город Иркутск |
|
06 июля 2021 г. |
Дело N А19-6895/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июля 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новогородского И.Б.,
судей: Рудых А.И., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании директора общества с ограниченной ответственностью "Дороги Сибири" Тамошевича Е.В., представителей общества с ограниченной ответственностью "Дороги Сибири" Адамюка Д.В. (доверенность от 14.04.2021), Инспекции Федеральной налоговой службе по Октябрьскому округу г. Иркутска Пендиковой Т.А. (доверенность от 17.12.2020 N 05-16/032143), Марченко М.Д. (доверенность от 30.12.2020 N 05-16/034060) и Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области Пендиковой Т.А. (доверенность от 15.04.2021 N 08-12/007176),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дороги Сибири" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 01 декабря 2020 года по делу N А19-6895/2020 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 марта 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Дороги Сибири" (ОГРН 1143850067668, ИНН 3811014610 далее - ООО "Дороги Сибири", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Федеральной налоговой службе России (ОГРН 1047707030513, ИНН 7707329152, далее - ФНС), Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска (ОГРН 1043841003832, ИНН 3808114244, далее - инспекция) о признании незаконным бездействия ФНС по нерассмотрению жалобы ООО "Дороги Сибири" от 20.12.2019 на решение инспекции от 20.12.2018 N 13-33/3642 о проведении выездной налоговой проверки, в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 139 Налогового кодекса Российской Федерации; признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска от 20.12.2018 N 13-33/3642 о проведении выездной налоговой проверки.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области (ОГРН 1043801064460, ИНН 3808114068, далее - управление).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 01 декабря 2020 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 марта 2021 года, в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Общество, не согласившись с указанными судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке их законности и обоснованности в связи с неправильным применением судами норм материального и процессуального права.
По мнению налогоплательщика, судами фактически не дана оценка доводам общества о факте бездействия ФНС; не дана надлежащая оценка признанию Арбитражным судом Омской области от 26.03.2019 по делу N А46-1891/2019 незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области об отказе в государственной регистрации от 07.11.2018 N 19934А. Должностное лицо Инспекции Федеральной налоговой службе по Октябрьскому округу г. Иркутска, принявшее решение от 20.12.2018 N 13-33/3642 о проведении выездной налоговой проверки, достоверно знало о том, что общество принимает активные меры по смене адреса регистрации, 01.10.2018 обществом в регистрирующий орган представлен пакет документов (вх. N 19934А) для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица в связи с изменением адреса общества. 08.10.2018 регистрирующим органом вынесено решение о приостановлении государственной регистрации. Инспекция имела возможность не принимать решение до момента смены адреса регистрации общества, но своим правом не воспользовалась, действия инспекции совершены с намерением причинить вред обществу.
В отзыве на кассационную жалобу управление просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Присутствующие в судебном заседании Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа представители общества и налоговых органов поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на жалобу.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального и соблюдения норм процессуального права, а также соответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, инспекцией на основании статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации принято решение от 20.12.2018 N 13-33/3642 о проведении выездной налоговой проверки в отношении ООО "Дороги Сибири" и его обособленного подразделения, расположенного в г. Братске, по вопросам правильности исчисления, своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2015 по 31.12.2016.
Полагая, что у инспекции отсутствовали полномочия для вынесения решения о проведении выездной налоговой проверки, поскольку ООО "Дороги Сибири" находилось в спорный период в другом регионе, общество обратилось с жалобой от 20.12.2019 в Федеральную налоговую службу на указанное решение инспекции.
Письмом от 25.12.2019 N 9-6-03/0609@ ФНС направила жалобу общества в управление для принятия решения с учетом положений глав 19 и 20 Налогового кодекса Российской Федерации.
По результатам рассмотрения жалобы управлением принято решение от 20.01.2020 N 26-19/000860@ об оставлении жалобы без удовлетворения.
Общество, считая ненормативные правовые акты, действия и бездействие должностных лиц инспекции и ФНС незаконными, необоснованными и нарушающими его права и законные интересы, обжаловало их в судебном порядке.
Судами первой и апелляционной инстанций в удовлетворении заявленных требований отказано.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, исходя из следующего.
Исходя из положений статей 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. На лице, оспаривающем акт, действия, лежит бремя доказывания наличия факта нарушенных оспариваемыми актом, действиями (бездействием) его законных прав.
В соответствии со статьей 30 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 1, 4 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах; указанные органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуществляют свою деятельность непосредственно, с привлечением организаций, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному по контролю и надзору в области налогов и сборов, а также во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе проводить налоговые проверки.
Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица, если иное не предусмотрено пунктом 2 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации.
В силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Таким образом, из анализа статей 83, 84, 89 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговым органом, уполномоченным выносить решение о проведении выездной налоговой проверки, является тот налоговый орган, в котором налогоплательщик-организация состоит на налоговом учете по месту ее нахождения, а при смене места нахождения юридического лица налоговый орган до момента внесения записи в ЕГРЮЛ о снятии его с учета по прежнему адресу вправе принять решение о проведении выездной налоговой проверки плательщика.
По результатам оценки представленных в материалы дела доказательств судами установлено, что на момент вынесения оспариваемого решения инспекции от 20.12.2018 N 13-33/3642 о проведении выездной налоговой проверки местом нахождения общества являлся адрес: г. Иркутск, ул. Байкальская, дом 295, помещение 32.
Учитывая, что общество состояло на регистрационном и налоговом учете в Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска, инспекция приняла оспариваемое обществом решение от 20.12.2018 N 13-33/3642 о проведении выездной налоговой проверки в пределах своих полномочий.
Указанное решение соответствует требованиям, предъявляемым к нему статьей 89 Налогового кодекса Российской, что также подтверждено решением управления от 18.03.2019 N 26-17/005296@ по жалобе общества.
В кассационной жалобе общество ссылается на вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Омской области от 26.03.2019 по делу N А46-1891/2019, которым признано незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области об отказе в государственной регистрации от 07.11.2018 N 19934А; суд обязал уполномоченный орган осуществить государственную регистрацию изменений в сведения об обществе на основании заявления от 01.10.2018 N 19934А о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
Вместе с тем, в силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
По мнению общества, оно правомерно обратилось в ФНС России в соответствии с пунктом 2 статьи 139 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому жалоба в вышестоящий налоговый орган может быть подана в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
Вместе с тем, из абзаца 1 и 3 пункта 2 статьи 139 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что жалоба в вышестоящий налоговый орган может быть подана, если иное не установлено Кодексом, в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. Жалоба в ФНС России может быть подана в течение трех месяцев со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (апелляционной жалобе).
Поскольку жалоба на оспариваемое решение инспекции не подавалась обществом в управление, у него отсутствовали правовые основания для подачи жалобы в ФНС.
Следовательно, действия ФНС по перенаправлению жалобы общества в управление были правомерны, факт бездействия ФНС не нашел своего подтверждения.
Управлением было принято решение об оставлении жалобы общества без удовлетворения в срок, указанный ФНС.
Таким образом, доводы заявителя кассационной жалобы основаны на неправильном толковании норм права самим обществом.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали доказательства по делу, дали им правильную оценку и не допустили нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, в том числе, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное, на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обжалуемые судебные акты должны быть оставлены без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 01 декабря 2020 года по делу N А19-6895/2020 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 марта 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Б. Новогородский |
Судьи |
А.И. Рудых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В кассационной жалобе общество ссылается на вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Омской области от 26.03.2019 по делу N А46-1891/2019, которым признано незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области об отказе в государственной регистрации от 07.11.2018 N 19934А; суд обязал уполномоченный орган осуществить государственную регистрацию изменений в сведения об обществе на основании заявления от 01.10.2018 N 19934А о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
Вместе с тем, в силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
По мнению общества, оно правомерно обратилось в ФНС России в соответствии с пунктом 2 статьи 139 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому жалоба в вышестоящий налоговый орган может быть подана в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
Вместе с тем, из абзаца 1 и 3 пункта 2 статьи 139 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что жалоба в вышестоящий налоговый орган может быть подана, если иное не установлено Кодексом, в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. Жалоба в ФНС России может быть подана в течение трех месяцев со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (апелляционной жалобе)."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 6 июля 2021 г. N Ф02-3182/21 по делу N А19-6895/2020