город Иркутск |
|
07 июля 2021 г. |
Дело N А19-12067/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 июля 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новогородского И.Б.,
судей: Левошко А.Н., Рудых А.И.,
при участии в судебном заседании представителя Аппарата Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области Каменяр О.В. (доверенность от 02.07.2020),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Аппарата Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 14 декабря 2020 года по делу N А19-12067/2020 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 марта 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Аппарат Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области (ИНН 3808171394, ОГРН 1083808000220; далее - аппарат) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к общественной организации "Местная национально-культурная автономия "Белорусы Черемхово Иркутской области" (ИНН 3820013566, ОГРН 1083800001988; далее - общественная организация) о взыскании 56 166 рублей 53 копейки, составляющих сумму неиспользованной субсидии, предоставленной ответчику на реализацию социально значимого проекта "Танчы Разам - Танцуем вместе".
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 14 декабря 2020 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 марта 2021 года, в удовлетворении требования отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, аппарат обратился с кассационной жалобой в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, в которой просит их отменить.
Как следует из кассационной жалобы и возражений на отзыв, негативные последствия отзыва лицензии у банка не должны ложиться на бюджет субъекта Российской Федерации. Суды рассмотрели дело без учета положений статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Иркутской области от 27.10.2014 N 538-пп. Перечисленные аппаратом по соглашению и неиспользованные общественной организацией в соответствии с целевым назначением и условиями соглашения средства субсидии в размере 59 166 рублей 53 копейки не были потрачены на предусмотренные соглашением цели. Использование руководителем общественной организации личных средств для реализации проекта не предусмотрено и не доказано организацией. Последующее удовлетворение требований организации как кредитора повлечет возникновение у него неосновательного обогащения.
Общественной организацией представлен отзыв на кассационную жалобу, из которой следует о ее согласии с обжалуемыми судебными актами.
В судебном заседании Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа представитель аппарата поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Общественная организация о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направила, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в ее отсутствие.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, общественная организация "Местная национально-культурная автономия "Белорусы Черемхово Иркутской области" является некоммерческой организацией.
На основании распоряжения Правительства Иркутской области от 17.11.2017 N 635-рп "О предоставлении субсидий из областного бюджета победителям регионального конкурса социально значимых проектов по реализации инициатив по сохранению национальной самобытности Иркутской области и гармонизации межэтнических отношений" в номинации "Сохранение национальной самобытности" общественной организации "Местная национально-культурная автономия "Белорусы Черемхово Иркутской области" предоставлена субсидия в сумме 163 572 рублей в целях реализации социально значимого проекта "Танчы Разам - Танцуем вместе" (далее - проект).
20.12.2017 между аппаратом и организацией заключено соглашение о предоставлении субсидий N 05-34-267/17 (далее - соглашение); перечисление субсидии общественной организации подтверждается платежным поручением от 21.12.2017 N 1443847.
Согласно пункту 2.1.3 соглашения, в случае неиспользования (неполного использования) субсидии, а также в случае нарушения пункта 28 Положения о проведении конкурса, а также в случае непредставления (несвоевременного представления) отчетов, предусмотренных пунктом 2.2.4 соглашения, получателю субсидий направляется извещение о выявленных нарушениях.
Общественная организация реализовала проект в ноябре 2018 года, средства субсидии, представленные на реализацию проекта, были использованы не в полном объеме: организация не использовала часть субсидии на выплату заработной платы руководителя (координатора проекта), в том числе НДФЛ, а также на отчисления во внебюджетные фонды, поскольку у АО "ВостСибтранскомбанк", в котором были открыты расчетные счета организации, приказом от 19.10.2018 отозвана лицензия.
13.02.2020 в адрес общественной организации аппаратом направлено извещение о необходимости возврата в областной бюджет суммы неиспользованной части субсидии в размере 56 166 рублей 53 копейки.
Поскольку указанное извещение общественной организацией исполнено не было, аппарат обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о том, что основания для взыскания спорной суммы субсидии отсутствуют.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, исходя из следующего.
Согласно пункту 5 статьи 31.1. Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" оказание финансовой поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов путем предоставления субсидий.
Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентирован статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которой субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
По правилам подпунктов 2 и 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе, цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В силу пункта 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями предусмотренных статьей 78 Кодекса субсидий условий, установленных при предоставлении субсидий, соответствующие средства подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 статьи 78 Кодекса.
Таким образом, возврат субсидий возможен в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
По результатам оценки представленных в материалы дела доказательств в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, учитывая вышеизложенное правовое регулирование, судами установлено, что общественной организацией в установленный срок проведены мероприятия социально-значимого проекта, определенные соглашением; цели, обозначенные в соглашении о предоставлении субсидии, фактически достигнуты, что не оспаривается аппаратом; организация своевременно предоставила финансовый отчет об использовании субсидии из областного бюджета и привлеченных средств на реализацию социально значимого проекта.
Невозможность распоряжаться оставшимися денежными средствами субсидии на расчетном счете организации связана исключительно с действиями банка, негативные последствия от которых не должны ложиться на ответчика, в связи с чем ответчик по объективным причинам использовал личные сбережения руководителя проекта (организации), пожертвования, привлечены добровольцы, безвозмездно получены работы и услуги от коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей для исполнения запланированных мероприятий.
Исходя из изложенного, обжалуемые судебные акты являются законным и обоснованным.
Доводы кассационной жалобы о необходимости иной оценки доказательств являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и не свидетельствуют о нарушении судами норм материального права и несоответствии выводов судов обстоятельствам дела; несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами, оценкой доказательств не может быть предметом рассмотрения в суде кассационной инстанции.
Переоценка доказательств и фактических обстоятельств спора, установленных судами, в силу положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 14 декабря 2020 года по делу N А19-12067/2020 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 марта 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Б. Новогородский |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентирован статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которой субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
По правилам подпунктов 2 и 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе, цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В силу пункта 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями предусмотренных статьей 78 Кодекса субсидий условий, установленных при предоставлении субсидий, соответствующие средства подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 статьи 78 Кодекса."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 7 июля 2021 г. N Ф02-2973/21 по делу N А19-12067/2020