город Иркутск |
|
21 июля 2021 г. |
Дело N А10-274/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июля 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новогородского И.Б.,
судей: Рудых А.И., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителя прокуратуры Мальхановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального образования городского поселения "поселок Новый Уоян" на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01 апреля 2021 года по делу N А10-274/2020 Арбитражного суда Республики Бурятия,
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования городского поселения "поселок Новый Уоян" (ОГРН 1050301961456, ИНН 031700605; далее - АМО ГП "пос. Новый Уоян", администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Северобайкальскому межрайонному природоохранному прокурору (далее - прокурор) о признании недействительным представления от 31.10.2019 N 102ж-2019 об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления, признании незаконными действий прокурора по внесению представления и об обязании устранить допущенные нарушения прав путем отзыва представления.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Байкальская межрегиональная природоохранная прокуратура (ОГРН 1173850044818, ИНН 3808202282), Администрация муниципального образования "Северо-Байкальский район" Республики Бурятия (ОГРН 1020300796526, ИНН 0317001532), Забайкальское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН 1047550021936, ИНН 7536056390), Министерство природных ресурсов Республики Бурятия (ОГРН 1050302689810, ИНН 0326026773).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 28 декабря 2020 года заявленное требование удовлетворено частично. Суд первой инстанции признал недействительным представление Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора от 31.10.2019 N 102ж-2019, как противоречащее Федеральному закону от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01 апреля 2021 года решение суда первой инстанции отменено в части удовлетворения заявленных требований; в отмененной части принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с постановлением апелляционного суда, АМО ГП "пос. Новый Уоян" обратилась с кассационной жалобой в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Как следует из кассационной жалобы, судом апелляционной инстанции неправильно применены нормы материального права в связи с подменой понятий - площадки твердых коммунальных отходов и объекта размещения отходов, а также возложения полномочий на орган местного самоуправления по утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, которые в силу закона не относятся к вопросам местного значения поселения.
Прокуратурой представлен отзыв на кассационную жалобу, из которого следует о ее согласии с обжалуемым судебным актом.
Иными лицами, участвующими в деле, отзывы на кассационную жалобу не представлены.
В судебном заседании представитель прокуратуры поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда апелляционной инстанции о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на жалобу, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, АМО ГП "пос. Новый Уоян" является собственником земельного участка, расположенного по адресу: Республика Бурятия, Северо-Байкальский район, пгт. Новый Уоян, кадастровый номер 03:17:09010132:2, площадью 9372 кв.м., вид разрешенного использования под санкционированную свалку.
Указанный земельный участок предоставлен на основании постановления администрации МО "Северо-Байкальский район" N 338 от 22.04.2015.
Администрацией МО "Северо-Байкальский район" направлено обращение Северобайкальскому межрайонному природоохранному прокурору N 3694 от 07.10.2019 о принятии мер прокурорского реагирования в связи с неисполнением АМО ГП "пос. Новый Уоян" обязанности по уборке несанкционированной свалки бытовых отходов на земельном участке с кадастровым номером 03:17:090132:2, расположенном на землях населенного пункта п. Новый Уоян.
31.10.2019 прокуратурой вынесено оспариваемое представление N 102ж-2019, в котором прокурор пришел к следующим выводам: 1) в нарушение части 2 статьи 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", Правил формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к его содержанию, утвержденных постановлением правительства РФ от 31.08.2018 N 1039, в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не включены сведения о местах складирования отходов на срок не более 11 месяцев. В указанный реестр включены лишь контейнерные площадки; 2) в нарушение статьи 8 Закона Республики Бурятия от 09.03.2010 N 1254-IV "Об отходах производства и потребления в Республике Бурятия", статьи 210 ГК РФ, пункта 2 части 2 статьи 13 ЗК РФ, статьи 42 ЗК РФ АМО ГП "пос. Новый Уоян" не приняты меры по созданию площадки накопления твердых коммунальных отходов, а также меры по освобождению ее от размещенных на ней твердых коммунальных отходов.
АМО ГП "пос. Новый Уоян", посчитав представление прокуратуры 31.10.2019 незаконным, нарушающим права и законные интересы, обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Признавая оспариваемое представление прокурора не соответствующим закону, суд первой инстанции исходил из преждевременности вывода прокурора о том, что на спорном земельном участке расположена несанкционированная свалка, при этом не установлен статус земельного участка (является ли земельный участок местом сбора твердых коммунальных отходов или объектом размещения твердых коммунальных отходов); не учтено то обстоятельство, что земельный участок используется для размещения твердых коммунальных отходов иными организациями.
Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд признал ошибочной позицию суда первой инстанции о том, что требование прокурора о принятии мер по созданию площадки накопления твердых коммунальных отходов, а также мер по освобождению земельного участка от размещенных на нем твердых коммунальных отходов на администрацию городского поселения незаконно, поскольку выходит за пределы полномочий администрации городского поселения, установленных статьей 8 Закона N 89-ФЗ и статьей 14 Закона N 131-ФЗ.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 21 Закона Республики Бурятия от 31.12.2004 N 985-ТТТ "Об установлении границ, образовании и наделении статусом муниципальных образований в Республике Бурятия" поселок Новый Уоян наделен статусом городского поселения.
Согласно пункту 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В силу статьи 1 указанного Закона под накоплением отходов понимается складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения. Твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Закона Республики Бурятия от 09.03.2010 N 1254-IV "Об отходах производства и потребления в Республике Бурятия" (далее - Закон РБ N 1254-IV), на территориях поселений (городских округов) накопление твердых коммунальных отходов осуществляется на площадках накопления твердых коммунальных отходов в случае отсутствия в поселении условий, необходимых для обработки и захоронения твердых коммунальных отходов, организацию площадок осуществляют органы местного самоуправления поселений (городских округов).
Площадка накопления твердых коммунальных отходов - это специально обустроенное сооружение в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, на которых осуществляется временное складирование твердых коммунальных отходов сроком не более чем 11 месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения (статья 1 Закона РБN 1254-IV).
В соответствии с пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Вопрос о возложении обязанности по устранению захламления на расположенных на территории муниципальных образований земельных участках в случае, если виновное в причинении вреда лицо не установлено, должен решаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка вне зависимости от вида отходов, которые несанкционированно размещены на земельном участке.
Под объектом размещения отходов понимается специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) (статья 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
Вместе с тем, как установлено апелляционным судом, в нарушение подпунктов 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" образовавшиеся твердые коммунальные отходы размещены на земельном участке в отсутствие специально оборудованной площадки ТКО, чем оказывается негативное воздействие на окружающую среду.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать порчу, загрязнение земель и иное негативное воздействие на почвы.
На основании вышеуказанных норм в их взаимосвязи, представление внесено администрации МО ГП "поселок Новый Уоян" как собственнику земельного участка, на котором расположена свалка и лицу, ответственному за организацию и обустройство площадок накопления отходов, в полномочия которого входит устранение выявленных прокуратурой нарушений.
Фактические обстоятельства дела апелляционным судом установлены и исследованы в полном объеме, выводы апелляционного суда соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятого по делу судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01 апреля 2021 года по делу N А10-274/2020 Арбитражного суда Республики Бурятия оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Б. Новогородский |
Судьи |
А.И. Рудых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Под объектом размещения отходов понимается специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) (статья 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
Вместе с тем, как установлено апелляционным судом, в нарушение подпунктов 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" образовавшиеся твердые коммунальные отходы размещены на земельном участке в отсутствие специально оборудованной площадки ТКО, чем оказывается негативное воздействие на окружающую среду.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать порчу, загрязнение земель и иное негативное воздействие на почвы."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21 июля 2021 г. N Ф02-3347/21 по делу N А10-274/2020
Хронология рассмотрения дела:
21.07.2021 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3347/2021
01.04.2021 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1639/20
28.12.2020 Решение Арбитражного суда Республики Бурятия N А10-274/20
24.03.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1639/20