статьи 24 Правил землепользования и застройки города Абакана в случае получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства устанавливаются в соответствии с градостроительным регламентом территориальной зоны, в которой такой вид разрешенного использования является основным.
С учётом рекомендаций Комиссии от 02.07.2020 Администрацией принято решение от 03.07.2020 об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства и доводы сторон суды установили, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Абакана, утвержденными решением Совета депутатов г. Абакана от 24.12.2019 N 134, действующими на период рассмотрения заявления Лендела Э.И., и Проектом планировки IV жилого района г. Абакана, утвержденного постановлением Администрации от 22.04.2019 N 614, земельный участок заявителя расположен в территориальной зоне Ж-1Б, предназначенной для индивидуального жилищного строительства, существующих многоквартирных домов, многоквартирных домов (для территорий, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории), для улиц и дорог общегородского, районного и местного значения. В числе условно разрешённых видов использования предусмотрен вид "многоэтажная жилая застройка в соответствии с проектом планировки и проектом межевания".
В таблице N 1 Проекта планировки IV жилого района г. Абакана отражён баланс территории и основные показатели застройки, в соответствии с которым зона среднеэтажной жилой застройки составляет 38,9%. В соответствии с разделом 2.1.2 Проекта жилищное строительство планируется за счёт реконструкции территорий существующей индивидуальной жилой застройки.
Принимая во внимание изложенное, суды двух инстанций мотивированно признали, что ограничений для строительства многоквартирного дома на земельном участке заявителя, отнесённом к зоне Ж-1Б (зона жилой застройки, расположенной на территории перспективной застройки и (или) в пределах перспективного коридора улиц и дорог), не предусмотрено.
Выявленные несоответствия конкретных показателей будущего строительства жилого дома (нарушение требований СП 42.13330.2016 и СаНПиН 42-128-4690-88 в части размещения площадки ТКО; выполнение требований для обеспечения пожарной безопасности на земельном участке планируемого детского сада) в отсутствие какого-либо проекта детского учреждения, суды обоснованно признали недостаточными основаниями для отказа в согласовании условно разрешённого вида использования и не позволяющими однозначно установить препятствия для планирования будущего строительства на спорном земельном участке заявителя.
Ссылка Администрации на пункт 2.1.2 Тома I, пункт 3.2 Тома II Проекта изменений в Проект планировки IV жилого района города Абакана, не может быть принята во внимание, поскольку указанные выводы судов не опровергает.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что Администрация правомерно руководствовалась нормами права, действующими на момент фактического рассмотрения заявления, а не на момент обращения предпринимателя с заявлением, рассмотрены судами и обоснованно отклонены.
Правильно применяя положения статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, принимая во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в Определении от 18.01.2005 N 7-0, суды пришли к выводу, что Правила землепользования и застройки, утвержденные решением Совета депутатов города Абакана от 24.12.2019 N 134, то есть после обращения предпринимателя с заявлением (24.06.2019), повторно после признания судом незаконным отказа от 09.08.2019, рассматриваемого Администрацией по решению суда, к данным правоотношениям не применимы.
Согласно общим (основным) принципам действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после его введения в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на отношения, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, то есть придать закону обратную силу.
Правила землепользования и застройки, утвержденные Решением Совета депутатов города Абакана от 24.12.2019 N 134, не содержат норм о придании им обратной силы.
Рассмотрение заявления предпринимателя Лендела Э.И. от 24.06.2019 осуществлялось повторно во исполнение решения Арбитражного суда Красноярского края от 04 февраля 2020 года по делу N А74-11637/2019, которым признан отказ Администрации в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, принятый по результатам рассмотрения названного заявления предпринимателя.
При рассмотрении дела N А74-11637/2019 суд оценивал обстоятельства, связанные с отказом в соответствии с действовавшими на тот момент нормативными правовыми актами, по результатам чего пришел к выводу о несоответствии этого отказа требованиям действующего законодательства, в том числе Правилам землепользования и застройки города Абакана, утвержденным решением Совета депутатов г. Абакана от 10.11.2019 N 183, и Проекту планировки IV жилого района города Абакана, утвержденному постановлением Администрации от 22.04.2019 N 614, что послужило основанием для возложения на Администрацию обязанности по повторному рассмотрению заявления предпринимателя.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
При таких установленных по данному делу конкретных фактических обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит определённых статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Хакасия и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 30 декабря 2020 года по делу N А74-8008/2020, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 11 марта 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Выявленные несоответствия конкретных показателей будущего строительства жилого дома (нарушение требований СП 42.13330.2016 и СаНПиН 42-128-4690-88 в части размещения площадки ТКО; выполнение требований для обеспечения пожарной безопасности на земельном участке планируемого детского сада) в отсутствие какого-либо проекта детского учреждения, суды обоснованно признали недостаточными основаниями для отказа в согласовании условно разрешённого вида использования и не позволяющими однозначно установить препятствия для планирования будущего строительства на спорном земельном участке заявителя.
...
Правильно применяя положения статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, принимая во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в Определении от 18.01.2005 N 7-0, суды пришли к выводу, что Правила землепользования и застройки, утвержденные решением Совета депутатов города Абакана от 24.12.2019 N 134, то есть после обращения предпринимателя с заявлением (24.06.2019), повторно после признания судом незаконным отказа от 09.08.2019, рассматриваемого Администрацией по решению суда, к данным правоотношениям не применимы."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 5 июля 2021 г. N Ф02-2932/21 по делу N А74-8008/2020